Как начать ядерную войну, не привлекая внимания санитаров
Один бдительный майор отдал приказ на взлёт ядерным бомбардировщикам. Связи не было, и сообщить пилотам, что тревога — ложная, майор не смог. Так началась Третья мировая. Ладно, не началась, но вполне могла, ведь в 50-е и 60-е на американских базах царил настоящий бардак.
Содержание:
«Рабочая лошадка» ядерной войны
В конце 50-х США устроили проверку некоторых своих баз с ядерным оружием. И результаты переплюнули любые фантазии Голливуда.
Оказалось, устав службы на стратегических объектах имеет такие бреши, что странно, как вообще удалось избежать Третьей мировой.
Допустим, мы у базы в Южной Корее. На базе — дюжина истребителей-бомбардировщиков F-100. У каждого «под брюхом» самая популярная тогда водородная бомба Mark 28.
Мощность одной такой бомбы может превышать мегатонну.
А что, «если завтра война»?
Связь с союзной Японией, где находилась штаб-квартира американских войск, из-за атмосферных помех пропадает почти каждый день. А до коварных русских — рукой подать.
Нет связи в момент очередного кризиса или пришло сообщение об атомном взрыве где-то ещё? Все в воздух.
Формально начальник базы в ранге майора мог поднять в воздух самолёты с ядерным оружием только по прямому приказу «сверху». А на практике — «хозяин-барин», как начальник базы захочет, так и сделает.
Командир отвечал за безопасность своих людей и, если решал, что им грозит опасность, — мог поднять самолёты.
В воздухе пилоты кружили бы в районе ожидания, пока не получили бы боевой приказ идти на цель. А если не получат, тогда всё в порядке — вернутся на базу.
Или нет?
Дело в том, что во избежание аварий лётчики почти никогда не поднимались в воздух с ядерным оружием на борту — и даже не выруливали с ним на старт, а только запускали движки. То есть, получив приказ на вылет, пилоты мгновенно поняли бы: теперь-то дело серьёзно. И занервничали бы по‑настоящему.
Что самое страшное, испытания в Лос-Аламосе показали, что у водородных бомб типа Mark 28 нет защиты от «одноточечной детонации». Обычно такая бомба взрывается, только когда все её детонаторы сработают одновременно. Но конструкция бомбы имела уязвимые места — «углы», где сближались несколько зарядов взрывчатки. Если туда попадёт пуля или осколок, может пойти цепная реакция. Поэтому при аварии на старте могло произойти почти всё что угодно. Выброс радиации, частичный (то есть менее мощный, чем задумано) или даже полный ядерный взрыв.
Вот вам ситуация: пилоты на взводе взлетают и видят позади взрыв на родной базе. Связи нет. В таких условиях, как признавались офицеры, лётчики в воздухе наверняка взяли бы курс на цель. То есть для нападения на СССР в случае очередного кризиса было бы достаточно одного бдительного майора, который бы просто хотел уберечь своих людей. Взлёт — авария — нет связи — Третья мировая.
Хорошо, но это ведь «всего лишь» тактические самолёты. Может, у стратегической авиации (SAC) порядок?
А вот и нет!
«Гарантия безопасности», которой нет
Опять же, в теории всё выглядело благопристойно. В самолёте дежурного пилота или у самого лётчика — конверт. На конверте — четыре цифры. В случае чего, пилот получает сигнал по радио — восемь цифр. Смотрит на конверт, цифры на нём совпадают с первыми четырьмя из полученных. После вскрывает конверт и сверяет цифры внутри — с остальными четырьмя. И только если всё совпало, пилот летит выполнять боевую задачу.
Однако в реальности для всех самолётов на боевом дежурстве цифры в коде были… одинаковыми. А сами коды менялись крайне редко.
То есть достаточно было скучающему пилоту вскрыть конверт и сказать по радио остальным: «ребята, я тут получил слабый сигнал, проверьте цифры?». «Ребята» проверяют, код совпадает, следовательно, приказ настоящий — летим бомбить.
Замецки
Но это ж какой пилот будет так разгонять скуку? Майор Конг по прозвищу Кинг?
В 1962 году вышел фильм «Гарантия безопасности». В кино из-за сбоя техники эскадрилья новейших бомбардировщиков получила приказ бомбить Москву. И не реагировала на приказы вернуться. Их так учили — чтоб враг не сымитировал характерный голос президента.
А в жизни процедуры отзыва после получения подлинного боевого приказа просто не было!
Мало ли, вдруг мистер президент передумает. Что этот штатский вообще понимает в ядерной войне?
«Ежели один человек построил, другой завсегда разобрать может»
Хорошо, а как насчёт межконтинентальных ракет? Ведь в теории запустить ракету Minuteman можно было лишь после согласованной команды от двух центров управления.
На практике военные 60-х учитывали, что один из двух центров может быть уничтожен. Поэтому, если от одного центра нет сигнала, спустя некоторое время второй мог запустить ракету и в одиночку. Причём этот показатель, «некоторое время», ставили на ноль — то есть пускаем сразу.
Но ведь на пульты ракет ставили хитрые «электронные замки»? И без получения кода свыше ракета не взлетит?
Пытливый человеческий ум победил бездушную технику! Офицеры SAC, обойдя защиту, втихую установили на пультах запуска ракет простейший код — восемь нулей.
И много лет об этом лайфхаке не знал даже министр обороны США.
Воистину, чем больше узнаёшь о прошлом, тем лучше понимаешь, насколько был хрупок мир, в котором мы теперь живём. Но тогда люди удержались от ядерной войны. И это вселяет надежду на будущее.
источник: https://warhead.su/2020/02/02/kak-nachat-yadernuyu-voynu-ne-privlekaya-vnimaniya-sanitarov