Какими автомобилями вдохновлялись создатели ГАЗ-24

17

Статья с канала «DL24 | История авто» на яндекс-дзене.

Далеко не является секретом, что Горьковский автозавод в отношении дизайна своей продукции традиционно ориентировался в основном на американскую школу автомобилестроения. Приступая около 1961 года к разработке новой модели среднего класса, конструкторский коллектив ГАЗа, естественно, был неплохо знаком с аналогичной продукцией иностранных фирм, причём наибольшее внимание горьковчан привлекали именно автомобили производства США.

На эту тему сейчас любят порассуждать многие, но на самом деле гадать здесь нет нужды — достаточно лишь повнимательнее присмотреться к фотографии: на стене дизайн-студии ГАЗа в качестве источника вдохновения для дизайнеров висели рекламные фотографии и рисунки вполне конкретных американских автомобилей 1963-64 модельных годов. Разумеется, это не был единственный источник информации о зарубежном автопроме для сотрудников завода, но в данном случае нас интересует сам по себе твёрдо установленный факт: на заводе именно об этих моделях знали и определённое представление об их внешнем виде имели.

Макет ГАЗ-24 за авторством Л. Циколенко и Н. Киреева в том виде, в котором он существовал в конце 1963 - начале 1964 года - ещё довольно сильно отличающийся от серийной машины, которую начнут выпускать серийно только с 1968-1969 года, а на конвейер поставят и вовсе в 1970. Фото из архива КЭО ГАЗ, публиковалось в книге А. Лекае "Лений Циколенко"

Макет ГАЗ-24 за авторством Л. Циколенко и Н. Киреева в том виде, в котором он существовал в конце 1963 — начале 1964 года — ещё довольно сильно отличающийся от серийной машины, которую начнут выпускать серийно только с 1968-1969 года, а на конвейер поставят и вовсе в 1970. Фото из архива КЭО ГАЗ, публиковалось в книге А. Лекае «Лений Циколенко»

Из них нам на этой фотографии видны (слева направо):

      • Chrysler Newport / New Yorker (2 рисунка)
      • Rambler American 440
      • Rambler Classic / Ambassador (2 рисунка)
      • Chevrolet Chevy II (3 рисунка)
      • Ford Fairlane (2 рисунка)
      • Ford Falcon

Для людей, так сказать, особого склада говорю сразу: изображения этих машин просто висели на стенке в помещении, в котором работали дизайнеры Горьковского автозавода — не нужно от этого факта перескакивать к каким-либо глобальным выводам. По картинкам машины не делаются. Кстати, натурные образцы заграничных автомобилей на заводе появились в ощутимых количествах лишь на год позже, к началу совместных испытаний с ходовыми макетами «Волги».

При создании ГАЗ-24 отправной точкой стало рамное шасси «Чайки» ГАЗ-13, от уменьшенного подобия которого конструкторы со временем пришли к полностью оригинальной платформе с несущим кузовом — сохранившей, впрочем, значительную долю конструктивной преемственности с моделью большого класса. Дизайн — создавался в рамках общего стиля, заданного американскими моделями тех лет, но тоже вполне оригинален.

Для некоторых из этих изображений мне удалось найти в Интернете сканы оригинальной рекламной литературы, из которой они были взяты. Вот они:

Вид "Краслера" сзади в 3/4 взят из этой брошюры, ну, или в ней использован тот же самый рисунок. Источник второй картинки, с мостиком, найти не удалось...

Вид «Краслера» сзади в 3/4 взят из этой брошюры, ну, или в ней использован тот же самый рисунок. Источник второй картинки, с мостиком, найти не удалось…

Rambler American 440 в кузове "кабриолет" с третьей слева фотографии. "Компактная" (заметно меньше "Волги") и бюджетная по американским меркам машина, тем не менее, заслужившая в своё время положительную оценку своего скромного, но аккуратно исполненного дизайна

Rambler American 440 в кузове «кабриолет» с третьей слева фотографии. «Компактная» (заметно меньше «Волги») и бюджетная по американским меркам машина, тем не менее, заслужившая в своё время положительную оценку своего скромного, но аккуратно исполненного дизайна

Четырёхдверный (четвёртая фотография слева)...

