Продолжение интересного цикла статей Желтова И.Г. с сайта «Т-34 информ» выкладывается на сайт АИ по наводке уважаемого коллеги E.tom—а.
Выдающийся советский инженер-конструктор танков, дважды Герой Социалистического Труда Александр Александрович Морозов родился 29 октября (16 октября по старому стилю) 1904 г. в поселке Бежица Брянского уезда в семье рабочего-слесаря.
За участие в революционном движении 1905 г. отца Александра Морозова – Александра Дмитриевича вместе с семьей выслали из пос. Бежица в г. Бердянск. В 1911 г. в связи с переводом отца под гласный надзор полиции Морозовы перебрались в г. Харьков, где Александр Морозов учился сначала в частной школе, а затем в реальном училище.
Трудовую деятельность А.А. Морозов начал рано, в четырнадцать с половиной лет. В мае 1919 г. отец привел его на Харьковский Паровозостроительный завод (далее – ХПЗ), где Александра приняли по найму в техническую контору на должность копировщика. С этого момента судьба А.А. Морозова прочно и надолго сплелась с судьбой этого завода.
Копировщиком А.А. Морозов проработал непродолжительное время, не многим более года. В июне 1920 г. его повысили в должности – он стал чертежником. В 1921 г. А.А. Морозов принимал участие в создании комплекта чертежей танка «Рикардо» (трофейный английский танк Мk V), капитальный ремонт которых для РККА был организован на ХПЗ. В июне 1922 г. А.А Морозова снова повысили – он стал конструктором. До ноября 1926 г. А.А. Морозов участвовал в разработке и техническом сопровождении конструкторской документации трактора «Коммунар».
В ноябре 1926 г. А.А. Морозов был призван в ряды Красной Армии. В период с ноября 1926 г. по октябрь 1928 г. красноармеец А.А. Морозов проходил службу в г. Киеве в 5-й авиационной бригаде в должности моториста. После возвращения из армии, начиная с 24 октября 1928 г. А.А. Морозов продолжил работать на ХПЗ в должности конструктора в Конструкторском подотделе «1-12» Тракторно-технической конторы Тракторного цеха. Конструкторский подотдел «1-12» был организован на ХПЗ в начале октября 1928 г., сразу же после получения заводом заказа на изготовление среднего танка Т-12, принципиальная конструкция которого была разработана Главным конструкторским бюро Орудийно-арсенального треста. В составе подотдела «1-12» А.А. Морозов до октября 1929 г. занимался разработкой деталей и созданием конструкторской документации танка Т-12. В конце 1929 г. – начале 1930 г. участвовал в доработке конструкции танка Т-12 по результатам его заводских испытаний. Первый серьезный опыт в области танкостроения А.А. Морозов приобрел, работая над усовершенствованием этой боевой машины. Летом – осенью 1930 г. в составе коллектива Танковой технической секции Тракторно-технической конторы Тракторного отдела ХПЗ в должности конструктора занимался разработкой деталей среднего танка Т-24 – модернизированного варианта танка Т-12.
В период с 1 марта по 7 ноября 1930 г. А.А. Морозов обучался на тракторном факультете в Вечернем рабочем машиностроительном техникуме при ХПЗ им. Коминтерна, куда перевелся с третьего курса заочного отделения Московского автотракторного института им. М.В. Ломоносова. После окончания техникума получил специальность «техник тракторостроения».
В первой половине 1931 г. А.А. Морозов участвовал в техническом сопровождении конструкторской документации находившегося в серийном производстве танка Т-24. В конце мая 1931 г. по распоряжению руководства завода А.А. Морозов был включен в состав Танко-конструкторского бюро, организованного незадолго до этого в Танковом отделе ХПЗ (в первой половине июня 1931 г. Танко-конструкторское бюро получит наименование «Т2К»). Вместе с коллективом конструкторского бюро «Т2К» и дополнительно привлеченными конструкторами из других организаций и заводов СССР, А.А. Морозов в должности старшего конструктора принимал непосредственное участие в разработке конструкторской документации для обеспечения начала серийного выпуска быстроходного колесно-гусеничного танка БТ-2, прототип которого был закуплен у американского инженера Дж. Уолтера Кристи.
