0

… «Россия», щеголяя сильным пожаром на баке, слегка накренясь в циркуляции, отстреливалась уцелевшими орудиями левого борта. Нечеловеческими усилиями удалось ввести в строй восьмидюймовку носового плутонга, и теперь она, на тройку с кормовыми, поминутно выплевывая хорошую порцию чугуна, добивала остатки боезапаса в нахохлившийся «Якумо». Окутанный дымом, с развороченным мостиком и упавшей трубой японский «немец» упорно огрызался шестидюймовками. Неизвестно почему молчала носовая башня, а от кормовой, «Россия» все время ускользала в циркуляцию.  Кабельтовых в пятнадцати позади «Рюрик» сцепился с «Асамой», оба увлеченно обстреливали друг друга, но русский крейсер имел небольшое преимущество. Весь правый борт японца напоминал недавно потухший вулкан. Среди неузнаваемо перекуроченных кусков металла и брони редко мелькал огонек выстрела из непонятно как уцелевшей пушки. «Рюрик» все время маневрировал, подходя с поврежденного борта. К тому же, ведя пристрелку шестидюймовками, к ним приближался «Пересвет». И лишь «Громобой» внушал опасение. Севший так, что носовое украшение ушло под воду, черный, дымящийся, коптящий небо развороченными трубами, корабль малым ходом пятился назад из огромного пятна торчащих из воды голов. Совсем недавно они были моряками броненосного крейсера «Токива».

к 23 февраля

А левее малым ходом шли два бронированных «старших брата», «Ослябя»,  и «Победа». Если не считать огромного пятна взрыва на носовой башне «Победы», то «братовья» почти и не пострадали…

… — Николай Николаевич! Надо бы послать к «Фудзи» катер. Хоть флаг снять.

— Нет и еще раз нет Иван Ильич. После того обстрела, когда погиб мичман Гирс, я не намерен рисковать людьми.

— Так что дозвольте обратиться господин капитан первого ранга.

— Чего тебе Михеич?

— Япошки не хотят в шлюпки садиться. Одного матросика нашего даже за борт вытянули ироды. Хорошо сразу втащили обратно. Утопить хотели.

— Ты вот что братец. Пойдем домой, три катера и баркас не берем. Оставим здесь японцам. Виктор Иванович, голубчик проследите.

— Сигнальщики, что там «Громобой»?

— Господин капитан первого ранга, с «Громобоя» сигналят: «Могу управляться и иметь ход шесть узлов».

— Ну, слава Богу. Александр Артурович, распорядитесь, пожалуйста. Идем домой, кильватерной колонной. Головной «Победа». Концевой «Рюрик». «Жемчуг» и «Изумруд» на траверзе «Осляби». Дистанция десять кабельтовых. Между мателотами  — пять.

— Лейтенант Колчак, что со «Стерегущим»?

— Попадание восьмидюймового снаряда в первое котельное отделение, господин капитан первого ранга. Восемь убитых, двенадцать раненых и обваренных паром. Хода нет.

— Перебирайтесь на «Ослябю». Миноносец затопить. И поздравляю с «Георгием» лейтенант…

к 23 февраля

«Россия»

Усовершенствованный вариант нового океанского крейсера, по указанию управляющего Морским министерством Н.М. Чихачева от 22 августа 1892 г., должен был отличаться от "Рюрика" более полным бронированием. К ноябрю 1892 г. МТК разработал эскизный проект, по которому водоизмещение предполагалось увеличить до 12000 т. В апреле 1893 г. были одобрены теоретические и практические чертежи, но еще почти год Балтийский завод, из-за новых изменений, трижды перерабатывал весь проект. Главный калибр составили новые дальнобойные 45-калиберные 203-мм орудия. В ноябре 1893 г. решено вместо четырех 203-мм орудий установить шесть. Более полное бронирование обеспечивалось за счет уменьшения толщины пояса по ватерлинии с 254 до 203 мм, причем броневой пояс продолжался до носовой оконечности с утончением до 178 мм. Для защиты орудий вводились 102-мм верхний и 127-мм нижний броневые казематы. В отличие от «Рюрика», между орудиями на батарейной палубе от бортов на половину ширины устанавливались 38-мм броневые переборки, которые значительно уменьшали разрушительное действие снарядов. Качество защиты возросло еще и за счет применения вместо сталежелезной брони новой, гарвеевской брони, часть которой (около 990 т) поставил американский завод Карнеги.

