Kawanishi N1K2-J «Shiden» KAI Лучший из худших?

12

Определения «лучший-худший», примененные к чему-либо, всегда были спорными, вызывали к жизни справедливые и не очень аргументы и контраргументы, с последующим плавным переходом на личности . Казалось бы, наш герой, последний серийный истребитель флота угасающей империи, Kawanishi N1K2-J «Shiden» KAI модель 21 («Фиолетовая молния», в коде союзников «George», ), однозначно «лучший», но дьявол, как известно, кроется в деталях.

Оценка боевой эффективность того или иного вида оружия (в частности, самолета-истребителя) определяется летными данными машины в сравнении с техникой оппонентов, реальными боевыми успехами (именно реальными, а не «чего их, басурман, жалеть») , что естественно определяется и человеческим фактором, сами по себе «железяки» не воюют. Пока не воюют.

На арте "Шиден-KAI" 343-го корпуса главного старшины Шоичи Сугита (CPO Shoichi Sugita) кошмарит F6F-5 "Hellcat". В реалиях, именно "Хеллкеты " из VF-46 15 апреля 45-го и поставили точку в карьере одного из самых результативных пилотов "Шиденов -KAI", Сугиты (7 заявок на победы из общих 70-ти) подловив на взлете вместе с ведомым.

На арте «Шиден-KAI» 343-го корпуса главного старшины Шоичи Сугита (CPO Shoichi Sugita) кошмарит F6F-5 «Hellcat». В реалиях, именно «Хеллкеты » из VF-46 15 апреля 45-го и поставили точку в карьере одного из самых результативных пилотов «Шиденов -KAI», Сугиты (7 заявок на победы из общих 70-ти) подловив на взлете вместе с ведомым.

Содержание:

Железо

Рождение самолета было до банального простое. Предшественник героя статьи, Kawanishi N1K1-J «Shiden» (с которого и пошло обзывательство союзниками всей серии: «George») страдал, кроме стандартных для новой техники «детских болячек», врожденным конструктивным недугом: компоновка самолета (среднеплан), обусловила установку длинных, «сжимаемых» с помощью гидравлики, стоек шасси. Стойки шасси, как и тормоза, надежностью не отличались, что резко усложняло посадку и требовало наличия пилотов высокой квалификации, которых уже банально не было в наличии.

Серьезность проблемы понимали и с выпуском первых серийных «Шиденов» N1K1-J, в середине 43-го, начались работы по превращению среднеплана в низкоплан, низкоплану длинные стойки шасси попросту не нужны. Результатом работ был запуск новой модификации в серию через год, летом 44-го: N1K2-J «Shiden» KAI.

«Новая модификация», это очень мягко сказано: кроме конструкции крыла и двигателя (Nakajima NK9H (он же армейский Ha45-21 «Ноmare»)) все остальное было спроектировано заново.

Что получилось (в сравнении с Зеро).

Маневренность и скороподъемность на уровне A6M5 «Зеро», приличная скорость пикирования, полный пакет пассивной защиты, присутствовавший только на мелкосерийном «утюжке» A6M5с и истребителе-бомбардировщике A6M7.

Вооружение из четырех 20-мм пушек Type 99 model 2, недостижимое ни для одной модификации «Зеро» и способное наделать вот таких дел:

C радиусом действия было не очень хорошо: без малого в два раза меньше чем у A6M5 «Зеро». Хотя по ТЗ от «Шидена» такой добродетели и не требовалось, на самом деле малый, в сравнении с «Зеро», радиус действия основательно «аукнулся».

К сожалению (для японцев) «от осинки не родятся апельсинки»: как и предшественник N1K1-J,»Шиден-KAI» был относительно тихоходной для 44-45-ых годов машиной (по разным источникам 585-595 км/ч). Нет, это основательно больше чем у самого быстрого «Зеро», но дело приходилось иметь с машинами совершенно другого уровня. Самый медленный из оппонентов, Grumman F6F-5 «Hellcat», был быстрее «Шидена-KAI» без малого на 50 км/ч. С другими «друзьями» (F4U-4, P-51D, P-47N) разница в скорости была просто неприличной.

