Ко второй половине тридцатых годов начала формироваться концепция применения легких одномоторных пикирующих бомбардировщиков. А начавшаяся Вторая Мировая война на практике показала их эффективность (по крайнем мере на ее начальных этапах). Многие ведущие авиационные державы были заинтересованы в создании подобных самолетов. Однако не все смогли довести начатые изыскания до логического завершения и наладить серийный выпуск подобных машин.
В силу различных обстоятельств все они были закрыты. Советские ВВС получили на вооружение только тяжелые двухдвигательные пикирующие бомбардировщики. К примеру Пе-2 и Ар-2. Аналогично сложилась судьба и итальянских одномоторных пикирующих бомбардировщиков, которые остались только в разряде экспериментальных. В связи с этим по ходу Второй Мировой войны, итальянские военно-воздушные силы (Regia Aeronautica), не отличилась высокой эффективностью в плане применения бомбардировочной авиации. Хотя возможности по разработки своих машин у них были. Кроме того они получали всю необходимую информацию по самолетам этого класса от Германии. Было предпринято несколько попыток (в начале войны и ближе к ее завершению) разработать недорогой пикировщик, но все они закончились безрезультатно. А начиналось все в 1939 году. В конце сентября руководство Regia Aeronautica выпустило спецификацию на разработку новых пикирующих бомбардировщиков. На конкурсной основе предполагалось создать как легкий одномоторный, так и тяжелый двухдвигательный самолет. Большое влияние на технические требования к легкому самолету оказал знаменитый немецкий пикировщик Junkers Ju. 87 Stuka. Согласно этим требования он должен был быть одноместным монопланом с максимальной скоростью в 500 км/ч и дальностью полета примерно в 1200 км. За разработку подобной машины взялись несколько компаний. Но основная роль здесь принадлежала фирмам Caproni Aeronautica Bergamasca и Breda. Ими были спроектированы и построены самолеты Ca.355 Tuffo и Ba. 201 соответственно. Рассмотрим более подробно что они из себя представляли.
Содержание:
Экспериментальные пикировщики Caproni Ca. 355 Tuffo и Breda Ba. 201.
Что касается первой машины, то она базировалось на двухместном многоцелевом истребителе-бомбардировщике Ca. 335 Maestrale. Этот самолет был создан в 1937 году под руководством конструктора Чезаре Паллавичино. При этом планировалась его совместная эксплуатация с Бельгией. Соответствующие соглашения на продажу и обслуживание были заключены с компанией SABCA. С появлением задачи на разработку легкого пикировщика, конструкция этого истребителя была адаптирована под новые требования. Это было довольно рациональным решением, которое существенно снижало затраты и время на разработку. Общая компоновка новой машины во многом была схожа с предшественником, хотя все же пришлось вносить существенные изменения. К примеру произошел отказ от двух разнесенных кабин. Пикировщик Ca. 355 представлял собой одномоторный низкоплан смешанной конструкции. Каркас фюзеляжа был выполнен в виде сварной фермы из стальных труб. Передняя часть фюзеляжа до кабины имела дюралюминиевую обшивку, а задняя часть — фанерную. Крыло выполнили в классической трапециевидной форме. Оно состояло из металлического центроплана и двух отъемных деревянных консолей. Хвостовое оперение было цельнодеревянным и имело фанерно-полотняную обшивку. Передние стойки шасси в полете убирались в центроплан. Костыльное колесо осталось неубирающимся.
В качестве двигательной установке на самолете применили 12-ти цилиндровый мотор воздушного охлаждения Fraschini Delta R.C.35 IV, который развивал мощность до 850 л. с. Самолет был оборудован специальным приспособлением для отклонения бомбы при ее сбросе с пикирования. Это было необходимо для того чтобы она не попала в плоскость винта. Прототип пикировщика (бортовой номер MM. 470) был построен к началу 1941 года. При этом он не имел вооружения. 14 января состоялся первый полет. Пилотирован машину летчик-испытатель Этторе Венги. А в марте новый пикировщик был передан в испытательный центр военно-воздушных сил расположенный в Гуидонии. Их результаты оказались не впечатляющими и проект вскоре был закрыт.
Схожей оказалась судьба и его конкурента- пикировщика Breda Ba. 201. Разрабатывался он под руководством инженеров Витторио Кальдерони и Марио Питтони. При создании Ba. 201 они опирались на информацию полученную от немцев по Ju. 87B. Однако назвать итальянца копией своего немецкого визави нельзя. Различия между ними были существенными. К примеру Ba. 201 в отличии от немца спроектировали одноместным, а передние стойки шасси были убирающимися. Конструктивно итальянский пикировщик представлял собой цельнометаллический моноплан классической компоновочной схемы. Для улучшения обзора кабина была сдвинута ближе к передней части фюзеляжа. Хотя изначально рассматривались несколько вариантов компоновки. Крыло- двухлонжеронное, типа «обратная чайка». Для улучшения аэродинамики основную бомбовую нагрузку разместили во внутрифюзеляжном отсеке. Рассматривались различные варианты силовой установки, но в конечном итоге выбор был сделан в пользу немецкого двигателя Daimler-Benz DB. 601, который к тому времени стали выпускать по лицензии. Сначала был собран экземпляр для проведения статических испытаний, а первый летный прототип (под номером MM. 451) был построен к лету 1941 года. 3 июля он совершил свой первый полет. После последовал начальный этап испытаний, в рамках которого было выполнено 34 вылета. А в октябре 1941 года прототип был передан в испытательный центр в Гуидонии. На рубеже 1942 года бомбардировщик находился на доработке, где устранялись выявленные в ходе испытаний недостатки. Однако решения о принятии самолета на вооружение и начале серийного производства так и не последовало. В принципе получился неплохой пикировщик, в чем то уступающий, а в чем-то и превосходящий немецкую «штуку».
