«Канариас» и «Балеарес». Последний «вашингтонский» крейсер

16

В 20–30-е годы XX века испанская военно-морская стратегия носила оборонительный характер, а потому роль крейсеров заключалась в демонстрации флага за рубежом, защите торговых судов и борьбе против вражеской морской торговли. 14 июля 1926 года испанский король утвердил новый военно-морской бюджет размером 268 500 000 песет для строительства и оснащения двух 10 000-тонных крейсеров с мощным вооружением и большой дальностью плавания. Ими стали крейсеры «Канариас» и «Балеарес».

Содержание:

Возрождение испанского флота

Экономическая и политическая слабость Испании в сочетании с её географическим положением на перекрестке мировой морской торговли в XIXXX веках зачастую обрекали страну на роль жертвы в противостоянии великих держав. Особо уязвимы были испанские островные провинции, в частности Балеарские острова, лежащие на морском пути, соединяющем Францию ​​и Алжир, а также Канарские острова, лежащие на пути из Европы в Западную Африку. В случае возможного конфликта Испании с Англией или Францией эти острова могли стать целью для иностранной интервенции.

После того как испанский флот был практически уничтожен во время войны с США в 1898 году, в течение следующих нескольких десятилетий происходило его постепенное возрождение. Первыми единицами нового военно-морского флота стали небольшие дредноуты и торпедные катера. За ними последовали крейсеры, эсминцы и подводные лодки, сформировавшие небольшой, но сбалансированный флот, построенный с учётом уроков Первой мировой войны. В 20–30-е годы испанская военно-морская стратегия носила оборонительный характер, а потому роль крейсеров заключалась в демонстрации флага за рубежом, защите испанских торговых судов в случае очередной европейской войны (во время Первой мировой войны стороны конфликта потопили 68 испанских судов) и, в случае, если сама Испания была бы в неё втянута, в борьбе против вражеской морской торговли.

В составе испанского флота находилось всего пять более-менее новых крейсеров послевоенной постройки, однако они не шли ни в какое сравнение с 10 000-тонными «вашингтонскими» крейсерами с восьмидюймовой артиллерией, строившимися за рубежом. Даже новейшие испанские крейсеры типа «Принсипе Альфонсо» значительно уступали «вашингтонским» крейсерам по огневой мощи (несли по восемь 152-мм орудий) и не имели достаточной дальности плавания для автономных действий в океане вдали от собственных баз. Поэтому следующее поколение крейсеров для испанского флота решено было существенно усилить.

14 июля 1926 года испанский король Альфонсо XIII утвердил новый военно-морской бюджет размером 268 500 000 песет для строительства и оснащения двух 10 000-тонных крейсеров, а также ряда более мелких кораблей. Надо признать, что программа 1926 года была весьма смелой, особенно если учитывать слабость испанской экономики и значительно большую стоимость кораблей по сравнению с той же Великобританией. Тем не менее, испанские государственные деятели решились на огромные затраты – с условием, что новые крейсеры будут строиться исключительно на национальных верфях. Это давало работу многим тысячам судостроителей, а промышленность получала необходимый опыт создания столь сложных кораблей.

Разработка проекта

Проект крейсера был разработан британским концерном «Армстронг» под руководством сэра Филиппа Уотса на основе проекта тяжёлых крейсеров типа «Кент». В исходный проект был внесён ряд изменений: увеличенная на 10 000 л. с. мощность машин, уменьшенная ширина корпуса (с сохранением булей), меньший запас топлива и несколько иная схема бронирования. Всё это позволило увеличить максимальную скорость хода до 33 узлов. Носовой мостик был увеличен в размерах и имел обтекаемую форму для уменьшения сопротивления воздуху. По этой же причине дымовые трубы были объединены в одну и также имели обтекаемую форму. Изменению подверглось и вспомогательное вооружение.

В остальном же корабль был типичным «вашингтонским крейсером» (то есть, крейсером, созданным в соответствии с Вашингтонским морским соглашением 1922 года, устанавливавшим лимит водоизмещения в 10 000 т) со стандартным водоизмещением 10 000 т, нёсшим восемь 203-мм орудий при минимальном бронировании, обеспечивающем лишь защиту от орудий эсминцев, да и то не на всех дистанциях боя. По боевым возможностям корабль был равен ранним французским тяжёлым крейсерам типов «Турвиль» и «Суффрен», также итальянским крейсерам типа «Тренто». Более поздние крейсеры типов «Алжир» и «Зара» имели лучшую защиту, но, в целом, основные характеристики остались схожими, и значительно превосходили «испанцев» лишь новейшие японские и американские тяжёлые крейсеры.

