Статья с канала «DL24 | История авто» на яндекс-дзене.
Далеко не является секретом, что Горьковский автозавод в отношении дизайна своей продукции традиционно ориентировался в основном на американскую школу автомобилестроения. Приступая около 1961 года к разработке новой модели среднего класса, конструкторский коллектив ГАЗа, естественно, был неплохо знаком с аналогичной продукцией иностранных фирм, причём наибольшее внимание горьковчан привлекали именно автомобили производства США.
На эту тему сейчас любят порассуждать многие, но на самом деле гадать здесь нет нужды — достаточно лишь повнимательнее присмотреться к фотографии: на стене дизайн-студии ГАЗа в качестве источника вдохновения для дизайнеров висели рекламные фотографии и рисунки вполне конкретных американских автомобилей 1963-64 модельных годов. Разумеется, это не был единственный источник информации о зарубежном автопроме для сотрудников завода, но в данном случае нас интересует сам по себе твёрдо установленный факт: на заводе именно об этих моделях знали и определённое представление об их внешнем виде имели.

Макет ГАЗ-24 за авторством Л. Циколенко и Н. Киреева в том виде, в котором он существовал в конце 1963 — начале 1964 года — ещё довольно сильно отличающийся от серийной машины, которую начнут выпускать серийно только с 1968-1969 года, а на конвейер поставят и вовсе в 1970. Фото из архива КЭО ГАЗ, публиковалось в книге А. Лекае «Лений Циколенко»
Из них нам на этой фотографии видны (слева направо):
- Chrysler Newport / New Yorker (2 рисунка)
- Rambler American 440
- Rambler Classic / Ambassador (2 рисунка)
- Chevrolet Chevy II (3 рисунка)
- Ford Fairlane (2 рисунка)
- Ford Falcon
Для людей, так сказать, особого склада говорю сразу: изображения этих машин просто висели на стенке в помещении, в котором работали дизайнеры Горьковского автозавода — не нужно от этого факта перескакивать к каким-либо глобальным выводам. По картинкам машины не делаются. Кстати, натурные образцы заграничных автомобилей на заводе появились в ощутимых количествах лишь на год позже, к началу совместных испытаний с ходовыми макетами «Волги».
При создании ГАЗ-24 отправной точкой стало рамное шасси «Чайки» ГАЗ-13, от уменьшенного подобия которого конструкторы со временем пришли к полностью оригинальной платформе с несущим кузовом — сохранившей, впрочем, значительную долю конструктивной преемственности с моделью большого класса. Дизайн — создавался в рамках общего стиля, заданного американскими моделями тех лет, но тоже вполне оригинален.
Для некоторых из этих изображений мне удалось найти в Интернете сканы оригинальной рекламной литературы, из которой они были взяты. Вот они:

Вид «Краслера» сзади в 3/4 взят из этой брошюры, ну, или в ней использован тот же самый рисунок. Источник второй картинки, с мостиком, найти не удалось…

Rambler American 440 в кузове «кабриолет» с третьей слева фотографии. «Компактная» (заметно меньше «Волги») и бюджетная по американским меркам машина, тем не менее, заслужившая в своё время положительную оценку своего скромного, но аккуратно исполненного дизайна

Шестое и седьмое слева изображения содержатся в этом рекламном буклете. «Шеви II» выглядел примерно как уменьшенная версия полноразмерного «Шевроле» того же года, но снабжался в основном четырёхцилиндровым или небольшим шестицилиндровым моторами

От использовавшейся на макете и явно копирующей «Шевроле» выштамповки на заднем крыле над колёсной аркой горьковчане отказались. Тем не менее, строгий и современный «рубленный» стиль автомобилей General Motors тех лет в целом оказал значительное влияние на создателей «Волги»

Отсюда была взята предпоследняя картинка. Fairlane — менее известный родственник моделей Falcon и Mustang, построенный на «растянутой» версии той же платформы с несущим кузовом

Крайнее правое изображение на стене взято из этого буклета. Falcon в том году «донашивал» старый кузов, разработанный ещё в конце пятидесятых, с характерными для него «обмыленными» обводами и сигарообразной боковиной. В 1964 модельном году появился новый кузов, намного более угловатый, хотя и унаследовавший от своего предшественника крышу и многие внутренние панели
В завершение зададимся вопросом: это вообще нормально, иметь на видном месте в помещении, где ведётся работа над новым автомобилем, фотографии и рисунки его иностранных аналогов ? Вообще говоря – да, абсолютно нормально ) У дизайнеров, работающих над новым автомобилем, всегда перед глазами находятся изображения его одноклассников и будущих конкурентов. Если получается путём промышленного шпионажа добыть фотографии ещё не вышедших автомобилей или их макетов, построенных в дизайн-студии фирмы-конкурента – тем лучше ! Просто не у всех хватает смелости этот факт задокументировать для истории )

Опытный автомобиль ГАЗ-24 с кузовом №12, изготовленный по макету Циколенко и Киреева, весна-лето 1965 года. Задняя арка уже как у серийного автомобиля, но нет «гребёнки» вытяжной вентиляции салона на задней стойке. Фото из архива музея ГАЗа
источник: https://dzen.ru/a/YNRcgHQKq0b5HfG4