Основной недостаток итальянца заключался в том что он был лишен второго члена экипажа и оборонительного вооружения для защиты задней полусферы. Также отмечалась что его максимальная скорость была несколько ниже расчетной. В апреле 1942 года первый прототип был потерян из-за ошибки пилота. Испытания были продолжены на втором опытном образце и продолжались примерно до середины 1943 года. Но они также завершились безрезультатно. Отказ от серийного выпуска был обоснован недостаточным темпом производства двигателей, которые в первую очередь отправляли для оснащения новых истребителей. Хотя есть мнение что основная причина заключалась в том, что военных уже не удовлетворяли его основные характеристики как по скорости, так и по бомбовой нагрузке. Да и практически полная беззащитность при встрече с истребителями противника накладывала свою роль. Компенсировать отсутствие собственного специализированного пикировщика помогла закупка самолетов в Германии. Кроме того на вооружение Regia Aeronautica начали поступать истребители-бомбардировщики Reggiane Re.2001, которые были приспособлены для нанесения ударов с пикирования.
Для справки. Истребитель-бомбардировщик Reggiane Re.2001. Данный одноместный истребитель был разработан в компании Italiana Officine Meccaniche Reggiane под руководством конструктора Роберта Лонги. Конструктивно представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. Серийный выпуск продолжался с 1941 по 1943 годы. Всего было построено 237 самолетов в нескольких модификациях.
Но этого было явно недостаточно чтобы существенно исправить ситуацию. Откровенно говоря программа по разработке легкого пикировщика была провалена. С одной стороны итальянцев можно было понять. Они хотели получить самолет лучше чем 87-ой юнкерс, но в тоже время их подход к решению данной задачи оказался не совсем правильным.
Пикирующий бомбардировщик Savoia Marchetti SM.93.
Еще одна попытка создания пикирующего бомбардировщика была предпринята уже ближе к концу войны. Но ситуация на фронтах войны к тому времени уже кардинально изменилась. Нацисты терпели одно поражение за другим. Упустив возможность разработать новый самолет еще в относительно спокойное время пришлось создавать его при остром дефиците необходимых материалов. За новый проект взялась фирма Savoia-Marchetti. Непосредственно руководством занимался Алиссандро Марчетти. Самолет, получивший индекс SM. 93, разрабатывался по необычной компоновке.
Сильно выделялось расположение и несколько горбатая форма кабины, которая обеспечивала при этом хороший обзор. При этом предполагалось что пилот будет находиться в положении лежа. Это позволило бы снизить нагрузки на летчика при осуществлении пикирования. Еще одной отличительной особенностью стало то что конструкция самолета была цельнодеревянной. Подобное решение было предложено впервые для самолетов подобного назначения. Эта мера скорее всего была вынужденная и диктовалась реалиями военного времени. SM. 93 представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом. Фюзеляж типа монокок. Деревянные элементы каркаса обтягивались полотном. Двухлонжеронное крыло имело излом по передней кромке. Оно состояло из центроплана и съемных консолей.
Шасси было убирающимся. В качестве двигательной установки решено было использовать лицензионный итальянский вариант мотора Daimler-Benz DB. 605A. В состав вооружения входила 20-мм пушка MG-151/20 в моторном варианте с боезапасом в 150 снарядов и два 12,7-мм пулемета Breda-Safat, которые располагались в консолях крыла. Их общий боекомплект составлял 700 снарядов. Еще один 12,7-мм пулемет применялся в оборонительной установке для защиты задней полусферы. Бомбовая нагрузка доходила до 820 кг бомб различного калибра. Самолет был построен только к 1944 году, когда судьба Италии уже была предрешена. 31 января состоялся его первый полет. Испытания проводила уже немецкая сторона. В целом получилась неплохая машина с достойными характеристиками по управляемости, максимальной скорости и возможности нанесения эффективных ударов с пикирования. Но от серийного выпуска этой машины немцы отказались. В завершение обзора мы приведем сводную таблицу основных характеристик трех рассмотренных самолетов.
Сводная таблица ТТХ итальянских пикировщиков:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опытный пикирующий бомбардировщик Caproni Ca.355 Tuffo. Италия
Прерванный полет чайки — пикирующий бомбардировщик Breda Ba.201 Италия