К юбилею «Котяры» — Грумман F-14

14
К юбилею "Котяры" - Грумман F-14

К юбилею «Котяры» — Грумман F-14

Данный материал выкладывается на сайт из жж Андрея Фирсова в продолжение темы истребителя-перехватчика Grumman F-14, поднятой в статье «Испытано в Израиле. Сравнительные испытания многоцелевых истребителей F-14 и F-15».

22 декабря исполнился юбилей первому истребителю четвертого поколения — F-14 «Томкет». Хотя на счет «четвертого» есть разные мнения — скорее он застрял в раскоряку между третьим и четвертым. Истребитель стал широко известен в основном благодаря фильму «Топ ган», но боевую славу снискал фактически только в составе иранских ВВС. Предлагается интервью иранского полковника в отставке Мостафы Рустаи, летавшего на «Томкете» во время ирако-иранской войны и сбившего пять иракских «Миражей» и «Мигов».

*  *  *

Каковы первые впечатления от F-14A?

— Впервые увидел F-14A во время обучения в США. В то время была большая шумиха по поводу выбора между F-14A и F-15 «Игл» — было ощущение, что шах Ирана в конце концов выберет один из этих истребителей. F-14 тогда совершали туры по всем американским авиабазам. Во время такого тура на авиабазе Лафлин иранским курсантам впервые разрешили посмотреть на F-14A. Удалось заглянуть в кабину, чтобы совершенно поразиться ее простору и влюбиться в этот самолет. После завершения учебы в США я вернулся в Иран, чтобы закончить курсы обучения на F-4 «Фантом». Хотя «Фантом» был на тот момент самым совершенным нашим самолетом, я продолжал мечтать о «Томкете»

Как можно в трех словах охарактеризовать «Томкет»?

— Это трудно. Пока я интересовался F-14, я прочитал практически все написанное о нем, постоянно говорил с инструкторами F-14A. И хотя быть пилотом «Фантома» тогда было определенно привилегией, «Томкет» был на голову выше. F-14A был последнем словом в том, что касалось истребителей.

Иранский F-14A во всей красе - под крылом по паре ракет "Хок" и "Сайдуиндер", под фюзеляжем - четыре ракеты "Сперроу"

Иранский F-14A во всей красе — под крылом по паре ракет «Хок» и «Сайдуиндер», под фюзеляжем — четыре ракеты «Сперроу»

Что самое замечательное было в нем?

— Когда вы познакомитесь с F-14 ближе, вы поймете, что главное в нем была хорошая управляемость, прощающая ошибки пилотов. Мой личный опыт говорит, что чаще всего проблемы в авиации бывают из-за ошибок пилотов. А F-14 прощал практически все ошибки пилотов, если они не выводили самолет за предельные режима полета и перегрузок.

Что самое плохое вы можете сказать про него?

— Я могу только сравнивать с теми самолетами, на которых летал – Т-37, Т-38 и «Фантом». Но могу сказать, что от F-14 никогда не испытывал каких-либо негативных ощущений – он был совершенным истребителем. Это была высшая точка развития линии истребителей-«кошек» фирмы «Грумман»… Фактически «Томкет» был безупречной конструкцией и доказал это в бою… Это – абсолютное совершенство.

Как бы вы оценили F-14 среди других истребителей?

— Прекрасная маневренность: на неустановившемся вираже я бы дал ему 5+. Если вы следите за углом атаки, предупреждением о приближении к срывным режимам и тому подобным, то скорость его разворота просто потрясающая. Как вы знаете, каждый самолет имеет свои пределы по перегрузке, и важно не превышать их. Установившейся разворот был еще лучше – дал бы 95 баллов из 100. Если опять же пилот следит за перегрузкой, то у него нет проблем. У меня был очень напряженный бой с МиГ-21, и F-14 показал себя очень хорошо на предельных режимах полета, которые были в то время недоступны ни одному истребителю – идеальный самолет для «драки в телефонной будке».

— Выход на большие углы атаки: предельный угол атаки легко контролируется, если вы правильно входите в маневр и удерживаете скорость. Фактически F-14 достигал больших углов атаки, чем любой самолет, на котором я летал. Мощные двигатели давали реальное ощущение превосходство в воздухе. Это очень нравилось – дал бы 100 из 100. Скороподъемность, а также как и разгон – можете сами убедиться на кадрах на авиашоу, насколько у F-14 превосходные эти характеристики.

