Как Грач стал Скорпионом или грузинская модернизация Су-25

5

Работы по модернизации Су-25 стартовали в Грузии в сентябре 2000 года. Данные работы проводились совместно грузинской компанией ТАМ (Тбилавиамшени — Тблисский авиазавод) и израильской компанией Elbit Systems Ltd.

14 апреля 2001 года первый модернизированный Су-25 «Скорпион» был поднят в воздух шеф-пилотом компании Elbit Systems Егудой Шафиром. 18 апреля 2001 года состоялся первый официальный полет с аэродрома Тбилисского авиазавода, на котором присутствовали президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, члены правительства, представители Министерства обороны Грузии, Тбилисского авиазавода и компании Elbit.

Программа «Скорпион» включает установку нового комплекса авионики по технологии «glass cockpit», соответствующего требованиям ICAO и разработанного израильской фирмой Elbit. Эта новая авионика значительно расширяет возможности самолета, обеспечивая его всепогодную эксплуатацию, улучшая безопасность полетов, а также точность навигации и целеуказания для вооружения. Данный комплекс совместим как с западными, так и российскими образцами вооружения. Проект «Скорпион» повышает боеспособность Су-25 до современного уровня и полностью удовлетворяет потребности потенциальных клиентов. Су-25 «Скорпион» был представлен на международном авиасалоне в Ле Бурже в 2001 году.

Авионика комплекса основывается на модульных многоцелевых компьютерах фирмы Elbit, соединенных двумя шинами обмена данных типа 1553B. Кабина стандартного Су-25 была полностью реконструирована, заменив большинство аналоговых приборов двумя многофункциональными цветными ЖК-дисплеями размером 6″ на 8″. Установлена система HOTAS, позволяющая пилоту выполнять многие операции, не снимая рук с ручек управления самолетом и двигателями. Система индикации на лобовом стекле заменена новой с передней панелью управления. Включена новая навигационная система, работающая как в режиме GPS, так и в инерциальном режиме, с отображением информации на цветном дисплее в режиме движущейся карты. Это первое применение навигационной системы Elbit на самолете. Су-25 оборудован двумя новыми радиостанциями: UHF и VHF, обеспечивающими защищенную связь. В комплект входит и нашлемная система целеуказания DASH, также разработанная фирмой Elbit. Сохранились радиолокационный высотомер, топливные датчики и лазерный дальномер-целеуказатель «Клен».

Хотя программа демонстрационная и состав комплекса может изменяться, она предназначена для модернизации самолетов ВВС Грузии. По информации Jane’s, к началу 2007 года ВВС Грузии имели шесть Су-25 и один Су-25УБ. Генерал-лейтенант Валерий Накопия, командующий ВВС Грузии, заявил, что они очень заинтересованы в модернизации Су-25 по программе «Скорпион» и намерены продолжать сотрудничество с Elbit.

Тбилисский авиазавод также предлагает к продаже обычные Су-25, имея на данный момент 30 готовых к продаже машин и 20 в различных стадиях изготовления. Директор авиазавода Пантико Тордия сообщил, что в прошлом году завод продал 4 Су-25 и близится к подписанию контракта на продажу 12 самолетов новому заказчику. Он также надеется продать России 13 Су-25Т.

Штурмовик Су-25КМ «Скорпион» может вести боевые действия днем и ночью, оснащен новым бортовым оборудованием и интегрированным пилотажно-навигационным комплексом. В кабине установлены современные многофункциональные индикаторы и нашлемная система целеуказания. Вся электроника соответствует стандартам НАТО. Оружие «Скорпиона» – сочетание отечественных и западных ракет и авиабомб, включая самые современные средства поражения, такие как ракета Р-73 и, в перспективе, Х-31. Су-25 построен на тбилисском авиазаводе, с которым Израиль и Грузия начали сотрудничество после неудачных попыток создания межгосударственной финансово-промышленной группы «Штурмовики Сухого». Израильско-грузинские коммерсанты объединились, в то время как Россия осталась в проигрыше из-за урегулирования вопросов интеллектуальной собственности.

Стоимость модернизации Су-25 до комплектации «Скорпион» оценивается российскими специалистами около 2 млн долларов. Таким образом, заказчик получает оптимальный самолет для действий в локальных конфликтах и способный противостоять истребителям второго и третьего поколений по сравнительно невысокой цене (новый Су-25 стоит 5-6 млн долларов). Самолет вызвал большой интерес на авиасалоне, и несколько стран выразили желание закупить «Скорпион».

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account