В феврале 1932 г. руководство ХПЗ назначило А.А. Морозова на должность заведующего секцией нового проектирования. Находясь в этой должности до ноября 1937 г., А.А. Морозов принимал активное участие в разработке легких колесно-гусеничных танков семейства БТ (БТ-5, БТ-7 и др.). Необходимо отметить, что в этой должности А.А. Морозов проявил себя как талантливый конструктор, в частности, для танка БТ-7 им были разработаны принятые в серийное производство трехступенчатая коробка передач и мелкозвенчатая гусеница с повышенным ресурсом.
«В эти годы проявились характерные черты А. А. Морозова: целеустремленность, высокая техническая эрудиция и удивительная способность находить решения казалось бы неразрешимых проблем. Создание на заводе серии танков БТ было важным этапом отечественного танкостроения и яркой страницей творческой биографии А. А. Морозова».
[В. Ф. Попков. Вестник бронетанковой техники. 1980. № 4]
В середине ноября 1937 г. А.А. Морозов был назначен заместителем начальника Бюро «24» (КБ-24), созданного на заводе № 183 (с 30 декабря 1936 г. ХПЗ стал именоваться «завод № 183 им. Коминтерна») для проектирования нового легкого быстроходного колесно-гусеничного танка БТ-20 с 6-тью ведущими колесами. Разработка этой боевой машины была поручена заводу Постановлением Комитета обороны при СНК СССР № 94сс от 15 августа 1937 г. Возглавил КБ-24 М.И. Кошкин.
Несмотря на малочисленный состав, коллектив КБ-24 сумел уже в марте 1938 г. завершить изготовление эскизного проекта танка А-20 (такое обозначение на заводе № 183 получил танк БТ-20) и представить его на утверждение заказчику – в Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА. На состоявшемся 25 марта 1938 г. заседании эскизный проект танка А-20 был утвержден командованием АБТУ РККА, после чего КБ-24 срочно приступило к следующему этапу опытно-конструкторских работ по танку А-20 – созданию технического проекта. Причем в процессе работы конструкторам пришлось вносить в проект существенные коррективы из-за пересмотра высшим военным руководством страны тактико-технических требований к разрабатываемому танку. Теперь конструкторам вместо одного нового танка предстояло спроектировать два – один с колесно-гусеничным движителем, а другой – с гусеничным. В результате напряженной работы к концу ноября 1938 г. коллективу КБ-24 удалось окончательно разработать технический проект двух танков – колесно-гусеничного А-20 и гусеничного А-20Г, получившего впоследствии индекс А-32.
«В конце 1938 г., – вспоминал А.А. Морозов, – проекты танков А-20 и А-32 были представлены на рассмотрение и утверждение Главному Военному Совету, где мы с М.И. Кошкиным докладывали о своей работе.
Отлично помню, как с большим волнением мы довольно неуверенно доложили Главному Военному Совету о выполнении полученного задания по новому танку А-20
<…>
Проекты А-20 и А-32 утвердили и разрешили нам изготовить по одному опытному образцу этих танков».
[Вопросы оборонной техники. Серия 6. Бронетанковая техника. – М.: ЦНИИ информации, 1985. – Вып. 2 (120). С. 15]
После одобрения технического проекта Главным Военным Советом РККА коллектив КБ-24 приступил к созданию рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов танков А-20 и А-32. Но для того чтобы начать изготовление опытных образцов танков А-20 и А-32 в металле, заводу № 183 требовалось получить разрешение правительства.