Мощность механизмов составляла 14500 л.с. Для экономического хода предназначалась специальная вспомогательная машин мощностью 2500 л.с. Предполагалось, что под этой машиной дальность плавания 10-узловой скоростью составит 7500 миль. Возросшая полная вместимость угольных ям (2246 т) должна была при 9 узлах обеспечить 6720 миль. Впервые в русском флоте применены изготовленные во Франции водотрубные котлы Бельвиля и в ходе постройки отказались от предполагавшегося в начале парусного вооружения площадью 560 м2, а также обшивки деревом и медью подводной части корпуса. По сравнению с предшественниками возросла энерговооруженность. Мощность электростанции на «России» — уже 324 кВт. В силовых приводах более широко применены электрические двигатели. Напряжение в сети увеличилось с 50 до 100 В. Установлены более совершенные приборы управления артиллерийским огнем завода Н.Г. Гейслера.

Постройка велась под наблюдением корабельного инженера П.Е. Титова. Закладка состоялась 20 мая 1894 г., спущен на воду 30 апреля 1895 г. 1 октября 1896 г. успешно прошли швартовые испытания, а 26 октября крейсер совершил переход из Петербурга в Кронштадт. Зимой интенсивно велись достроечные работы. 18 июля 1896 г. при водоизмещении 12576 т (вместо 12195 по спецификации, осадка кормой вместо 7,3 м — 8,4 м, средняя — 8,1), при двух машинах, крейсер развил среднюю скорость 19,74 узла. Мощность вспомогательной машины оказалась на 406 л.с. больше предполагаемой. 26 февраля 1898 г. крейсер прибыл в Нагасаки, а затем перешел во Владивосток.

«Громобой»

Император Николай II в июле 1895 г. одобрил представленный ему доклад о семилетней программе судостроения, но настоял на своем «твердом желании», чтобы туда был включен ещё один крейсер типа «Россия». 16 июля 1895 г. генерал-адмирал приказал приступить к переработке чертежей крейсера «Россия». Желание иметь более совершенный корабль повлекло за собой разработку абсолютно нового проекта, в которой приняли участие его будущие строители — старшие помощники судостроителя К.Я. Аверин и В.Х. Оффенберг. От проекта «России» сохранялся только корпус. Вместо вспомогательной машины установили третью главную, также было изменено бронирование.

Но в проектировочный процесс вмешался император Николай. По его твердому настоянию проект был изменен: «За исключением более мощной средней машины и бронирования, все остальное оставить как на есть на «России».

На «Громобое», несмотря на желание МТК установить крупповскую броню, пришлось применить смешаное бронирование старых (Гарвея) и новых (Крупп) плит.

Машинная установка включала три четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения общей индикаторной мощностью 14500 л.с., при 120 оборотах в минуту, рассчитанные на достижение 19-узловой скорости. Таким образом, «Громобой» стал первым в России броненосным кораблем с трехвальной энергетической установкой из машин равной мощности. 32 водотрубных котла системы Бельвиля модели 1894 г. вырабатывали пар давлением в 17 кг. Увеличено количество электроприводов вспомогательных механизмов.

Артиллерийское вооружение состояло из шести 203-мм, 14 152-мм, 16 75-мм, четырех 47-мм орудий и двух десантных пушек Барановского. Минное — из четырех бортовых надводных 380-мм аппаратов.

Согласно спецификации водоизмещение — 12359 т, нормальный запас угля — 1756 т. К постройке корабля в новом каменном эллинге Балтийского завода приступили 14 июня 1897 г., а 7 декабря того же года новый крейсер под названием «Громобой» зачислили в списки флота; официальная закладка состоялась 7 мая следующего года. Спущен на воду 8 мая 1899 г. Командир — капитан 1 ранга К.П. Иессен. Швартовые испытания — 26 октября и 9 ноября 1899 г.

