– Учитель, посмотрите, как он красив!
В полутьме хибарки смысл жизни мерцал всеми сорока двумя гранями и, казалось, довольно жмурился в исцарапанных руках парня.
Старик на мгновение оторвался от починки прохудившегося сапога и покосился в сторону ученика.
– Ничего так штучка, сойдёт…
– Сойдёт? – с возмущением возопил парнишка. – Я добыл то, что не давалось в руки никому из людей со времён Адама, а то и раньше… Ой, ну, короче, я его первым нашёл, первым из всех, а вы – «сойдёт»…
Учитель тяжело вздохнул, закрепил очередной стежок, отложил сапог в сторону и склонился над маленьким сундучком, притулившимся в углу комнаты. Чуть покопавшись в ветхом тряпье, он небрежно выдернул из него что-то разноцветное и блестящее и протянул парню. Все сорок две бусины смысла жизни сияли и переливались в узловатых пальцах.
Ученик остолбенел от неожиданности. Придя в себя, он взял драгоценную вещь и начал осторожно поглаживать вспыхивающие шарики.
– А мой учитель даже разрешал мне листать свой смысл жизни, – заметил довольный старик.
– И как? – жадно спросил юноша.
Учитель пожал плечами.
– Один раз прочесть можно. Потом скучно. Не моё, одним словом…
Парень задумался. Старик забрал у него свой смысл жизни, опять бросил его в сундучок и вернулся к починке сапога.
– Учитель, – наконец вымолвил юноша, отрешённо царапая ногтем рисунок на одной из мерцающих граней, – но если его постоянно находят – почему же тогда никто не сообщает об этом мудрецам, которые веками не могут не только отыскать смысл жизни, но даже определить, что это такое?
Старик грустно улыбнулся.
– Если б ты не был таким хорошим человеком и в придачу моим учеником, я попросил бы тебя объяснить мне подробно, что именно ты держишь в руках. И ты увидел бы, как это самое исчезает, растворяется в воздухе. Дать определение своему смыслу жизни означает навсегда его утратить. Думаешь, почему Грааль так никто и не нашёл? Слишком многие делали его своим смыслом жизни и при этом прекрасно осознавали, что ищут.
– Так что, Грааль не существует?
– Почему же? Существует. Он оказался смыслом жизни одного норвежского охотника и сейчас стоит в его домике на каминной полке. Правда, охотник так и не знает, что это за штука пылится у него над камином. Передай, пожалуйста, вон тот кусок дратвы, – добавил учитель.
Протягивая старику маленький моток, юноша бросил взгляд на сундучок и опять заговорил:
– Знаете, на обратном пути мне не давала покоя одна мысль. Вот вроде бы всё, смысл жизни найден. Неужели оставшаяся часть жизни будет лишена смысла? Что мне теперь делать, что искать?
Старик покачал головой и со значением поджал губы.
– Есть ещё один очень достойный предмет для поисков. Причём вполне традиционный по своим свойствам, так что могу и подсказать…
Юноша затаил дыхание и с надеждой глядел на учителя.
– На прошлой неделе, – продолжал тот, – я куда-то засунул свой новый носок и теперь никак не могу отыскать. Ты не представляешь, как я буду тебе благодарен, если найдёшь…