27 февраля 1939 г. в Кремле состоялось заседание Комитета Обороны при СНК СССР. В повестке этого судьбоносного для отечественного танкостроения заседания, на котором присутствовал И.В. Сталин, основным значился вопрос «Об утверждении макетов танков», в том числе и танков А-20 и А-32. Представление высшему руководству страны проектов этих машин было доверено ведущему инженеру по танкам А-20 и А-32 А.А. Морозову. После обсуждения проектов на заседании Комитета Обороны было принято Постановление № 45сс об изготовлении танков А-20 и А-32. Опытные образцы обоих танков были изготовлены и летом 1939 г. успешно прошли полигонные испытания. В отчете по испытаниям было записано:
«Танки А-20 и А-32, как опытные образцы, выполнены заводом № 183 хорошо, а по своей прочности и надежности выше всех опытных образцов, ранее выпускаемых».
Необходимо отметить, что при разработке танков А-20 и А-32 конструкторам КБ-24 удалось достичь гармоничного сочетания показателей огневой мощи, защищенности и подвижности.
«Однако, – по словам А.А. Морозова, – для того, чтобы достичь этих качеств нового танка при невысоких массе и габаритах, приемлемых значениях стоимости, трудоемкости и некоторых других важных показателей, иначе говоря, для того, чтобы делать танки в нужном количестве, дешево, быстро, сохраняя при этом их высокие качества, конструкторам боевой машины нужно работать творчески, интенсивно, используя накопленный опыт и знания, отдавая делу не только ум, но и сердце. Конструкторам танков А-20 и А-32 в некоторой мере удалось найти пути к гармоничному сочетанию свойств танка, благодаря чему был достигнут заметный отрыв ТТХ этих танков от предыдущих машин».
[Вопросы оборонной техники. Серия 6. Бронетанковая техника. – М.: ЦНИИ информации, 1985. – Вып. 2 (120). С. 16]
В июле 1939 г. А.А. Морозов был назначен начальником нового конструкторского бюро КБ-520, созданного за счет объединения нескольких конструкторских бюро завода № 183. Одновременно с этим А.А. Морозов стал заместителем главного конструктора завода № 183 М.И. Кошкина. В состав возглавляемого А.А. Морозовым КБ-520 входили два заместителя начальника конструкторского бюро, 58 инженеров-конструкторов и свыше 20 чертежников и копировщиков.
В первой половине июля 1939 г., еще до начала полигонных испытаний опытных образцов танков А-20 и А-32, на основании указаний начальника АБТУ РККА Д.Г. Павлова на заводе № 183 в КБ-520 был проработан вопрос о возможности усиления броневой защиты танков А-20 и А-32 без внесения коренных изменений в их конструкцию. То, что броневая защита новых танков может быть реально усилена, стало очевидно уже в ходе полигонных испытаний опытных образцов танков А-20 и А-32. И в первую очередь это относилось к танку А-32, который, как показывали результаты испытаний, имел существенный резерв для увеличения боевой массы. В связи с этим во второй половине августа 1939 г. в конструкторском бюро КБ-520 были проведены расчеты по возможности установки на танк А-32 деталей из броневых листов толщиной 45 мм, способных защитить экипаж и внутреннее оборудование танка от снарядов 37-мм противотанковых пушек.
Для того чтобы как можно быстрее проверить возможности танка А-32 с увеличенной до 45 мм толщиной броневых деталей, руководством АБТУ РККА было решено в кратчайшие сроки изготовить опытные образцы такой боевой машины.
28 сентября 1939 г. между АБТУ РККА и заводом № 183 был заключен договор на изготовление двух опытных образцов танка, получившего индекс А-34. Учитывая столь сжатые сроки, А.А. Морозов вместе с коллективом конструкторского бюро КБ-520 сразу же приступил к выполнению договора. Так как масса танка А-34 по отношению к массе танка А-32 возрастала примерно на шесть с половиной тонн, то конструкторам пришлось сделать перерасчет всей конструкции танка и заново изготовить полный комплект чертежно-конструкторской документации. Для этой ответственной и трудоемкой работы М.И. Кошкиным и А.А. Морозовым в конструкторском бюро КБ-520 было организовано 8 групп конструкторов. Каждая конструкторская группа разрабатывала чертежно-конструкторскую документацию для танка А-34 в соответствии со своим профилем деятельности. Результатом этой работы в конечном итоге стало создание в начале 1940 г. двух опытных образцов танка Т-34 – танков А-34.