Проводившиеся в сентябре 1900 г. заводские пробы оказались неудачными. Из-за большого дифферента на нос крейсер развил всего 18 узлов, хотя машины работали на полных оборотах; во время хода корабль глубоко зарывался носом и вода заливала даже клюзы и часть носового украшения. Обнаружилась также значительная вибрация корпуса. 5 октября 1900 г., после устранения дифферента, успешно прошли официальные шестичасовые испытания. При водоизмещении в 12358 т «Громобой» легко достиг средней скорости 20,1 узла. Машины развили без форсажа индикаторную мощность 15496 л.с. (на 996 л.с. больше контрактной).

После всех испытаний, 28 ноября 1900 г. вышел из Либавы в заграничное плавание на Дальний Восток. С приемом всех запасов вновь появился дифферент на нос до 0,7 м. Пришлось перенести в корму 12 т запасной якорь-цепи, 40 т колосников, уложить 46 т чугунного балласта и 120 т угля. С учетом установленных в казематах, по решению МТК, 14 башенно-подобных щитов к 203-мм и 152-мм орудиям, водоизмещение возросло на 216т. 1 ноября «Громобой» ушел в Либаву, а 28-го вышел на Дальний Восток. В апреле-мае 1901 г. в Мельбурне и Сиднее вместе с кораблями Англии, Франции, США, Германии и Голландии участвовал в торжествах по случаю дарования конституции Австралийской федерации. В Порт-Артур пришел 17 июля 1901 г.

Опыт первых походов, по мнению Иессена, показал, что крейсер обладает превосходными мореходными качествами, а прекрасные обводы дают возможность развивать до 20,3 узла и идти против ветра и волн с довольно значительной скоростью. С полными угольными ямами в 2324 т и достаточным запасом пресной воды — до 1000 т, дальность плавания достигала 5000-5500 миль, а запас провизии позволял держаться в море 100 дней.

Таблица 1. Броненосные крейсера 90-х годов

Наименование элементов

Наименование корабля

«Рюрик»

«Россия»

«Громобой»

Длинна

132,6

144,2

146,6

Ширина

20,4

20,9

20,9

Осадка

8,3

8,1

7,9

Водоизмещение проектное (с нормальным запасом угля), т

11930

12580

12455

Мощность механизмов, л.с.:

проектная

12600

14500

14500

фактическая

13250

15680

15496

Скорость. уз:

проектная

18,00

19,00

19,00

фактическая

18,84

19,74

20,3

Запас угля, т:

нормальный

 

1663

1756

полный

 

2200

2324

Дальность плавания экономической 10-узловой скоростью, мили

6700

7740

8100

Вооружение:

203-мм орудия

4 (позже 6)

6

6

152-мм »

16 (12) + 6х120

14

14

75-мм »

16

16

16

63,5-мм десантные орудия

2

2

2

47-мм орудия

4

4

4

7,62-мм пулеметы

 

 

1

торпедные аппараты надводные

5

5

5

Бронирование, мм:

пояс по КВЛ в средней части

254

203

152

» » » у траверзов

178 (в нос – 127)

178 (в нос – 127)

102

траверзы

178

178

102

верхний пояс

127

127

102

траверзы верхнего пояса

127

127

102

казематы

51 — 102

51—102

51—102

кожухи дымоходов и элеваторов

38

38

38

носовая боевая рубка

254

305

229

броневая палуба:

в пределах пояса по КВЛ

51-64

51 -64

51 — 127

носовой карапас

60,3—85.7

60,3—85,7

60,3—85,7

кормовой »

85.7

85,7

82,5

Экипаж (офицеры/матросы), чел:

по штату

28/750

28/811

28/750

 

 

Пропуски означают отсутствие данных.

к 23 февраля

Броненосец типа «Пересвет» сформировался под влиянием крейсерской доктрины с учетом опыта постройки крейсеров «Рюрик» и «Россия». Такие броненосцы могли эффективно представлять российский флаг во всех странах мира, а при необходимости (дойди дело до разрыва с Англией) вместе с пароходами Добровольного флота успешно действовать на торговых путях. Таким, примерно, мог быть ход мыслей руководителей Морского министерства (или Главного морского штаба — ГМШ). 17 ноября 1895 составленный в Морском техническом комитете (МТК) и предварительно доложенный управляющему Морским министерством проект броненосца в 12500 т водоизмещения обсудили на расширенном собрании адмиралов и командиров.