Строительство

Заказ на строительство двух кораблей был размещён на верфи SECN в Эль-Ферроле 31 марта 1928 года. Корабли, при закладке получившие имена «быстроходный корабль №12» и «быстроходный корабль №14», позднее были переименованы, соответственно, в «Канариас» и «Балеарес» (в честь архипелагов, которые должен был защищать испанский флот).

Строительство продвигалось медленно (в основном, по причине недостаточного финансирования), и корпус «Канариаса» был спущен на воду лишь 28 мая 1931 года. «Балеарес» был спущен на воду позже – 20 апреля 1932 года. В это время в Великобритании было решено отказаться от идеи строительства больших и дорогих, но при этом слабо защищённых тяжёлых крейсеров с 203-мм орудиями. Вместо них решили строить меньшие по размерам, но лучше защищённые крейсеры типа «Йорк», а затем и лёгкие крейсеры со 152-мм орудиями. Другие страны, в том числе и Испания, также стали пересматривать свои взгляды на развитие флота в пользу лёгких сил, поэтому третий корабль, который должен был получить имя «Ферроль», испанцы строить не стали, а деньги, выделенные на него, направили на строительство дополнительных эсминцев.

«Канариас» и «Балеарес». Последний «вашингтонский» крейсер
Крейсер «Канариас» во время постройки
visionesdeferrolterra.blogspot.ru

Качество материалов и сборки было высоким. Практически все детали для кораблей производила испанская промышленность, за исключением броневых плит и командно-дальномерных постов для управления стрельбой главного и универсального калибров, а также некоторого вспомогательного оборудования.

«Канариас» и «Балеарес». Последний «вашингтонский» крейсер
Спуск на воду крейсера «Балеарес»
funkoffizier.com

С 18 июля по 27 сентября 1934 года «Канариас» проходил ходовые испытания (при этом на крейсере ещё не было кормовых башен), после чего была изменена конфигурация его носовой надстройки – над навигационным мостиком надстроили открытый командный мостик. Также, по итогам испытаний, была укорочена фок-мачта.

«Канариас» и «Балеарес». Последний «вашингтонский» крейсер
«Канариас» на испытаниях в море, сентябрь 1934 года. Кормовые башни отсутствуют, фок-мачта ещё не укорочена. Носовая надстройка ещё не модернизирована
kbismarck.org

К моменту начала Гражданской войны в Испании (июль 1936 года) на «Канариасе» полностью отсутствовали вспомогательное вооружение, система управления артиллерийским огнём и катапульта для гидросамолёта, а на «Балеаресе» к этому моменту были установлены лишь носовые башни главного калибра. Отсутствовавшее вооружение и оборудование находилось далеко за пределами страны – например, приборы для управления артиллерийской стрельбой и катапульты были заказаны в Англии и Голландии. После того, как франкисты захватили базу Эль-Ферроль, где строились оба крейсера, их постройка резко ускорилась, поскольку большая часть флота осталась на стороне республиканцев, и ввод в строй двух сильных кораблей мог существенно повлиять на ход морской войны.

«Канариас» и «Балеарес». Последний «вашингтонский» крейсер
«Канариас» во время Гражданской войны в Испании, примерно 1937–39 годы. На дымовой трубе – широкая чёрная полоса для быстрой идентификации, на второй башне главного калибра изображён императорский орёл. Все 120-мм орудия уже на своих местах
warshipsimages.com

На испытаниях водоизмещение крейсера «Канариас» составило 10 617 т. Полное же водоизмещение, зарегистрированное в 1936 году, составило 12 230 т, с учётом того факта, что авиационное вооружение никогда на корабль не устанавливалось. Каждые дополнительные 27 тонн веса увеличивали осадку корабля на один сантиметр.

