Какими могли стать классические «Москвичи»
Небольшая, но интересная статья с яндекс-дзена, которая, думаю, заинтересует коллег.
Друзья, сегодня у нас так минутка советского автодизайна. Сегодня мы покажем, как мог бы выглядеть автомобиль «Москвич» новой модели, который готовился в самом начале 1950-х годов на замену стремительно устаревающей «четырехсотке», родившейся из довоенного «Опеля». Что получилось в итоге, мы все хорошо знаем: с 1956 года на конвейер встал «Москвич» модели 402. Вот такой, если кто подзабыл:
А теперь предлагаем посмотреть, каким бы он мог стать, если бы ответственные за принятия решений лица сделали бы иной выбор. Итак, в качестве короткой предыстории. Работу над формой нового малолитражного автомобиля КЭО МЗМА начинало вести в 1950 году при деятельном участии лаборатории кузовов НАМИ. А потому на начальном этапе работ перспективные «Москвичи» вовсю рисовали будущие мэтры отечественного автодизайна – Юрий Долматовский и Владимир Арямов. Например, в 1950 году ими были предложены коллегам с МЗМА вот такие варианты:
А вот предложения 1951 года:
В 1952 году работы НАМИ по «Москвичам» были сосредоточены немного на другом направлении: тогда решался вопрос, можно ли сделать перспективную модель не с нуля, а путем модернизации платформы серийной модели 400 с незначительными изменениями компоновки. Тогда родились вот такие эскизы:
Но, между тем, в НАМИ продолжали думать и по теме совершенно новой машины, не привязанной технологически к шасси старого «Москвича». В результате в 1952 году из-под пера Долматовского вышел вот такой вариант. И это уже очень близко к облику будущего серийного 402-го!
Тем не менее, в 1953 году выбор в пользу вот такой вот формы, как на эскизе выше, еще не был сделан. Поэтому рождались новые и новые эскизы. Например, когда велось совещание по выбору исходных графических работ для постройки очередного макета, обсуждались вот такие варианты:
Между тем, в 1953 году на МЗМА собственными силами построили свой пластилиновый макет. В качестве альтернативы ему решено было строить второй полноразмерный макет совместно с «намийцами».
В качестве рабочих эскизов к макету № 2 были предложены вот такие работы Владимира Арямова:
А результатом совместной работы МЗМА и НАМИ стал вот такой макет №2, построенный в ноябре 1953 года:
Надо сказать, довольно спорная внешность у него получилась. К тому же не были точно соблюдены компоновочные размеры в зоне расположения радиатора и запасного колеса. Поэтому в декабре того же 1953-го этот макет был на основе предложений МЗМА переделан скульпторами автозавода Д.Бронзом и Е.Мастбаумом вот в такой:
А к февралю 1954 года макет снова переделали с целью максимальной увязки объемов моторного отсека и багажника с формами боковин и крыши. Кроме того, продолжалась проработка приемлемой формы облицовки радиатора и окон. В итоге получилось так:
Параллельно Арямов выполнил несколько эскизов, по которым предлагалось выполнить переделку облицовки радиатора и фонарей на макете № 1, изготовленном МЗМА. Вот те работы:
Вот такая история. Что скажете, друзья, какой «Москвич» вам нравится больше? Серийный или один из тех, что был показан на рисунках выше?