Необходимо отметить, что в период командировок М.И. Кошкина и его участия в испытаниях опытных образцов танка Т-34 обязанности главного конструктора завода № 183 исполнял А.А. Морозов.
Весной 1940 г., после успешного завершения войсковых испытаний двух танков А-34, главной задачей КБ-520 становится доработка конструкции и обеспечение начала серийного выпуска «тридцатьчетверки». И так сложилось, что основная ответственность за это важнейшее дело легло, в том числе и на плечи А.А. Морозова. Из-за болезни М.И. Кошкина, начиная с третьей декады апреля 1940 г. А.А. Морозов исполняет обязанности главного конструктора завод № 183.
Большую помощь А.А. Морозову в организации работ по устранению выявленных во время испытаний первых «тридцатьчетверок» недостатков и подготовки конструкторской документации для постановки нового танка на серийное производство оказывали его заместители – Н.А. Кучеренко и А.В. Колесников. Из воспоминаний А.А. Морозова:
«К началу войны нам удалось создать и поставить на серийное производство новый средний танк, превосходящий по боевым свойствам и по приспособленности к массовому производству средние танки фашистской Германии.
Радость принятия танка в производство была омрачена 26 сентября 1940 г. преждевременной смертью Михаила Ильича Кошкина, прекрасного специалиста и организатора, сумевшего сплотить и личным примером увлечь молодой конструкторский коллектив на решение больших и сложных задач, на смелое техническое дерзновение для их воплощения в танке Т-34».
[Вопросы оборонной техники. Серия 6. Бронетанковая техника. – М.: ЦНИИ информации, 1985. – Вып. 2 (120). С. 19]
Руководство Советского Союза высоко оценило заслуги создателей танка Т-34 – 10 апреля 1942 г. Постановлением СНК СССР № 488 А.А. Морозову, Н.А. Кучеренко и М.И. Кошкину (посмертно) «за разработку конструкции нового типа среднего танка» была присуждена Сталинская премия первой степени.
В конце ноября 1940 г. под руководством А.А. Морозова началась модернизация танка Т-34, причем улучшения боевой машины проходили по двум направлениям – путем малой и путем большой модернизации. К началу Великой Отечественной войны практически все мероприятия, предусмотренные малой модернизацией были реализованы, а вот изготовить спроектированный КБ-520 в рамках большой модернизации опытный образец танка Т-34М коллективу завода № 183 так и не удалось. С началом войны все силы завода, в том числе и конструкторского бюро КБ-520, были направлены на решение другой, наиболее важной на тот момент задачи – увеличение выпуска танка Т-34. В первых числах июля 1941 г. А.А. Морозов был назначен на должность главного конструктора завода № 183.
«Тяжелая обстановка на фронте, – вспоминал А.А. Морозов, – и связанная с ней временная потеря поставщиков материалов, узлов и комплектующих изделий, эвакуация ряда предприятий в восточные районы страны создали много трудностей для выпуска танков Т-34 на нашем и других заводах, которые принимали участие в изготовлении этих танков.
Приходилось на ходу решать множество вопросов, проявляя при этом исключительную оперативность и техническую изобретательность, чтобы не останавливать выпуск крайне необходимых для фронта танков. Не хватало двигателей В-2, резины, черных и особенно цветных металлов, электрооборудования, брони, различных мелких узлов и деталей. Надо было немедленно находить заменители, других поставщиков или изготавливать недостающие узлы и детали своими силами.
Трудности усугубились в связи с эвакуацией нашего завода в Нижний Тагил для продолжения производства танков на вагоностроительном заводе, не имевшем опыта по их изготовлению».