Основные характеристики крейсера «Канариас»
ДЛИНА НАИБОЛЬШАЯ, М 193,9
ДЛИНА МЕЖДУ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАМИ, М 183
ДЛИНА ПО ВАТЕРЛИНИИ, М 192,15
ШИРИНА, М 19,5
ВЫСОТА КОРПУСА НАИБОЛЬШАЯ, М 12,75
ОСАДКА ПО МИДЕЛЮ ПРИ СТАНДАРТНОМ ВОДОИЗМЕЩЕНИИ, М 5,28
ОСАДКА ПО МИДЕЛЮ ПРИ ПОЛНОМ ВОДОИЗМЕЩЕНИИ, М 6,28

Защита и бронирование

Если охарактеризовать защиту крейсеров класса «Канариас» одним словом, то лучше всего подойдёт определение «картонная», хотя по некоторым параметрам она была несколько лучше, чем у иностранных «вашингтонских» крейсеров первого поколения. Её небольшой удельный вес обуславливался требованием «вписать» восемь 203-мм орудий и высокую скорость в пределы 10 000 т водоизмещения. Основной приоритет отдавался защите погребов боезапаса от лёгких авиабомб и снарядов. Бронепояс, палуба и орудийные башни были слишком тонкими, чтобы обеспечить защиту от чего-либо крупнее небольших снарядов и осколков. Несмотря на все попытки обеспечить адекватную защиту в пределах веса, отпущенного на бронирование, корабли данного класса так и остались уязвимыми даже для артогня эсминцев и вооружённых гражданских судов, а также атак с воздуха.

Схема бронирования повторяла британский прототип – относительно тонкий главный пояс с более толстой коробчатой защитой погребов главного калибра. При этом толщина пояса была всё же увеличена до 51 мм (в оконечностях – 38 мм). Погреба главного калибра защищались 102-мм броней с бортов и 51-мм – с траверзов концевых башен. Погреба универсальной артиллерии защищались 76-мм броней с бортов. Бронепалуба имела толщину 38 мм, а над погребами защита составляла 76 мм. Корпус имел подводные були максимальной глубиной 1,67 м (на миделе). Слабость такой защиты была убедительно продемонстрирована в 1938 году, когда в результате торпедного попадания с эсминца «Лепанто» произошёл взрыв носового погреба главного калибра на «Балеаресе».

Машинная установка

Восемь нефтяных котлов системы Ярроу располагались в трёх котельных отделениях: по два – в первом и третьем, и четыре – во втором. Суммарная длина трёх котельных отделений составляла 31,75 м, а давление вырабатываемого пара – 17 кгс/см2.

Четыре турбозубчатых агрегата (ТЗА) системы Парсонса находились в двух линейно расположенных машинных отделениях. ТЗА в носовом машинном отделении приводили в движение наружные винты, ТЗА в кормовом – внутренние. Каждая турбина высокого давления была соединена с турбиной низкого давления и турбиной заднего хода, выполненной в том же корпусе, что и турбина низкого давления. Рабочее давление пара составляло 14 кгс/см2. Проектная мощность силовой установки составляла 90 000 л. с., однако реально могла выдать 94 617 л. с.

В движение крейсер приводили четыре трёхлопастных гребных винта диаметром 3,505 м, сделанных из бронзо-магниевого сплава. Максимальная частота вращения винтов составляла 300 об/мин. Руль был выполнен по полубалансирной схеме, его площадь составляла 17,8 м2.

Электроэнергию вырабатывали три турбогенератора мощностью 300 кВт каждый. Кроме того, имелось три запасных дизель-генератора, мощностью 100 кВт каждый, и один мощностью 35 кВт. Напряжение в бортовой электросети составляло 220 В.

Запас нефти для котлов составлял 2629 т, дизельного топлива – 127,4 т. Кроме того, на борту имелось 8,5 т бензина для гидросамолётов и моторных лодок, а также 20 т машинного масла. Суммарный запас питательной воды для котлов составлял 232,98 т.

По проекту ожидалось получить от машин мощность 90 000 л. с., что позволило бы достичь скорости в 35 узлов. Дальность плавания экономичным ходом в 15 узлов должна была составить 8700 миль. На испытаниях «Канариас» превзошёл эти показатели со следующими значениями:

ПРОБЕГ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, ЧАСОВ СКОРОСТЬ, УЗ ОБОРОТЫ ВИНТОВ, ОБ/МИН МОЩНОСТЬ МАШИН, Л. С. ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, МИЛЬ*
1 1 « 11.14 89.2 2,103
2 1 « 16.63 135.4 7,046
3 1 « 21.05 175.1 15,131
4 1 « 26.36 218.7 31,278
5 12 « 14.87 120.75 4,966 9,961
6 6 « 18.55 151.6 9,584 10,696
7 6 « 22.40 183.7 17,518 6,738
8 6 « 25.55 210.3 26,075 5,877
9 6 « 30.45 254.8 51,530 3,775
10 6 « 32.55 279.4 67,355 3,747
11 4 « 33.69 306.2 91,299 2,350

