3

KAC (Kartveli Aircraft Company) авиационная компания, основанная в 1925 году Александром Картвелишвили, который вернулся в Грузию после многолетнего обучения и работы во Франции. Получив государственное финансирование, Картвелишвили стал директором Тбилисского Авиационного Университета. Университет стал важнейшим образовательным и научным учреждением, способствующим развитию грузинской инженерной мысли и авиационной промышленности. Уже к 1930 году в университете обучалось 315 студентов, а преподавательский состав насчитывал 10 высококвалифицированных специалистов, многие из которых имели опыт работы за границей.

С самого начала университет отличался своим практическим подходом к обучению. На его базе была создана небольшая сборочная линия(в целом из за отсутствия денежных средств у государства это был единственным вариантом, в целом университет преподавал не только авиационные специальности но и другие связанные с физико-математическим направлением) , где студенты и преподаватели совместно работали над созданием экспериментальных моделей самолётов. Это позволило не только подготовить специалистов, но и заложить основу для будущего национального авиастроения.

В 1928 году, в условиях роста военной напряжённости в регионе, правительство Грузии поручило KAC разработать первый национальный истребитель. Проект получил название КАС-01 «Арциви» («Орёл»). Истребитель задумывался как биплан с средними для своего времени характеристиками. «Арциви» должен был стать основой грузинских ВВС, обеспечивая защиту страны в случае внешней угрозы.

KAC - Авиастроение Грузинской Республики 1940-х

Работа над проектом шла напряжённо. Ограниченные ресурсы и отсутствие крупной промышленной базы стали серьёзным вызовом для инженеров. Несмотря на это, грузинские специалисты продемонстрировали изобретательность и умение находить нестандартные решения. В процессе разработки стало ясно, что практически весь истребитель будет выполнен из зарубежных деталей в связи отсутствия в Грузии каких либо производственных линий.

Для решения этой проблемы Грузия заключила договор с Италией, которая в то время считалась одним из мировых лидеров в области авиастроения, тем более у Грузии уже был опыт с Итальянскими бипланами и повторное обучение персонала для ремонта таких самолётов не потребуется если агрегаты будут изготовляться в Италии. Итальянские компании начали поставлять необходимые компоненты. Однако важным условием от государства было то, что эти детали должны были изготовляться из сплавов произведённых на металлургическом заводе в Зестафони.

В качестве силовой установки использовался радиальный двигатель. В радиальном двигателе поршни соединены с коленчатым валом особой системой. Одиночный поршень соединен непосредственно с коленчатым валом через главный шатун.

Даже если это соединение является механически неправильным, поскольку центр вращения главного шатуна отличается от центра вращения шатунов, результирующее падение эффективности незначительно. Что было очень важно учитывая отсутствия высококвалифицированных кадров которым предстоит собирать Итальянские детали в университете/заводе. Цилиндры были изготовлены из стали, а ребра — из блока. Головки цилиндров были изготовлены из литого алюминия а седла клапанов — из алюминиевой бронзы . Коленчатый вал был откован цельным, с одним кривошипом, с балансировочными противовесами. Главный шатун состоял из двух частей, с подшипником качения , на котором располагались пальцы шести вторичных полых шатунов.

KAC - Авиастроение Грузинской Республики 1940-х
(одна из двух секций двигателя)
в целом круизная скорость истребителя была около 360 км/ч

два прототипа самолёта был завершён в 1930 году. Лётные испытания прошли успешно, продемонстрировав, что Грузия способна производить конкурентоспособную авиационную технику. КАС-01P (P-прототип)

ЛТХ Военных удовлетворил и было начато производство после того как устранили основные проблемы выявленные на активных тестах машины, всего было выпущено по состоянию на 1938 год 18 машин которые заменили устаревшие морально русские бипланы времён первой мировой. В 1939 последний KAC-01 модификации L(поздний) был списан.

KAC - Авиастроение Грузинской Республики 1940-х

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account