[Вопросы оборонной техники. Серия 6. Бронетанковая техника. – М.: ЦНИИ информации, 1985. – Вып. 2 (120). С. 19]
Эвакуация завода № 183 из Харькова в Нижний Тагил была осуществлена в предельно сжатые сроки. Уже через неделю после выхода в свет Постановления Государственного комитета обороны «Об эвакуации завода № 183 и Мариупольского завода», 17 сентября 1941 г. из Харькова в Нижний Тагил ушёл первый эшелон с группой конструкторов, технологов, с их семьями, необходимой чертежно-конструкторской документацией, моделями, штампами, уникальными станками.
Совместно с начальником первого эшелона – своим заместителем Н.А. Кучеренко, главный конструктор завода № 183 А.А. Морозов руководил подготовкой к отправке чертежно-конструкторской документации, необходимой для организации производства танка Т-34 на новом месте.
19 сентября 1941 г. А.А. Морозов за образцовое выполнение заданий правительства по созданию танка Т-34 и выпуску боевых машин для действующей армии был награжден первой для него правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени.
В середине октября 1941 г. А.А. Морозов из Харькова прилетел в Нижний Тагил и сразу же включился в работу. Из воспоминаний А.А. Морозова:
«В тяжелейших производственных и бытовых условиях, усугубляемых суровой уральской зимой 1941 г., в кратчайшие сроки нужно было организовать массовый выпуск танков Т-34, чтобы не только удовлетворить текущие запросы фронта, но и постепенно превзойти врага в количестве выпускаемых танков.
Вот тут-то и сыграли решающую роль заложенные в конструкции «тридцатьчетверки» простота и приспособленность к массовому производству на заводе со средним уровнем оснащенности и недостаточно квалифицированными рабочими кадрами. Сейчас подобный подход к конструкции танка кажется элементарным, но в то время он не был общепризнанным и носил поисковый характер. Он позволил также сравнительно быстро организовать производство танков Т-34 на заводах в Сталинграде, Горьком, Свердловске, Омске и Челябинске. Выпуск этих танков постоянно нарастал, а стоимость снижалась, несмотря на введение различных усовершенствований конструкции».
[Вопросы оборонной техники. Серия 6. Бронетанковая техника. – М.: ЦНИИ информации, 1985. – Вып. 2 (120). С. 19 – 20]
В связи с тем, что на Уральском вагоностроительном заводе, на чьи производственные площади эвакуировался завод № 183, имелось мощное сталелитейное производство и слабо развитое горячештамповочное, конструкторами бюро КБ-520 под руководством А.А. Морозова в конструкцию и технологию производства большинства деталей и узлов танка Т-34 были внесены многочисленные изменения. Для достижения максимального выпуска конструкция машины упрощалась и адаптировалась под новые производственные возможности завода № 183. В результате совместной работы конструкторов и технологов завода № 183 танк Т-34 без существенных потерь своих боевых и технических качеств получился по конструкции более технологичным, а в силу этого стал проще и дешевле в изготовлении.
Необходимо отметить, что параллельно со снижением трудоемкости изготовления танка КБ-520 под руководством А.А. Морозова постоянно занималось усилением боевых свойств «тридцатьчетверки». Венцом этой работы стало создание в конце 1943 г. танка Т-34-85 – одного из символов нашей Победы в Великой Отечественной войне. Кроме технического сопровождения конструкторской документацией серийного производства «тридцатьчетверки», в КБ-520 в 1942 – 1943 гг. не прекращалась работа по проектированию новых образцов танков. В это непростое для завода и страны время были разработаны опытные танки Т-34М и Т-43.
«Все, что предлагалось конструкторами по улучшению танка Т-34, – вспоминал А.А. Морозов, – было весьма заманчиво и соответствовало той обстановке и развитию огневых средств, которого уже достигли в ходе войны воюющие армии. Однако предлагаемая модернизация, связанная со значительной переделкой Т-34, в результате чего мог появиться по существу новый танк, естественно, вызывала опасения в возможности снижения его массового выпуска и даже ограничения на какой-то период поступления танков в войска.