* – в таблице приведена итоговая дальность плавания, экстраполированная по результатам 12-часовых пробегов

Вооружение

По первоначальному плану вооружение каждого крейсера должно было состоять из:

  • восьми 203-мм орудий в четырёх башнях;
  • четырёх 120-мм противоминных орудий (неуниверсальных) для стрельбы по надводным целям;
  • четырёх 120-мм зенитных орудий;
  • восьми 40-мм зенитных орудий в спаренных установках;
  • четырёх 12,7-мм пулемётов;
  • двенадцати 533-мм торпедных аппаратов в четырёх трёхтрубных неподвижных установках;
  • восьми глубинных бомб.

Однако вскоре состав вооружения пересмотрели с целью усиления защиты от атак авиации. Все восемь 120-мм орудий стали универсальными, кроме того, для ночного боя предназначалось пять 90-см прожекторов, а два гидросамолёта должны были использоваться для ведения авиаразведки и корректировки огня, (правда, авиационное вооружение так и не было установлено).

Главный калибр крейсера состоял из восьми 203-мм орудий Виккерса испанского производства (одна из башен для крейсера «Канариас» была изготовлена в Великобритании) образца 1924 года с длиной ствола в 50 калибров. Эти орудия могли стрелять 113-кг снарядами с начальной скоростью 840 м/с на максимальное расстояние в 16 миль (при угле возвышения 49°). Скорострельность составляла 6 выстрелов в минуту. Система управления огнём орудий главного калибра включала два командно-дальномерных поста со стабилизированными дальномерными постами с 5,48-м дальномерами. Кроме того, в каждой башне имелся свой 7-м дальномер. Максимальный угол возвышения составлял 70°, что теоретически позволяло вести стрельбу по самолётам. На деле же зенитные возможности столь тяжёлых и неповоротливых орудий можно назвать практически нулевыми. Боекомплект изначально составлял 60 снарядов на орудие, но во время дальнейшей службы ёмкость погребов постоянно увеличивалась. Так, в конце карьеры «Канариаса» общая вместимость его погребов составляла 1200 снарядов (по 150 на орудие).

Вспомогательная батарея была представлена восемью 120-мм универсальными орудиями Виккерса модели 1923 года. Длина ствола составляла 45 калибров, угол возвышения – 80°. Начальная скорость снаряда равнялась 825 м/с, его вес – 22 кг, максимальная дальность стрельбы – 8,5 миль, скорострельность – 9 выстрелов в минуту. Орудия располагались в одиночных открытых установках в середине корабля (по четыре с каждого борта). Управление огнём 120-мм артиллерии осуществлялось двумя стабилизированными постами производства голландской фирмы «Хаземайер». Боезапас составлял 100 снарядов на орудие, но в ходе дальнейшей службы крейсеров вместимость их погребов была увеличена до 4000 снарядов (по 500 на орудие).

«Канариас» и «Балеарес». Последний «вашингтонский» крейсер
Вид на 120-мм батарею крейсера «Канариас»
kbismarck.org
«Канариас» и «Балеарес». Последний «вашингтонский» крейсер
120-мм батарея «Канариаса» ведёт огонь
visionesdeferrolterra.blogspot.ru

Изначально планировалось установить на корабли 40-мм зенитные автоматы английской модели («пом-пом»), однако из-за начала гражданской войны состав зенитного вооружения оказался совсем иным.

Неподвижные трёхтрубные торпедные аппараты планировалось разместить на главной палубе перед кормовыми башнями главного калибра и стрелять через порты в борту.

Модернизации

Из-за спешного ввода в строй в сентябре 1936 года в качестве артиллерии среднего калибра «Канариас» временно получил четыре 102-мм орудия, снятых с линкора «Эспанья», а также две старые 57-мм пушки. Помимо этого, на него установили приборы управления огнём, прежде находившиеся на береговой батарее 152-мм орудий. В октябре 1936 года 102-мм орудия были заменены четырьмя штатными 120-мм орудиями, дополненными четырьмя одноствольными 40-мм «пом-помами» и тремя (по другим данным – четырьмя) немецкими 20-мм автоматами С/30. Кроме того, на «Канариас» были установлены современные приборы управления артиллерийским огнём. В ноябре 1936 года на крейсер установили оставшиеся четыре 120-мм орудия, при этом два орудия из числа установленных ранее были сняты для ремонта и возвращены обратно лишь весной 1937 года. В 1937 году на «Канариас» были дополнительно установлены два двуствольных немецких 37-мм полуавтомата SK C/30.