— Средства обнаружения и прицеливания – не забывайте, что мы в 2020 г. говорим о технологиях 70-х годов. Однако для 70-х, 80-х и даже 90-х годов они были превосходные – лучше, чем что-то еще в Восточном и Западном блоках. Мы могли в этом убедиться в боях с многочисленными «Миражами» F.1, МиГ-23 и в одном случае с МиГ-29. Локатор, средства РЭБ и связи были впереди всех своих современных противников. Такое впечатление, что конструкторы «Томкета» на своем опыте знали, что нужно истребителю в бою. По сравнению с F-4 «Томкет» был на поколения впереди. Локатор AWG-9 и системы управления им были настоящим чудом. Я мог из северной части Персидского залива видеть иракские самолеты вплоть до Багдада. Это всегда меня потрясало. Приемник радиотехнической разведки был отличным. Слепые полеты ночью, либо в облаках доставляли радость.

— Характеристики – в целом самолет можно охарактеризовать как непревзойденный. Он имел отличное оснащение и в руках опытного летчика мог продемонстрировать все, на что способен. Отличная машина.

А кабина?

— Все системы управления были превосходно продуманы. Я был потрясен, когда впервые сел в заднюю кабину. Это все равно, что сидеть собственно на его фюзеляже – отличный обзор для пилота и оператора. Я помню, что когда был пилотом F-4 «Фантома», то мой шлем стучал по фонарю всякий раз, когда я хотел посмотреть вниз, и я должен был положить самолет в крен, чтобы посмотреть вниз. На F-14 это было по-другому. Каждый переключатель в кабине находился на своем месте и был легко доступен. Само сиденье легко регулировалось, а кондиционер в кабине обеспечивал наиболее комфортные условия.

Ситуационная осведомленность?

— Когда вы кабине истребителя, вы должны знать все, что происходит вокруг, вы должны быть сосредоточены и не отвлекаться. В истребителе много систем, которые снабжают вас потоком данных, которые позволяют сохранить вам жизнь. Если вы не знаете, что происходит вокруг, то быстро отправитесь к аллаху. Все чувства истребителя должны быть обращены на системы самолета, дающие информации об обстановке вне кабины, чтобы выжить в бою. Чтобы выжить, надо быть безупречным.

Что можете сказать про F-14, что я не знаю?

— Думаю, что большинство людей просто не понимают, какие потрясающие способности принес с собой F-14. Я налетал на «Фантоме» сотни часов, но мало знал о F-14, кроме того, чему меня учили и что я читал о нем. Только при реальной боевой подготовке и в воздушных боях его достоинства стали понятными.

Насколько хороши ракеты AIM-54А, какой у вас опыт их применения?

— Как вы знаете, история AIM-54А идет от попытки создания перехватчика А-12/YF-12, а потом от F-111. Таким путем она развивалась и совершенствовалась в мощную ракету, которая должна была перехватывать русские дальние бомбардировщики, атакующие авианосцы США. Но действительно смертельным оружием AIM-54А стала в сочетании с локатором AWG-9. Я считаю, что вероятность поражения этими ракетами достигала 90%. Мы имели совсем немного отказов при пуске. В целом это была надежная и эффективная система вооружения.

Пуск ракеты AIM-54А "Феникс" с "Томкета"

Пуск ракеты AIM-54А «Феникс» с «Томкета»

Позвольте добавить важное замечание – наши технические службы со своими техническими средствами (надо сказать, все было подготовлено и обучено американцами) вполне обеспечивали обслуживание ракет и их применение в бою. Без самоотверженности это было не возможно в течение всех восьми лет войны с Ираком. Я лично пустил четыре ракеты AIM-54, три из них сработали безупречно, дав мне три победы. Четвертая победа скорее всего «вероятная». Я не видел результата, поэтому не могу быть полностью уверенным. Чтобы увеличить вероятность поражения нам предписывалось пускать ракету на дальность до 65 км. Это было эффективное оружие большой дальности действия. Эффективность F-14 был потрясающая, правда, несколько «Томкетов» были сбиты своими…

Кто был вашим самым опасным противником?