Основное назначение корабля — службу в отдаленных морях и соответственно облегченный 254-мм калибр артиллерии признали правильными. Одобрили и конструкцию спардека (или удлиненного полубака), которая позволяла успешно действовать носовой башне в непогоду. Главным предметом обсуждения стал второй калибр: устанавливать ли 152-мм скорострельные пушки или начинавшие конкурировать с ними еще более скорострельные калибром 120 мм. Вопрос ставился так: четырнадцать 152-мм или восемнадцать 120-мм пушек? Победила «огневая мощь» 152-мм пушек, для которых к тому же и орудийной прислуги требовалось в полтора раза меньше. На этом же настаивал и С.О.Макаров при условии придания орудиям 45-градусного угла возвышения и обязательного обеспечения системы сосредоточения огня.

Правда, это требование адмирала не встретило понимания собравшихся. Их вполне удовлетворял устоявшийся «европейский» 15-градусный угол возвышения орудий, который обеспечивался уже приобретенной у фирмы «Канэ» технической документацией. Но пристально следивший за работами Николай II потребовал увеличить угол возвышения до 25 градусов.

Последующие изменения еще больше приблизили к крейсерам этот корабль, который только условно можно было отнести к броненосцам.

7 апреля 1896 года последовало распоряжение выдать заводу наряд на постройку одного броненосца (и одного крейсера водоизмещением 4300 т), обязать завод немедленно приступить к разработке этих проектов, а затем через МТК представить их на утверждение генерал-адмиралу. Министерские чины прилагали особые усилия к всесторонней проработке и обоснованию проекта, который к тому же являлся первым, представленным на рассмотрение императору Николаю II.

Однако на этот счет у императора имелись свои взгляды. Высочайшее повеление гласило: «Взять корпус «России», расширить и укоротить, насколько потребно, и строить броненосец для взаимодействия с крейсерами Владивостокского отряда.

 

 

Таблица 1 
Тактико-технические элементы эскадренных броненосцев типа «Пересвет»

Наименование элементов

Наименование корабля

«Пересвет»

«Ослябя»

«Победа»

Длинна

135,6

135,6

135,6

Ширина, м

22,4

22,4

22,4

Осадка, м

7,7

7,7

7,7

Водоизмещение проектное (с нормальным запасом угля), т

12774

12774

12774

Коэффициент общей полноты

0,576

0,576

0,576

Мощность механизмов, л.с.:

проектная

14500

14500

14500

фактическая

14055

15058

15492

Скорость. уз:

проектная

18,00

18,00

18,00

фактическая

18,60

18,33

18,50

Запас угля, т:

нормальный

1046

1046

1046

полный

1800

1800

1800

Дальность плавания экономической 10-узловой скоростью, мили

5210

 

5210

 

5210

Вооружение:

254-мм орудия

4

4

4

152-мм »

14

14

14

75-мм »

12

12

12

63,5-мм десантные орудия

2

2

2

47-мм орудии

4

4

2

торпедные аппараты надводные

2

2

2

Бронирование, мм:

пояс по КВЛ в средней части

229

229

229

» » » у траверзов

178 (в нос – 127)

178 (в нос – 127)

178 (в нос – 127)

траверзы

178

178

178

верхний пояс

102

102

102

траверзы верхнего пояса

127

127

127

башни: стенки — подачные трубы— крыша

229 — 203 — 64

229 — 203 — 64

229 — 203 — 64

казематы

51 — 102

51—102

51—102

кожухи дымоходов и элеваторов

38

38

38

носовая боевая рубка

229

229

229

кормовая » »

102—152

102—152

102—152

броневая палуба:

в пределах пояса по КВЛ

51-64

51 -64

51 — 127

носовой карапас

60,3—85.7

60,3—85,7

60,3—85,7

кормовой »

85.7

85,7

82,5

Экипаж (офицеры/матросы), чел:

по штату

28/750

28/750

28/750

 

 

29 июля 1896 года МТК сообщил в Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС), что 24 июля «по докладе вышеупомянутых чертежей Его Императорскому Величеству Государю Императору воспоследовало Высочайшее соизволение на постройку трех броненосцев каждый 12674т».

