Как известно после гражданской войны большевики распродали большую часть оставшихся от «старого режима» кораблей Балтфлота на металлолом. И потому что банально не хватало средств а также и потому что флот являл собой скопище морально и физически устаревших небоеспособных уже плавсредств – зачастую еще ХIХ века.
Допустим что решение это было несколько откорректировано — с кораблей сняли больше брони и орудий а с некоторых — еще и машины — и складировали в арсеналах Кронштадта -«на всякий случай». А чуть позже — в конце-20х-начале 30х в с их использованием была построена серия «бюджетных» канонерских лодок получившая наименования по местам побед РККА в недавней Гражданской войне. По головному кораблю их назвали -серия «Перекоп». Дальше были «Свияжск», «Каховка», «Волочаевка» «Энзели», «Псков», «Спасск» и еще с несколько кораблей.
Их проектировщики озадачились созданием корабля для действий в прибрежных водах Финского залива и с возможностью захода в Ладожское озеро — где возникла финская угроза. «Перекопы» должны были поддерживать прибрежные части, обеспечивать десантные операции и т.п. В общем и целом выглядели они как несколько уменьшенная копия таких кораблей как «Храбрый» и «Грозящий» — 4-6 орудий 152 мм, (на «Перекопе» -2Х203мм), усиленное зенитное вооружение
Не из-за послезнания — просто изначально предполагалось, что они будут работать в зоне действия вражеской армейской авиации.
Частично их вооружили пушками 102 и 120 мм из старых запасов, в качестве противоминного калибра пошли старые же 57мм и 47мм — а на два последних — «Чита»и «Орел» в качестве эксперимента поставили в качестве главного калибра сухопутные 122 миллиметровки 52-П-471.
Корабли вышли как признавали и сами создатели — так себе — невысокая скорость — дай Бог 16-17 узлов, невысокая автономность- 600-700 миль в среднем (впрочем предполагалось что они не будут выходить из Финского залива, а в оптимуме — ходить не дальше Ивангорода), и достаточно скверная обитаемость — все было подчинено задаче создания мощного артиллерийского корабля с малой осадкой и малой ценой. Тем не менее, это были достаточно неплохие суда — строили то их толковые люди, например В.П.Костенко (что не спасло его впрочем от репрессий).
В итоге Краснознаменный Балтийский Флот получил за умеренные деньги примерно полтора десятка боевых единиц худо-бедно но натренировавшихся на оборону Ленинграда и окрестностей в те дни когда по выражению писателя Соболева едва одна десятая водного пространства Финского залива принадлежала СССР. Незадолго до войны они прошли модернизацию — например вместо старых 47мм-вок на некоторых из них установили 45мм а также добавили к двум счетверенным «максимам» по два 37мм автомата , а на «Перекоп» — изъятый со складов Эстонского флота запасной 40 мм автомат «Бофорс» (такие стояли на подлодках «Лембит» и «Калев»).
Как бы там ни было — им было суждено сыграть весьма важную роль в войне. Ибо именно эти неказистые и не слишком мощные корабли огнем своих пушек сорвали в сентябре 1941 взятие Шлиссельбурга частями фон Лееба и не позволили превратить осаду Ленинграда в блокаду (что с плохо скрытым раздражением констатировали немецкие генералы и историки). Осень 1941го стоила жизни четырем «Перекопам» -а до победной зимы 1944 го не дожил ни один. Но затраты на свою постройку и службу они окупили сполна и многократно.