В июле 1940 г. немецкие и британские ВВС сошлись в «битве за Англию». Гитлер решил, что операция против Англии получившая наименование «Морской лев» будет иметь характер воздушно-десантной. Главным стало нанести поражение СССР, а Великобританию можно будет сначала просто разбомбить, затем выбросить воздушный и посадочный десант, который будет активно поддерживать авиация, заменяя собой артиллерию, которую доставят позже. Предполагалось, что сопротивление будет незначительным.
Правда попытка уничтожить английскую авиацию в ходе «битвы за Англию» потерпела крах, по другим данным Геринг почти победил, но рано отступил от своей цели.
Операцию «Морской лев» отложили. Добивать Англию решили после победы на Востоке. Планирование десантной операции было продолжено.
Десантники того времени имели большие проблемы с артиллерией, ее у них просто не было. Без тяжелого вооружения десантники станут легкой добычей вражеских пехотных и танковых дивизий.
Решили создать тяжелый десантный планер, который мог поднять самоходное орудие с экипажем, боезапасом и топливом, 88-мм зенитную пушку с тягачом, танк Т-IV или около 100 десантников. Всего 20 тонн.
Технический департамент министерства авиации начал разработку требований к такому планеру. К 1 ноября 1940 г. или через две недели после получения задания «Юнкерс» и «Мессершмитт» должны были предоставить эскизные проекты и предварительные расчеты.
Чертежи нужно было разрабатывать одновременно с началом производства.
Каждая из фирм должна была быть готова к выпуску 100 планеров, а готовить материал они должны были немедленно.
Проект получил обозначение «операция Варшава». Проект «Юнкерса» обозначили как «Ваpшау-Ост», а проект «Мессершмитта» — «Ваpшау-Зюд».
Рейхсминистерство авиации дало планерам обозначение Ju.322 и Ме.263 еще до начала работ над ним, работа по ним шла порой круглые сутки.
Конструкторы «Юнкерса» в Мерсебурге приступили к этому проекту в середине октября 1940 г. Руководил работами главный конструктор и технический директор фирмы Хертель, начальник проектного отдела Гроплер, за проект отвечал Поль Галла.
Проект Ju.322 поначалу назвали «Голиаф», он был представлен Техническому департаменту 31 октября. Он напоминал собой транспортный «Юнкерс» С-38, который был создан 10 лет назад.
Это было большое летающее крыло с очень толстым профилем, с небольшим фюзеляжем и с оперением на хвостовой балке.
6 ноября на завод в Мерсебурге пришла телеграмма от министерства авиации о немедленном начале производства, проведении испытаний в кратчайшие сроки и увеличении в два раза количества планеров.
Ju.322 переименовали в «Мамонта», конкурент Ме.263, который через месяц получил обозначение Ме.321 был назван «Гигантом».
Работы у «Мессершмитта» шли сравнительно гладко, потому что фирме сказали использовать конструкцию из сварных стальных труб с тканевым покрытием, а «Юнкерс» преследовали трудности, потому что ему указали использовать только дерево. Хотя ранее «Юнкерс» с деревянными конструкциями раньше дело не имел. К тому же качественной древесины на 200 планеров не хватало.
«Юнкерс» испытал на прочность деревянный главный лонжерон, но он был сделан из гнилого дерева с использованием плохого клея, соответственно он держал только половину расчетной нагрузки. Второй лонжерон сломался при 60 % нагрузке. Несмотря на то, что проблема была еще не решена 30 планеров уже были частично построены.
Ju.322 «Мамонт» выполнили по сути как летающее крыло с оперением на хвостовой балке.
Размах крыла был 62 м и имел многолонжеронную конструкцию. В объемном центроплане был грузовой отсек.
Обшивка передней кромки снималась, чем обеспечивала прямую загрузку почти с уровня земли.
Кабину пилота сдвинули влево, на концах передней кромки центропланной секции было две стрелковые установки под один 7,9-мм пулемет МG-15 или 13-мм МG-131.
Под каждой стрелковой установкой были вспомогательные колеса шасси, которые исключали «зарывание» планера при посадке.
Законцовки крыла защищали стальные полудуги. Посадка осуществлялась на две лыжи, которые устанавливались по краям центроплана.
Оперение было небольшим для планера, что дало основание Удету, который прибил в Мерсебург до начала испытаний, что планер будет неустойчив, если поднимется в воздух.
Для «Мамонта» спроектировали и изготовили несколько тележек, она представляла собой мощную конструкцию из стальных труб весом в 8 тонн.
На тележке «Мамонт» должен был лежать на четырех подрессоренных лыжах, чтобы в процессе взлета подниматься прямо с тележки.
Тормозилась тележка с помощью парашюта. Но испытания на уменьшенной модели показали, что буксировщик может сдернуть планер еще до достижения скорости взлета. Тележку переделали под сброс в полете.
Она успешно сбрасывалась с высоты 1,5 — 5 м, но ее подскок от взлетной полосы был опасен для планера и тележку пришлось снова переделать под большую высоту сброса.
Во время испытаний на загрузку танка Т-IV успешно поднялся по специальной рампе, но резко перевалил через уступ образованный наклоненной рампой и полом кабины проломил деревянное днище и выпал из планера. Пол кабины усилили, что утяжелило конструкцию и снизило полезную нагрузку на 4 тонны, потом еще на 4 тонны.
В марте 1941 г. готовились летные испытания «Мамонта», подразделение 9-го воздушного корпуса должно было испытывать оба планера. Часть отправившаяся на «Юнкерс» получила название спецкоманды «Мерсебург», а на «Мессершмитт» — спецкоманды «Лейпхейм».
Чтобы доставить планер на взлетную полосу прорубили 5 км просеку в лесу, но остались проблемы с воздушным буксировщиком. Первоначально хотели использовать «тройку — шлепп» 3 Bf 110C, но для первого полета взяли Ju.90-V7, который должен был по расчетам поднять планер с грузом в 4 т.
К первому полету планер был готов в апреле. Ju.322-V1 был восстановлен, Ju.322-V2 был закончен, еще 98 планеров были на разных стадиях сборки.
Ju.90-V7 120-метровым тросом толщиной 16 мм на полном газе смог поднять планер Ju.332-V1 только в конце взлетной полосы, взлетная тележка была сброшена, она разрушилась от удара об землю и ударила обломками по планеру.
«Мамонт» после отрыва от земли оказался неустойчивым по всем осям и болтался как маятник. Пилот Ju.90-V7 пытался продолжить полет, но «Мамонт» поднялся выше буксировщика и задрал его хвост. Буксировщик с моторами работающими на полном газу начал пикировать, пилот «Мамонта» отцепил буксир, Ju.90-V7 вышел из пикирования в нескольких метрах от земли.
Планер после отцепки буксира прекратил «мотаться», перешел в нормальный полет и совершил посадку в 200 м от прожекторной батареи.
Место посадки оцепили, проходящую мимо железную дорогу отгородил занавесом. Через 14 дней «Мамонта» отбуксировали обратно двумя танками.
У планера увеличили оперение планера и стали готовить новые доработки, но после нескольких полетов стало ясно, что «Мамонт» слишком плох.
В мае Технический департамент приказал «Юнкерсу» прекратить работы по планеру. Уже готовые и собираемые планеры порезали на чурки для газогенераторных машин. По программе «Ваpшау-Ост» списали 45 млн. маpок.