В августе 1902 года была готова и прошла контрольные испытания стрельбой на Ржевском полигоне последняя из 254-мм пушек «Пересвета». Их установку вместе с поступавшими в то же время 152-мм и другими орудиями, как и сборку башен, завершили в 1902 году. Из-за выявившейся в ходе полигонных испытаний 254-мм орудий тенденции к образованию трещин в каналах стволов орудия пришлось полностью переделывать. Кроме этого пришлось уменьшать массу заряда с 65,5 до 58 кг бездымного пороха и тем понизить начальную скорость полета 225-кг снаряда с 778-792 до 705 м/с. Новые орудия имели массу ствола большую, чем в первоначальном варианте (с 22 до 25 тонн).

Стреляли, по требованию государя-императора, не как тогда было принято, а в другом для башенных установок режиме: из 12 залпов пять делались при угле возвышения 35°, и с полным зарядом 58 кг. Затем стреляли с зарядом 56 кг, затем (в диапазоне углов возвышения от -5 до 10°) снова полным зарядом.

При испытании 152-мм орудий на максимальную дальность стрельбы, в присутствии императора, у  одной пушки сломались подъемные дуги, снаряд другой, по мнению Николая, упал ближе, чем следовало. В довершение всего третья пушка снова осталась без подъемных дуг. Гневу императора не было предела. Из-за устранения недостатков введение в строй задержалось еще на полгода.

Броневой пояс по ватерлинии состоял из плит гарвеевской брони высотой 2,35 м с углублением ниже ватерлинии на 1,44 м. Концы пояса замыкались шедшими от борта до борта броневыми траверзами (носовой — на 18, кормовой — на 96 шп., образуя броневую цитадель. Толщина плит в средней части борта составляла 229 мм, уменьшаясь к траверзам до 178 мм, а к нижней кромке — до 127 мм в носовой части. Сверху располагалась покатая к бортам броневая палуба. Это конструктивное решение стало типовым для всех последующих отечественных броненосцев и крейсеров. От траверза в корму броневая палуба имела скосы не только к бортам, но и к оконечностям, образуя расположенный примерно на 1 м ниже ватерлинии кормовой карапас.

Второй броневой пояс защищал борт на пространстве от нижней до батарейной палубы. Он замыкался траверзами ломаной формы на 35 — 37 и 77 — 82 шп., образуя верхнюю цитадель, которая вместе с броневой палубой служила дополнительной защитой котельным выходам и цилиндрам главных машин.

254-мм орудия размешались попарно в двух башнях: носовая — на полубаке, кормовая — палубой ниже, на юте. Действие прибойников, вращение башен, наведение орудий и подача боеприпасов осуществлялись с помощью электрических приводов (вместо традиционных гидравлических). Четырнадцать 152-мм пушек устанавливались в отдельных казематах. 75-мм и более мелкие пушки защиты, кроме щитов, не имели. Боезапас в расчете на каждое орудие составлял: для 254-мм калибра — 23 бронебойных. 23 фугасных, 26 чугунных и 8 сегментных снарядов; для 152-мм калибра ~ 47 бронебойных. 51 фугасных, 51 чугунных, 31 сегментный снарядов; для 75-мм калибра — 125 бронебойных и 175 чугунных снарядов; для 47-мм калибра 540 стальных и 270 чугунных снарядов.

Вооружение корабля дополняли два надводных минных аппарата калибром 381 мм. Боезапас составляли 12 мин Уайтхеда.

Три главные паровые машины с вертикально опрокинутыми цилиндрами производства Балтийского завода имели согласно спецификации суммарную мощность 14500 л.с. Диаметр цилиндров высокого. среднего и низкого давления составлял 965. 1420 и 2130 мм соответственно, ход поршня — 990 мм. 30 водотрубных котлов системы Бельвиля модели 1894 года имели суммарную нагревательную поверхность 4104 м2 и площадь колосниковых решеток 132 м2. Корабль имел три бронзовых четырехлопастных гребных винта: бортовые диаметром 4,88 м. средний — 4.72 м.

Хотя могло быть и так

к 23 февраля

Подписаться
Уведомить о
guest

24 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account