Еще одна небольшая, но интересная статья из жж Андрея Фирсова.
ЦАГИ к своему столетию опубликовал фото опытного самолета вертикального взлета и посадки Як-36 в аэродинамической трубе. ЦАГИ два года испытывал самолет, в том числе и с включенным двигателем. Отмечается, что тогда удалось выявить и решить ряд проблем, характерных для самолетов ВВП, в том числе, например, заброса отраженных горячих газов в воздухозаборник и эффект своеобразного «присасывания» самолета к взлетной полосе… Через год после доработок ЦАГИ Як-36 успешно демонстрировался на авиационном параде в Тушино и стал своеобразной ступенькой к боевому штурмовику Як-38. Вот только сейчас думаешь, нужны ли были эти трудовые подвиги? – успешное решение сложной научной задачи не всегда благо, а порой лишь одна из открытых дверей, ведущих в тупик.
Флоту так понравились «вертикалки», что они тут же решили их пихать куда только можно – раз садится/взлетает вертикально, значит можно выделить им «площадку» на корабле, где не жалко! Так у нас появились тяжелые авианесущие крейсера типа «Киев»… Осторожные замечания «науки» об их ужасной аэродинамике над палубой, заявления авиационных специалистов, что применять в бою самолеты с такой небольшой продолжительностью полета практически невозможно – все отметалось. Флотский «think tank» родил удивительную фразу: «Это наш уникальный путь развития авианесущих кораблей»!
Да, горюшка там хлебнули много… Однако были и плюсы – только такой «Киев» или «Минск» появлялся в пределах видимости берега какого-нибудь Таиланда или ЮАР, как страны, которые раньше и разговаривать с нами не хотели или даже не имели дипотношений, сразу весело бежали к нам «навстречу», как будто их кто-то подталкивал под нижнюю часть спины… «О-о-о-о!!!» — сказали «суровые сибирские мужики» в нашем дипломатическом ведомстве, — «Оказывается политика авианосцев работает!» Десятилетиями вбиваемый американцами страх – «Авианосцу на рейде – два раза «КУ»! – теперь работал против них.
Выводы были сделаны – страна встала на путь создания «настоящих» авианосцев… Но чуть не успела.
Самое обидное – хорошее решение имелось: проект авианосца – 1160, катапульта, подходящий самолет – МиГ-23.
Причем за счет самого мощного «истребительного» двигателя в мире МиГ-23 прекрасно взлетал и с трамплина. Летные данные 23-го были оптимизированы для полета на малых высотах – тут ему не было равных. Именно это и требовалось для прорыва к цели на море (можно вспомнить действия «Супер этандеров» в Фолклендской войне).
При этом самолет имел ударный вариант МиГ-27, способный применять «серьезные» управляемые ракеты и бомбы, противорадиолокационные ракеты.
То есть, на одной платформе получался «полный фарш» – Як-38 «был не нужен». И все могло появится во второй половине 70-х – к самому пику «Первой холодной». Но, увы…