Американское издание Popular Mechanics живо интересуется авиационной техникой и рассматривает разные ее аспекты. К примеру, 6 января в нем вышла статья Кайла Мизоками «The 5 Weirdest Military Helicopters That Ever Flew» – «5 самых странных военных вертолетов, которые когда-либо летали». Автор рассмотрел вертолетную технику с точки зрения конструкции и эстетики.
Содержание:
Самые странные
Традиционно Popular Mechanics начинает статью с выводов. Напоминают, что за 98 лет существования вертолетостроения в его нынешнем виде были разработаны едва ли не тысячи разных конструкций самого разного вида. Тонкие лопасти несущей системы, вытянутые хвостовые балки и выпуклые фонари могут придавать вертолетам вид гигантских насекомых. При всем этом, специфическая эстетика конструкции часто связана с ее размерами.
В целом вертолеты странны. В отличие от самолетов, проходящих через воздух, они создают подъемную силу при помощи несущих винтов, подчиняющих воздушный поток. Военные вертолеты имеют автоматические пушки под носом фюзеляжа, точки подвески ракет под крылом или выпуклые корпуса для размещения десанта. На этом фоне выделяются пять вертолетов с наиболее странной эстетикой.
Ми-12
Самым большим вертолетом, поднимавшимся в воздух, был советский Ми-12, известный в странах НАТО под кодовым именем Homer. Он разрабатывался для ракетных войск стратегического назначения и должен был перевозить баллистические ракеты большой дальности к местам запуска в отдаленных районах. Габариты ракет стали определяющим фактором, и вертолет получился просто гигантским.
Длина этого вертолета достигала 114 футов (34,74 м) – почти как у пассажирского самолета Boeing 737. Размах крыла – 219 футов (66,75 м). Это был один из немногих летательных аппаратов, ширина которых значительно превышает длину. Ми-12 получил два несущих винта, расположенных на концах крыла. Каждый из них приводился в движение парой турбовальных двигателей Д-25ВФ – это был единственный в истории четырехмоторный вертолет.
Опытный Ми-12 поднял груз массой более 88,6 тыс. фунтов (40,24 т) на высоту 7,4 тыс. футов (2250 м). Также он мог вместить 100 бойцов с вооружением. Однако этот вертолет не пошел в серию. РВСН начали внедрять ракетное вооружение с другими принципами базирования и развертывания, и им более не требовался сверхтяжелый вертолет.
Gyrodyne QH-50 DASH
Вертолеты оказали влияние на разные сферы, и больше всего изменили противолодочную оборону. В пятидесятых годах растущий советский подводный флот в случае гипотетической Третьей мировой войны мог бы устроить еще одну Битву за Атлантику. Ответом на это в странах НАТО стали вертолеты, способные работать с кораблей, находить подводные цели и быстро реагировать на них, а также преследовать и срывать их атаки.
В 1960 г. военно-морские силы США провели испытания беспилотного вертолета QH-50 DASH от компании Gyrodyne. Этот беспилотник получил несущую систему с двумя соосными винтами противоположного вращения, дававшую высокие летные данные и устойчивость в воздухе. Серийные DASH развертывались на старых эсминцах и должны были реагировать на появление подводной угрозы.
Беспилотный вертолет мог нести противолодочные торпеды Mk 44, доставлять их в район цели и сбрасывть. Также предусматривалось использование ядерной глубинной бомбы Mk 57 мощностью от 5 до 20 кт в тротиловом эквиваленте.
Ми-24
В марте 1969 г. в районе реки Уссури произошли столкновения советской и китайской армий. В этот период бывшие союзники, ставшие заклятыми врагами, усиленно работали над укреплением границ и усилением обороноспособности. Имея технологическое превосходство, СССР решил создать хорошо вооруженный бронированный вертолет, способный перевозить бойцов с оружием. Так началась история будущего Ми-24 «Горбач» (Gorbach) или Hind («Лань») в кодах НАТО.
Ми-24 стал первым советским ударным вертолетом. В отличие от американской техники этого класса, он мог прибыть в заданный район, высадить десант и затем самостоятельно поддержать его огнем. Самый ранний вариант этой машины, Hind-A, перевозил восемь бойцов и был вооружен 12,7-мм пулеметом, четырьмя блоками 57-мм неуправляемых ракет или противотанковыми AT-2 Swatter (3М11 «Фаланга»).
Вертолет получил два турбовальных двигателя ТВ3-117 мощностью по 2200 л.с. Они находились над кабиной и придавали вертолету узнаваемый горбатый вид.
Boeing Vertol CH-21 Shawnee
Одни вертолеты похожи на насекомых, другие – на птиц. Вертолеты с парой несущих винтов, расположенных в носовой и хвостовой частях, имеют длинный изогнутый фюзеляж, придающий сходство с бананом. С тропическим фруктом сравнивали несколько вертолетов, но первым «летающим бананом» был американский CH-21 Shawnee.
«Шауни» относили к классу тяжелых вертолетов, и он мог перевозить до 20 чел. Он использовался в качестве десантно-штурмового средства в авиации армии и корпуса морской пехоты США. Как и другие американские вертолеты, он был назван в честь индейского племени, причем с благословления самих индейцев.
«Летающий банан» CH-21 поступил на вооружение в начале пятидесятых и эксплуатировался около 15 лет. В середине шестидесятых ему на смену пришел более крупный и мощный CH-47 Chinook, до сих пор остающийся на службе. Этот вертолет тоже был построен по продольной двухвинтовой схеме.
Ка-27
Popular Mechanics напоминает, что боевые корабли советской постройки были достаточно тесными. Их строили с учетом размещения максимального количества систем и вооружений, нередко в ущерб комфорту экипажа. Для ведения противолодочной обороны или выполнения транспортных задач эсминцы и фрегаты несли вертолет, и авиационной технике тоже приходилось работать в стесненных условиях.
ВМФ СССР нуждался в вертолете, который сможет уместиться в небольшом ангаре надстройки корабля-носителя, а также взлетать и садиться на палубу ограниченного размера. С учетом таких требований ОКБ Н.И. Камова разработало вертолет Ка-27, известный в НАТО как Helix («Спираль»).
Ка-27 похож на серого металлического шмеля. Он оснащен соосной несущей системой, как американский БПЛА QH-50, и не имеет рулевого винта для компенсации реактивного момента. Такая схема позволила сделать вертолет компактнее и короче. Для решения основных задач на борт Ка-27 обычно загружались гидроакустические буи, осуществлявшие поиск подводных целей. Также вертолет мог нести противолодочные торпеды. В кабине размещается до 16 человек.
Техника и эстетика
Автор Popular Mechanics предложил свой вариант списка из пяти самых странных военных вертолетов мира, основываясь на их экстерьере и связанных с ним особенностями конструкции. Возможно, этот список мог бы выглядеть иначе или включать куда больше образцов техники с теми или иными необычными чертами. Впрочем, и представленная точка зрения имеет право на жизнь.
Следует обратить внимание на то, что все перечисленные К. Мизоками вертолеты занимают важные места в истории авиастроения мира или своих стран. Каждый из них демонстрировал актуальный уровень развития технологий, запускал новый этап развития вертолетов и т.д. И все нововведения тем или иным образом отражались в облике и эстетике техники, а также вводили новую «моду», наблюдавшуюся в следующих конструкциях.
Источник — https://topwar.ru/234425-popular-mechanics-5-samyh-strannyh-voennyh-vertoletov.html