К чему это приводило хорошо показывает бой 28 мая 45-го года над южным Каюши. Начиналось все за здравие: японцы, имея преимущество по высоте и не будучи обнаруженными, атаковали группу из 12-ти P-47N «Thunderbolt» 19-ой эскадрильи (19th FS, 318th FG). Кончилось все за упокой: янки вовремя обнаружили «Шидены-KAI», добавили газу, оторвались с набором высоты, развернулись и закончили встречу со счетом 5:0 в свою пользу.

Люди

История боевого применения «Шиденов-KAI» — единственный известный случай конца войны, когда ну никак нельзя сослаться на низкий уровень подготовки что летного, что технического персонала. Самолеты (до конца войны успели выпустить 423 тушки (по другим данным -400, причем около восьмидесяти так и остались на заводах и были найдены после войны американцами) попадали только в два подразделения: корпус Йокосука (Yokosuka Kokutai) и 343-ий корпус (343th Kokutai) — так и хочется написать Гвардейский).

В корпусе Йокосука, входящем в систему ПВО Метрополии (приходящий в голову аналог — наш Липецкий центр боевой подготовки) использовался весь спектр авиационной техники, когда-либо произведенной для флота. Естественно присутствовали и N1K2-J, по мере возможности использовавшиеся в боях, причем в составе смешанных групп истребителей по принципу «что летает, на том и полетели» .

Самый известный бой корпуса с участием «Шиденов-KAI» произошел 16 февраля 45-го года, когда авиагруппы TaskForce 58 «асфальтировали» аэродромы в районе Токио. В вылетевшей на перехват смешанной группе корпуса присутствовали «Зеро», «Райдены», N1K1-J и по крайней мере пять N1K2-J. Пилоты «Шиденов-KAI» заявили пять побед при потере одного самолета. Три победы (все F6F) были записаны на счет второго лейтенанта Канеоши Муто (Ens Kaneyoshi Mutoh).

Силами местной пропаганды бой пилота был превращен в форменный подвиг: группа перехватчиков куда-то исчезла, Муто, оказывается, сражался в одиночку против двенадцати «Хеллкетов», четырех сбил, остальные ретировались. После войны история стала обрастать все новыми подробностями, например, все побитые «Хеллкеты» оказались из эскадрильи VF-82, у которой не зафиксировано таких одномоментных потерь. На вентилятор набросил и Сабуро Сакае в своих воспоминаниях: «Шиден-KAI», на котором геройствовал Муто, в воспоминаниях плавно превратился в «Зеро». Вообще, Сакае много чего навспоминал, дав разгромную характеристику N1K2-J «Shiden» KAI (на котором не совершил ни одного боевого вылета) и проехался катком по полковнику Минору Гэнда (о нем ниже). Лишнее доказательство, как осторожно надо относиться к воспоминаниям участников событий.

Ну и конечно основной и главный эксплуатант самолета — 343-ий корпус.

Вторая реинкарнация 343-го корпуса (первую помножили на ноль летом 44-го на Марианских островах) обязана своим рождением Организатору и Командиру с большой буквы полковнику Минору Гэнда (Capt Minoru Genda). Организатор авиа-удара по Перл Харбору был не только талантливой «штабной крысой» но и практикующим пилотом с налетом 3000 часов.

Идея Гэнды была в создании элитного авиа-подразделения, оснащенного самой совершенной имеющейся мат-частью, причем основной целью должны были стать именно палубные истребители противника, появление которых на Метрополией, на момент формирования корпуса зимой 44-го, было вопросом времени. Самой совершенной имеющейся мат-частью был назначен N1K2-J «Shiden» KAI, основной тактикой боев была «dive and zoom» (бей-беги)- атака пар и четверок, что больше всего и удивило американцев (НЕ самолеты, НЕ уровень подготовки пилотов, а по сути их же тактика).

Атаковать противника по возможности планировалось на отходе от цели, в условиях ограниченного запаса топлива у последнего, всячески пользуясь информацией по наведению с наземных постов наблюдения, радиолокаторов и специально приданных самолетов-разведчиков Nakajima C6N1 «Saiun» (в коде союзников «Myrt») .

Как одна истребительная авиа-дивизия (а этим по сути и был 343-ий корпус) могла изменить ход войны, неведомо, но решение было принято.