Твердая позиция И.В. Сталина по данному вопросу сводилась к требованию не растрачивать силы и средства на разработку новых танков по той простой причине, что «…во время пожара, – как он образно выразил свою мысль, – не конструируют насосы, а носят воду во всем, что для этого можно использовать». На данном этапе он запретил дальнейшую разработку новых танков, так как танк Т-34 во всех отношениях являлся, по его личному убеждению, «хорошей машиной».
Категорически запретив даже думать о каких-либо «лучших» танках и связанной с этим перестройкой промышленности на их выпуск, Сталин дал указание о всемерном расширении производства танков Т-34 и ограничении их модернизации усилением артиллерийского вооружения и улучшением обзорности. В соответствии с этим указанием на танке Т-34 была установлена более мощная 85-мм пушка, которая практически уравнивала огневую мощь танка Т-34 с новыми немецкими танками, а для улучшения кругового обзора была введена командирская башенка.
<…>
Ход событий во второй половине войны полностью подтвердил правильность принятого нашим правительством курса в развитии танкового вооружения. К этому времени производственная мощность танковой промышленности достигла своей вершины, а стабильность и простота конструкции Т-34 позволила во много раз увеличить его выпуск, что в значительной мере обусловило наше превосходство над техникой врага».
[Вопросы оборонной техники. Серия 6. Бронетанковая техника. – М.: ЦНИИ информации, 1985. – Вып. 2 (120). С. 21]
Адекватно оценивая «тридцатьчетверку», являясь одним из ее непосредственных создателей, А.А. Морозов спустя годы так охарактеризовал эту боевую машину:
«Танк Т-34 был не каким-то непоражаемым и всепобеждающим «чудо-танком». Он был просто хорошим танком, как нельзя лучше соответствовавшим нашим возможностям, условиям и требованиям военного времени, и в этом заслуга его создателей. Этот танк был единственным танком воюющих армий, который без существенных изменений конструкции прошел всю войну. Танк Т-34 стал самым массовым танком Красной Армии в годы войны».
[Вопросы оборонной техники. Серия 6. Бронетанковая техника. – М.: ЦНИИ информации, 1985. – Вып. 2 (120). С. 21]
За «исключительные заслуги перед государством в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводом» Президиум Верховного совета СССР указом от 20 января 1943 г. присвоил А.А. Морозову звание Героя Социалистического Труда.
Продолжая работы по дальнейшему совершенствованию средних танков, коллектив КБ-520 под руководством А.А. Морозова уже к концу 1943 г. спроектировал танк Т-44, который после ряда испытаний в ноябре 1944 г. был принят на вооружение Красной Армии. В отличие от «тридцатьчетверки» новый танк практически в два раза был лучше защищен от снарядов противотанковой артиллерии противника. За счет применения торсионов в системе подрессоривания танка удалось расположить дизель поперек корпуса машины. Это, в свою очередь, позволило увеличить диаметр шариковой опоры башни и разместить люк механика-водителя в крыше корпуса.
За разработку танков Т-34-85 и Т-44 в январе 1946 г. А.А. Морозову во второй раз была присуждена Сталинская премия первой степени.
После окончания Великой Отечественной Войны А.А. Морозов продолжил работу на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. Последний средний танк, разработанный конструкторами КБ-520 под руководством главного конструктора завода А.А. Морозова в Нижнем Тагиле, стал танк Т-54. За разработку этой боевой машины в июне 1948 г. А.А. Морозов стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени.
Приказом Министерства транспортного машиностроения 8 октября 1951 г. А.А. Морозов был освобожден от обязанностей главного конструктора Уральского завода им. Сталина (завод № 183) по состоянию здоровья, и этим же приказом он был переведен в Харьков. Дальнейшая трудовая деятельность выдающегося конструктора танков А.А. Морозова проходила в этом городе.