— У меня было несколько «собачьих схваток» так на нашем жаргоне называется ближний воздушный бой или еще – «поножовщина в телефонной будке». Дважды я сходился с французским «Миражом» F.1, одни раз против МиГ-23 и один раз против МиГ-21 – над Иламом недалеко от границы с Ираком. Бой с последним был захватывающей четырех-пятиминутной схваткой. Мой противник был превосходным и способным пилотом, как профессионал я не могу не отдавать ему должного. Теперь, спустя 38 лет я не вижу в нем врага, и это вызывает во мне сейчас противоречивые чувства.

— Всего за несколько часов до того – в полдевятого вечера мы были на разборе полетов. Выходя с него в 22.30, я обнаружил в расписании полетов, что у меня вылет завтра в 5.30 вместе с оператором Рейзой Тахмасаби. Аж потерял челюсть. Дома заснул на диване во время ужина, а проснулся от звонка оператора, который напоминал о полете. Это было 26 октября 1982 г. – шел третий год войны.

— Несколько секунд назад я хотел ему смерти, а теперь он был мертв, и у меня разбилось сердце. Может я даже прослезился. Это был невероятный пилот…

Мы с Резой взлетели на F-14A (№3-6078 – позывной «Капитан 1»). Нас наводил пункт управления в Дезфуле. Было спокойно, на радаре – ничего. Мы приближались к границе Ирака, затем отвернули назад. Так мы сделали несколько заходов, отворачивая то направо, то налево. Где-то на середине очередной «дорожки» Реза возбужденно попросил меня остаться на правом вираже. Через секунду Реза объявил о контакте со скоростной целью в 80 км. Диспетчер вскоре сообщил, что своих самолетов в этом районе нет. Нервы напряглись, что-то случилось… Реза сказал: «Я его больше не вижу, но он точно был…» Не успел закончить фразу, как оператор станции наведения в Дезфуле сообщил, что пара вражеских самолетов в 30 гр от нас слева ниже, курсом 180 – вероятно бомбят Ахваз или Дезфул. Я стал снижаться, переговариваясь с Резой.

— Оператор наведения продолжал нам выдавать данные цели, приближавшейся к нам. Реза скомандовал сделать резки левый разворот, сообщая о скорости сближения и дистанции до цели. Я подал напряжение на головку самонаведения ракеты AIM-9. Мельком увидел номер «2» на приближавшемся самолете, а потом и второй – номер «1». Тип вражеского самолета было определить с первого взгляда трудно, а времени на игру в угадайку не было. Был ли это истребитель МиГ-21 или ударный Су-22? Не будучи уверенным, я довернул на него, пока Реза следил за вторым. Самолет с «двойкой» заметил нас и заложил такой правый вираж, что я решил, – тот сошел с ума. Я был готов запустить «Сайдуиндер» где-то с пяти километров, но тот заметил нас, сбросил пилоны с подвеской и топливный бак и резко нырнул вправо. Он вошел в долину и быстро полетел над руслом реки в сторону Ирака. Мы преследовали его выше метров на 100-150. Этот пилот хорошо знал дорогу – он ткал такие «кружева», что приводил меня в ярость. Мне было трудно смириться, что МиГ-21 50-х годов не давал мне шансов на моем прекрасном F-14! Несколько раз он оказывался в пределах разрешенной дистанции пуска «Сайдуиндера», но каждый раз вовремя уворачивался, словно читал мои мысли. Этот иракский летчик был безусловно мастером своего дела – на юрком МиГ-21 он летал блестяще. Я просто восхищался его маневрами, пока Реза сзади не закричал о низком уровне топлива, я выключил форсаж и громко выдохнул: «Боже, мы залетели так далеко, что теперь все придется бросить!» К этому моменту из-за адреналина я уже хотел убить того парня, – если дело пойдет так и дальше, я просто протараню его! Может он понял это, я не знаю…

— В этот момент противник совершил ошибку как новичок – вместо того, чтобы взять ручку на себя, он развернулся и врезался в холм. Несколько секунд назад я хотел его смерти, а теперь он был мертв и мое сердце было разбито. Это был невероятный пилот – исключительный летчик. Несмотря на то, что формально я его не сбивал, победа была приписана мне «в результате маневра». Прошло 38 лет, а мне до сих пор грустно – он не заслужил, чтобы так погибнуть. Но наше положение было тоже критичным – нужно было найти воздушный заправщик, а это была не простая задача. Правда, пилот заправщика услышал по радио наши просьбы и решил остаться в районе ожидания, чтобы встретить нас. Мы связались с ним и все закончилось благополучно.