Кроме плюсов мероприятия были и минусы: Минору Гэнда получил карт-бланш на отбор персонала в новосозданный корпус и принялся подобно пылесосу вытягивать опытный летный и технический состав из других подразделений, буквально «разувая» последние (тот же вышеупомянутый Канеоши Муто).

При всем при том, при всех возможностях рекрутирования, сам Гэнда оценивал число опытных летчиков в корпусе на уровне 45% от общего. Остальное неофиты. Конец был близок.

Все без исключения пилоты первый раз увидели «Шиден-KAI» только прибыв в подразделение, поэтому подготовка затянулась до марта 45-го года. К тому же, поставка новых самолетов затягивалась, оснастить полки (Sento Hikotai) штатными 48-ю «Шинденами» не удалась и к марту.

Первый бой состоялся 19 марта 45-го, но гладко было только на бумаге, обстоятельства никак не способствовали ни планам Гэнды, ни разработанной тактике. В апреле 45-го, с началом Битвы за Окинаву корпус в полном составе был переброшен в Каною для сопровождения Токко (групп самолетов-камикадзе). Тут и дал о себе знать малый, в сравнении с «Зеро», радиус действия. «Шидены» могли сопровождать Токко совсем не до самого закономерного конца, все равно находясь во вражеском радиолокационном поле, а наводить истребители янки еще как умели, так еще и с мизерным запасом топлива на воздушный бой (называлась цифра не более 15 минут) да еще в условиях численного перевеса противника. К тому же, аэродромы базирования подвергались постоянным ударам как палубной авиации, так и такого неубиенного аргумента как группы B-29 «Superfortress»(из двенадцати заявок корпуса на победы этого периода над B-29, подтверждаются лишь две, одна из которых тараном). Охотник превратился в жертву.

Воздушные бои поздней весны-лета 45-го можно было охарактеризовать выражением «нас двадцать, а вражин под сотню» и это не было фигурой речи: после захвата Окинавы янки первым делом перебросили на новые-старые аэродромы тактическую авиацию Армии и КМП.

Войну корпус закончил с более чем 170-ю заявками на победы. В боях погибло 85 пилотов, еще 21 пилот погиб в авиа-катастрофах. 343-ий корпус признается японской историографией(а за ней и всеми остальными) самым эффективным подразделением флота финального периода войны.

Что имеем в сухом остатке.

-По 139 заявкам на победы есть информация американских партнеров. Противной стороной (янки) подтверждается 35 воздушных побед 343-го корпуса (три B-29, три летающие лодки PBM «Mariner», остальное — палубные истребители F6F/F4U). Без комментариев.

-Благими намерениями вымощена не только дорога в ад, но и морское дно у острова Окинава.

-Значимая часть миссий проводилась на дальнее сопровождение «одноразовых бомбардировщиков» на такую дальность, для которой самолет был совершенно не предназначен и где «дальнобойный» Зеро имел очевидное преимущество. Что-то не так было в «датском королевстве» с боевым управлением.

-Только в одной миссии (первой, 19 марта 45-го года) наблюдалось массовое использование истребителей 343-го корпуса (63 машины на вылет), в остальных известных случаях в бой шел хорошо, если неполный полк, Sento Hikotai (двадцать-тридцать машин). Все-таки что-то не так было в «датском королевстве» с двигателями Nakajima NK9H, «знаменитыми Ноmare». Двигатель «Зеро» же, Nakajima Sakae 21, был надежен, как гаечный ключ.

-По известным миссиям количество погибших пилотов близко к количеству потерянных самолетов: что-то не так было в «датском королевстве» с пассивной защитой, опять получился «убийца пилотов Тип 0».

-Субъективные мнения противника ( американских пилотов, участников событий) о самолете традиционно разнятся: от восхищенных до презрительных, по крайней мере с «Зеро» самолет путали не всегда.

-«Лучший истребитель для собачьей свалки»? Но янки не вели маневренных воздушных боев, господа. Были бы противниками ВВС страны, исповедовавшие маневренный воздушный бой, может, результат был бы другой.

-Сложно сказать, можно ли бы было сделать что-то лучше в тех условиях, но очевидно, что для «правильной» истории проще пережить войну и написать «правильные» мемуары, чем быть действительно эффективным «отцом-командиром».

Источник — https://dzen.ru/a/ZBdN_YEaojCZhBOZ

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account