С ноября 1951 г. по май 1976 г. А.А. Морозов являлся главным конструктором Харьковского конструкторского бюро транспортного машиностроения (ХКБТМ) на заводе им. В.А. Малышева, где под его руководством были разработаны танки Т-64, Т-64А и Т64АК, а также танк Т-64А с комплексом управляемого вооружения (КУВ) 9К112-1 («Кобра»), принятый на вооружение в сентябре 1976 г. под наименованием Т-64Б.
Во второй половине 50-х гг. А.А. Морозов руководил разработками опытных образцов танков Т-54А с установкой системы противоатомной защиты («Объект 441»), термодымовой аппаратуры многократного действия («Объект 442»), оборудования для подводного вождения танка («Объект 486»). В последующем документация по этим разработкам была передана на Уралвагонзавод для внедрения в серийное производство.
В 1953 – 1957 гг. на основе перспективных оригинальных компоновочных и технических решений под руководством А.А. Морозова была проведена большая опытно-конструкторская работа по созданию опытного образца танка «Объект 430», послужившего прототипом для танка Т-64. Впервые в советском танкостроении средний танк («Объект 430») имел наименьший забронированный объем (9,71 м3), танковый оптический прицел-дальномер, 14,5-мм пулемёт КПВТ (в зенитной установке), двухтактный дизель с горизонтальным расположением цилиндров, эжекционное охлаждение радиаторов, планетарные бортовые коробки передач. Танк Т-64 – первый в мире серийный средний танк с классической схемой общей компоновки, в котором был установлен механизм заряжания танковой пушки и применена многослойная комбинированная противоснарядная броневая защита. Разработанный А.А. Морозовым танк Т-64 является родоначальником второго послевоенного поколения отечественных танков.
Танк Т-64А был дальнейшим развитием танка Т-64 и с 1968 по 1980 гг. серийно выпускался на Харьковском заводе им. В.А. Малышева. До мая 1976 г. под руководством А.А. Морозова конструкторское бюро обеспечивало техническое сопровождение конструкторской документацией серийное производство танков Т-64А и Т-64АК.
За разработку танка Т-64 и его модификаций А.А. Морозову в 1967 г. была присуждена Ленинская премия, а в 1974 г. он был награжден второй Золотой Звездой Героя Социалистического Труда.
Средний танк Т-35-85 на территории завода № 183 в Нижнем Тагиле. Лето 1944 г.4 июня 1976 г. А.А. Морозов по состоянию здоровья покидает пост главного конструктора и начальника КБ. Но его связь с КБ не прекращается, он еще долго является членом Научно-Технического Совета Министерства оборонной промышленности, организованного при ХКБМ, вплоть до своей кончины 14 июня 1979 г. В некрологе, подписанном высшим руководством страны, были и такие строки:
«14 июня 1979 года после продолжительной, тяжелой болезни скончался выдающийся советский конструктор танков
<…>
В послевоенный период А.А. Морозов проявил творческую инициативу при решении сложных технических проблем в создании новых образцов техники, которые явились дальнейшим вкладом в дело повышения обороноспособности нашей Родины.
А.А. Морозов пользовался заслуженным авторитетом, большой любовью и уважением у всех, кто работал с ним и знал его. Он воспитал многочисленные кадры конструкторов и инженеров, успешно решающих задачи дальнейшего совершенствования и развития техники.
Плодотворная деятельность Александра Александровича Морозова заслужила признательность советского народа и была отмечена высокими правительственными наградами».
[Газета «Правда» от 15 июня 1979 г.]
А.А. Морозов – лауреат Ленинской (1967 г.) и трех Сталинских (1942, 1946, 1948 гг.) премий, доктор технических наук (1972 г.), заслуженный машиностроитель Украинской ССР. Награждён тремя орденами Ленина (1942, 1943, 1974 гг.), орденами Октябрьской Революции (1977 г.), Суворова 2-й степени (1945 г.), Кутузова 1-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени (1941, 1944, 1954 гг.), орденом Красной Звезды (1944, 1945 гг.), медалями. В 1979 г. имя А.А. Морозова было присвоено Харьковскому конструкторскому бюро транспортного машиностроения.