Какой была ваша жизнь на войне – что плохого, что хорошего?

— В начале войны у нас было мало боевого опыта, наиболее сложными заданиями были базовые комплексы упражнений «боевой маневр» и «маневры в воздушном бою», выполняемые по строгим инструкциям ВВС. А потом началась война. Я до первой ночи войны живьем «Феникса»-то и не видел. Мы летали с учебными KATM-54A, но не с боевыми ракетами. К этому прибавился семейный стресс – семья свалилась на жену. Поскольку пилотов F-14 не хватало, то приходилось проводить в небе много часов, прикрывая важный наземные объекты, включая порты, крупные города, нефтяную инфраструктуру. К счастью «запасливость» шаха позволила нам быть готовым к войне во всеоружии. В воздухе нас поддерживали эскадрильи воздушных заправщиков, позволяя подолгу находиться в воздухе. Были случаи, когда полет продолжался 8-9 часов. Некоторые летали и дольше. Несмотря на жертвы, наши семьи поддерживали нас. Лучше всего было, когда мы не несли потерь, а тяжелее всего, когда потери были…

Расскажите о ваших победах.

— На моем счета пять побед: одна над МиГ-21, который я переманеврировал, и еще два «Миража» F.1 и два ударных МиГ-23.

Что вы ощущали, отправляясь в бой на F-14A?

— Конечно – уверенность, думаю, как все пилоты нашей эскадрильи. То, что мы летали на всемирно известном F-14A с его передовыми характеристиками в сочетании с подготовкой лучшими инструкторами в США и Иране, заставляло нас чувствовать себя непобедимыми. Учитывая все трудности, с которыми столкнулись наши ВВС в послереволюционном Иране, я считают, что самолет и экипажи показали себя великолепно.

Какая боевая эффективность F-14 и его значение в войне?

— С психологической точки зрения я всегда ощущал преимущество перед врагом, находясь в F-14A. Наличие «Томкетов» в воздухе также укрепляло дух других наших бойцов. И без наземных диспетчеров перехватчик мало что стоит. Некоторые из диспетчеров были настолько хороши, что мы слепо шли туда, куда они нас наводили. Двое из них – Пежман и Асем были моими любимцами – они хорошо понимали, что мне нужно.

Как летчик-истребитель я понимал, что в моих руках лучшая техника, что мы хорошо обучены. К тому времени у нас был большой налет и уверенность в наших силах. Все что нам недоставало, чтобы владеть небом, – немного удачи. Я хочу сказать спасибо тому человеку, который купил для наших ВВС F-14 – он сделал правильный выбор.

Какой по-вашему самый большой миф о иранских F-14?

— Их несколько. Самый большой – что Ирану следовало вместо «Томкетов» закупить F-15A «Иглы». Я не согласен. Полагаю, что большинство моих коллег со мною согласны. Иран – огромная страна с разнообразной географией – от высоких горных хребтов до пустынь, к тому же сосед противника по холодной войне Советского Союза. У нас не было другого выбора, как перехватчик с мощным локатором и дальнобойными ракетами. F-15A – превосходный самолет, но не надо сравнивать нынешние версии с вариантом середины 70-х годов. Он бы просто не мог быть противовесом советским самолетам, не был способен обстреливать одновременно несколько целей и обеспечивать наведение других истребителей. Последнее оказалось особенно важно, так как шаху не удалось закупить АВАКСЫ Е-3, а после революции 1979 г. это было и не возможно. Фактически F-15 был доведен до нужных требований уже позже.

— Другой миф – что F-14A непобедим и несбиваем. Я с этим не совсем согласен – как каждая боевая система F-14 подвержена неудачам, человеческим ошибкам и появлением новой техники, способной его победить.

О чем по-вашему стоило еще спросить?

