Призраки мирового автопрома. Как Форд стал Вайрогсом. Забытая марка латышских автомобилей
Давно я не давап статей из серии Призраки мирового автопрома. И не собирался впредь. Но случайно попавшаяся статья на Дзене не оставила меня равнодушным.
Vairogs, что в переводе означает «Щит». Именно так называлась забытая довоенная марка латышских автомобилей.
Появилась она в 1930-х годах, Латвия тогда была независимой страной и пыталась наладить своё автопроизводство на мощностях завода VEF. Это уже знакомое старшему поколению название, радиоприемники VEF в СССР были широко известны.
Так вот, в 1928 году эта компания создает автомобильное подразделение по выпуску легковушек и лёгких грузопассажирских фургончиков. Речь шла о простых разработках и небольших тиражах производства, ведь маленькой стране не нужен был автогигант для закрытия своих транспортных потребностей.
Поначалу пытались изобрести нечто своё, даже наняли конструкторов – мотористов и специалистов по трансмиссиям, но первые же испытания ходовых образцов в 1932 году показали полный провал этой затеи. Мотор был шумный и слабый, коробка передач рассыпалась на первых же километрах.
Тогда руководство страны принимает логичное решение – начать лицензионную сборку автомобилей на территории страны.
Выбор поставщика пал на Ford, что в общем-то неудивительно. Правда, в отличие от СССР, латыши отдали предпочтение не американскому представительству, а европейским – английскому и германскому.
Переговоры и улаживание формальностей затянулось на несколько лет. Персонал проходил обучение на заводе схожей, сборочной специфики в Копенгагене.
Производство началось лишь в 1937 году, правда сразу нескольких моделей разного класса, но приоритет был отдан грузовикам – трёхтонкам Vairogs V8-51.
Кузова легковушек не отличались от оригинальных Фордов, для грузовиков же кабины делали свои, в самой Латвии.
Самой популярной легковушкой был Vairogs Junior De Luxe, копия британского Ford 91 с четырёхдверным кузовом седан.
Под капотом находился 1,2-литровый мотор мощностью 33 л.с. с водяным, термосифонным охлаждением.
Машина была примитивная, с зависимой рессорной подвеской, механическим приводом тормозов, но при этом кузов предлагался двух вариантов – седан 2 или 4 двери. Четырёхдверный седан стоил 4496 латов.
Еще была военная версия с полностью открытым кузовом собственной разработки.
Британский Ford Prefect собирали под маркой Vairogs Junior.
Был еще немецкий Ford Taunus, у которого даже название сохранилось оригинальным, только марка машины формально изменилась.
Самым топовым был Vairogs V8 Standard, это уже копия американского Ford V8 Deluxe Fordor Sedan образца 1938 года.
Двигатель объемом 3.6 литра выдавал мощность 85 л.с. Машина предназначалась для состоятельных клиентов и обслуживания правительственных структур, она даже радиоприемником комплектовалась.
Любопытно, что собранный в Латвии американский Форд в себестоимости обошелся дороже, чем был в продаже у себя на родине. Стоил он 7800 латов. В этом нет ничего удивительного, ручная сборка единичных образцов всегда была дорогим удовольствием, правда его можно было купить в кредит.
Отдельно надо отметить удлиненную на 30 см семиместную версию «Вайрогса». Кузов латыши удлиняли сами, в США такой версии не было.
Лимузин стоил 11 500 латов, неподъемная большинства жителей страны сумма, поэтому почти весь небольшой тираж выкупили правительственные учреждения.
За время производства, с 1937 по 1940 год, суммарно собрали около 350 легковушек и около 1000 грузовиков, фургонов и шасси для автобусов-«барбухаек».
Почти все машины оказались утеряны в ходе 2МВ, чудом уцелевшие экземпляры находятся в Рижском музее моторов. Один из «американских» Вайрогсов не так давно был найден в российской глубинке. Трофейный, скорее всего.