Четырёхдверный (четвёртая фотография слева)…

...и двухдверный варианты более крупной модели той же фирмы (пятое фото слева)

…и двухдверный варианты более крупной модели той же фирмы (пятое фото слева)

Шестое и седьмое слева изображения содержатся в этом рекламном буклете. "Шеви II" выглядел примерно как уменьшенная версия полноразмерного "Шевроле" того же года, но снабжался в основном четырёхцилиндровым или небольшим шестицилиндровым моторами

Шестое и седьмое слева изображения содержатся в этом рекламном буклете. «Шеви II» выглядел примерно как уменьшенная версия полноразмерного «Шевроле» того же года, но снабжался в основном четырёхцилиндровым или небольшим шестицилиндровым моторами

От использовавшейся на макете и явно копирующей "Шевроле" выштамповки на заднем крыле над колёсной аркой горьковчане отказались. Тем не менее, строгий и современный "рубленный" стиль автомобилей General Motors тех лет в целом оказал значительное влияние на создателей "Волги"

От использовавшейся на макете и явно копирующей «Шевроле» выштамповки на заднем крыле над колёсной аркой горьковчане отказались. Тем не менее, строгий и современный «рубленный» стиль автомобилей General Motors тех лет в целом оказал значительное влияние на создателей «Волги»

Отсюда была взята предпоследняя картинка. Fairlane - менее известный родственник моделей Falcon и Mustang, построенный на "растянутой" версии той же платформы с несущим кузовом

Отсюда была взята предпоследняя картинка. Fairlane — менее известный родственник моделей Falcon и Mustang, построенный на «растянутой» версии той же платформы с несущим кузовом

Крайнее правое изображение на стене взято из этого буклета. Falcon в том году "донашивал" старый кузов, разработанный ещё в конце пятидесятых, с характерными для него "обмыленными" обводами и сигарообразной боковиной. В 1964 модельном году появился новый кузов, намного более угловатый, хотя и унаследовавший от своего предшественника крышу и многие внутренние панели

Крайнее правое изображение на стене взято из этого буклета. Falcon в том году «донашивал» старый кузов, разработанный ещё в конце пятидесятых, с характерными для него «обмыленными» обводами и сигарообразной боковиной. В 1964 модельном году появился новый кузов, намного более угловатый, хотя и унаследовавший от своего предшественника крышу и многие внутренние панели

В завершение зададимся вопросом: это вообще нормально, иметь на видном месте в помещении, где ведётся работа над новым автомобилем, фотографии и рисунки его иностранных аналогов ? Вообще говоря – да, абсолютно нормально ) У дизайнеров, работающих над новым автомобилем, всегда перед глазами находятся изображения его одноклассников и будущих конкурентов. Если получается путём промышленного шпионажа добыть фотографии ещё не вышедших автомобилей или их макетов, построенных в дизайн-студии фирмы-конкурента – тем лучше ! Просто не у всех хватает смелости этот факт задокументировать для истории )

Опытный автомобиль ГАЗ-24 с кузовом №12, изготовленный по макету Циколенко и Киреева, весна-лето 1965 года. Задняя арка уже как у серийного автомобиля, но нет "гребёнки" вытяжной вентиляции салона на задней стойке. Фото из архива музея ГАЗа

Опытный автомобиль ГАЗ-24 с кузовом №12, изготовленный по макету Циколенко и Киреева, весна-лето 1965 года. Задняя арка уже как у серийного автомобиля, но нет «гребёнки» вытяжной вентиляции салона на задней стойке. Фото из архива музея ГАЗа

источник: https://dzen.ru/a/YNRcgHQKq0b5HfG4

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account