— В данный момент ничего не могу еще придумать, все, что хотел сказать, уже сказано. Есть еще сотни книг и документальных фильмов. Может стоило упомянуть двигатели TF30 – о них было много комментариев. Да, он не идеален и много говорилось о его срыве потока на его компрессоре на некоторых режимах полета. Да, это не очень хорошо, но в руках обученного, хорошо знающего эту проблему пилота с этим двигателем нет проблем.

Какие полеты более всего запомнились?

— Два полета остались в моей памяти – воздушный бой с МиГ-21 в 1982 г. и другой полета, когда как раз случился срыв в двигателе 5 мая 1985 г. во время воздушного патрулирования над центральным Ираном.

— Мы были на высоте 8000 м, выполняя вторую дозаправку за день. Когда топливо было передано, я стал постепенно убирать обороты двигателя. Неожиданно в кабине послышался сильный, пугающий шум, а потом – тишина. Кабину заполнило каким-то туманом – сначала я решил, что это дым, но потом понял, что это не он. Ничего не было видно. Мои уши заложило до резкого болевого ощущения. Самолет опустил нос, а панель приборов замигала как рождественская елка. Горели все сигнальные лампы, кроме одной – «Огонь!». «Прочитав» приборы, пришел к выводу – у нас два варианта: либо завести двигатели снова, либо «выбиться» (катапультироваться) из самолета. Моим оператором сзади сидел Мардани. Он читал мне чек-лист по аварийному запуску двигателя, который я пытался запустить. Было так тихо, что было слышно собственное дыхание. Я предупредил оператора, чтобы он был готов катапультироваться, если мы снизимся до 3000 м. Когда мы достигли высоты 4000 м загорелся сигнал, что электроснабжение самолета восстановлено – значит один из двигателей таки завелся. В этот момент, поверьте, у меня не было даже сил предупредить оператора, чтобы он не катапультировался – слова не выходили из меня. Собрав все силы, я крикнул: «Не выбивайся!» Оператор рявкнул в ответ: «Да, знаю я! Успокойся. Чувствую, что один из двигателей работает». Такое чувство, что выиграли в лотерею – правый двигатель заработал, левый стоял намертво. Я связался по радио с Ширазом о совершении аварийной посадки, и попросил поднять аварийный барьер, используя посадочный гак для принудительной остановки самолета.

Сейчас иранские "Томкеты" продолжают свою службу, несмотря на солидный возраст

Сейчас иранские «Томкеты» продолжают свою службу, несмотря на солидный возраст

*  *  *

Официально полковнику Рустаи засчитаны пять побед:

15 января 1981 г. – над Хузестаном над МиГ-23 с помощью «Феникса»

5 октября 1981 г. – к западу от г. Машара над МиГ-23 – «Фениксом».

[потери истребителей МиГ-23 ВВС Ирака в войне были буквально единичны – менее 10 машин, хотя пилоты иранских F-14 претендуют аж на 60 побед, еще были потеряны 13 ударных МиГ-23БН, которые ошибочно называли МиГ-27, — но там скорее заслуга наземных сил ПВО, на долю F-14 относят только два «МиГ-27»]

26 октября 1982 г. – к западу от Дизфуля над МиГ-21 (обломки самолета и тело пилота найдены)

7 августа 1984 г. – 100 км западнее о. Харк в Персидском заливе – два «Миража» F.1EQ одной (!) ракетой «Феникс» (№40230). Якобы один самолет упал в воды залива, а второй упал уже на территории Ирака.

[В 1984 г. боевые потери «Миражей» ВВС Ирака не фиксировали – за год был потерян один самолет в учебном полете]

Всего за войну пилоты иранских F-14A заявили аж 160 побед – это практически равно всем потерям самолетов ВВС Ирака, если считать по балансовому методу (общий ресурс минус самолеты, оставшиеся после войны) – причем от всех причин. Если смотреть по потерям иракских «Миражей», по которым есть подробная информация, то реально F-14A могут претендовать где-то на треть всех потерь самолетов Ирака – тогда получается всего около 50 воздушных побед.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Испытано в Израиле. Сравнительные испытания многоцелевых истребителей F-14 и F-15

источник: https://afirsov.livejournal.com/605192.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account