«Балеарес» вышел на испытания 1 октября 1936 года, имея из вооружения лишь две носовые башни главного калибра, четыре одноствольных неуниверсальных 120-мм орудия, изготовленных для эсминцев типа «Альмиранте Антекера», а также четыре 100-мм итальянских зенитных орудия ОТО и, возможно, несколько 40-мм одноствольных «пом-помов». В декабре того же года крейсер перешёл для доукомплектования в Кадис, где в январе 1937 года получил третью башню главного калибра и систему управления огнём, после чего был сочтён боеспособным. Скорее всего, именно в это время «Балеарес» получил свою «визитную карточку» – «козырёк» на трубе, отличавший его от «Канариаса». Четвёртая башня главного калибра была установлена только в июне 1937 года, тогда же «Балеарес» получил посты управления огнём зенитной артиллерии и восемь штатных 120-мм орудий взамен первоначальных 100-мм и 120-мм. В ноябре 1937 года были установлены четыре штатных двуствольных «пом-пома», позднее (по данным сайта navypedia.org) заменённых на четыре 88-мм немецких зенитки С/13.

На «Канариасе» в 1943 году одноствольные 40-мм «пом-помы» были заменены четырьмя двуствольными немецкими 37-мм полуавтоматами SK C/30. Тогда же были модернизированы 120-мм орудия, получившие щитовые установки Mk.M.

Боевая служба

Во время Гражданской войны в Испании оба корабля применялись довольно активно, что позволило франкистам получить превосходство на море. Крейсеры сыграли важную роль в осуществлении морской блокады Республики и часто привлекались к бомбардировке побережья. Первый боевой успех пришёл к крейсеру «Канариас» 29 сентября 1936 года. В этот день «Канариас» совместно с лёгким крейсером «Альмиранте Сервера» вышел в Гибралтарский пролив, чтобы прорвать морскую блокаду республиканцев, препятствовавшую переброске войск франкистов из Марокко в Испанию. 29 сентября крейсеры обнаружили два республиканских эсминца («Альмиранте Феррандис» и «Гравина»), блокировавших пролив. В 6:40 утра с дистанции 20 000 м «Канариас» открыл огонь по «Феррандису» и уже вторым залпом добился попадания в кормовую надстройку. На эсминце вспыхнул пожар, начали рваться боеприпасы кормового орудия. Несмотря на то что республиканский корабль поставил дымовую завесу и, постоянно меняя свой курс, начал уходить из-под огня, стрельба комендоров «Канариаса» была по-прежнему точной. В 7:20 «Феррандис» был полностью охвачен огнём, а через несколько минут затонул. Второму республиканскому эсминцу удалось уйти. В ходе этого боя никаких жертв и разрушений на «Канариасе» не было.

В дальнейшем крейсер продолжал активное участие в морской войне, чередуя вылазки в Бискайский залив с операциями на Средиземном море. Основной задачей для «Канариаса» и его систершипа стали действия на коммуникациях противника (суда, следовавшие с военным грузом в республиканские порты, задерживались, при этом груз и суда либо конфисковывались, либо топились). 14 декабря 1936 года к юго-востоку от Картахены в море был остановлен советский теплоход «Комсомол». По словам его капитана, на борту находился груз руды, и судно направлялось в Бельгию. Однако учитывая то, что приближалась ночь, и времени на тщательный досмотр не оставалось, а также тот факт, что ранее это судно уже участвовало в доставке военной помощи из СССР, капитан «Канариаса» принял решение затопить «Комсомол». Советский экипаж взяли на борт крейсера, после чего судно было потоплено.

4 марта 1937 года «Канариас» вышел в море на перехват судна «Галдамес», которое под охраной четырёх вооружённых траулеров должно было доставить из Франции ценный груз для республиканской армии. 5 марта с крейсера заметили судно, которое попыталось скрыться за минными полями близ Бильбао. Кроме того, два баскских вооружённых траулера («Наварра» и «Гипускоа») попытались спасти своего подопечного, вступив в бой с несравнимо более сильным противником. Несмотря на катастрофическое неравенство в силах, артиллеристам с «Гипускоа» удалось добиться попадания в «Канариас», убив на нём одного матроса и ранив ещё одного. Ответным огнём «Наварра» была потоплена, «Гипускоа» получил тяжёлые повреждения, но сумел спастись. Несмотря на мужество басков, более двух часов пытавшихся сдержать врага, «Галдамес», также получивший одно попадание, в итоге всё же был захвачен.

Помимо того, что было описано выше, на счету «Канариаса» – потопленный патрульный корабль «Маринеро Канте» (30 октября 1936 года), три торговых судна, а также двенадцать мелких рыболовных и парусных судов. Кроме того, было захвачено восемь торговых судов и до десяти малых плавсредств.

«Балеарес» также весьма активно участвовал в войне. Вместе с «Канариасом» он нёс эскортную и блокадную службу, обстреливал неприятельское побережье и препятствовал рыболовству. 7 сентября 1937 года он участвовал в бою у мыса Черчель (Алжир) с республиканскими крейсерами «Либертад» и «Мендес Нуньес», эскортировавшими небольшой конвой. Несмотря на то что республиканские крейсеры добились нескольких попаданий в «Балеарес», одно из которых вызвало опасный пожар рядом с боеприпасами к 120-мм орудиям, исход сражения следует считать неудачным для республиканцев, поскольку были потеряны все четыре торговых судна из состава конвоя (два выбросились на мель из-за паники на борту, ещё два – достигли африканского берега и были интернированы франкистами).

В ночь на 6 марта 1938 года «Балеарес» был потоплен в ходе боя у мыса Палос двумя торпедами с республиканских эсминцев (предположительно, с эсминца «Лепанто»). На крейсере погиб контр-адмирал дон Мануэль де Виерна со своим штабом, командир корабля капитан 1-го ранга Исидро Фонтенья и более семисот членов экипажа.

С октября 1952 по февраль 1953 года «Канариас» проходил модернизацию в Ферроле. Он утратил свою широкую дымовую трубу, делавшую его силуэт таким узнаваемым. Вместо одной трубы он получил две, кроме того, была расширена надстройка и заменена передняя мачта, поскольку установка на крейсере радаров и различного электронного оборудования потребовала места для их антенн.

«Канариас» и «Балеарес». Последний «вашингтонский» крейсер
«Канариас» в 1960 году
visionesdeferrolterra.blogspot.ru

Испанцы вынашивали планы вооружить крейсер ракетами, а также новейшими американскими 127-мм или 76-мм орудиями, но так как корабль уже порядком устарел, такая модернизация была признана нецелесообразной. В 1961 году крейсер получил бортовой номер С21, а в 1969 году его приспособили для выполнения функций корабля управления (корабль получил навигационную систему Decca 12, американский радар надводного поиска SG6B, а также радар воздушного наблюдения Marconi MLA-1B).

В послевоенное время «Канариас» принял участие практически во всех боевых акциях испанского флота (в Марокко, Гвинейском заливе, в захвате парохода «Санта-Мария»), а также многих официальных празднествах. 17 декабря 1975 года крейсер был исключён из списков флота, став, таким образом, последним из «вашингтонских» крейсеров, находившихся в строю (в своё время «Балеарес» стал первым потопленным кораблём этого класса). 14 сентября 1977 года «Канариас» был продан на слом, его 203-мм башня «В» была установлена перед Военно-морской академией в Марине (Понтевердо), а одно из 120-мм орудий – в Лас-Пальмасе (Канарские острова).

«Канариас» и «Балеарес». Последний «вашингтонский» крейсер
Последний поход. «Канариас» отправляется к месту, где он будет разобран, 1977 год
es.wikipedia.org

За 38 лет службы «Канариас» оставил за кормой 650 000 морских миль, принял участие в полусотне боевых столкновений и многочисленных походах мирного времени. Через его мостик прошли 43 командира, а на его мачте поднимали свой флаг 30 адмиралов флота. Этот корабль стал, пожалуй, единственным из «вашингтонских крейсеров», широко использовавшимся для войны на торговых путях, для чего, собственно, и был разработан этот тип кораблей. Более того, «Канариас» стал самим воплощением «вашингтонского» крейсера и символом целой эпохи испанского военно-морского флота.

Источник — https://warspot.ru/3740-posledniy-vashingtonskiy-kreyser

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account