Истребители Supermarine Spiteful Mk.XIV. Великобритания
Истребители «спитфайр» были одними из лучших во Второй мировой войне и во многом стали символом не только Королевских ВВС, но и поршневых истребителей в целом. Уникальность «спитфайра» заключалась также в том, что это был единственным типом самолетов союзников в данной категории, который был запущен в серийное производство и изготавливался не только в течение всей войны, и после ее завершения: последний Spitfire сошел с производственных линий в октябре 1947 года. За свою карьеру истребители семейства Spitfire прошли большой путь технического совершенствования; самолеты устанавливались все более мощным двигатели (12-цилиндровые V-образные двигатели Rolls-Royce Merlin и Griffon), и как следствие росли характеристики самолетов и их полезность для Королевских ВВС. От сравнительно примитивного прототипа, разработанного Реджинальдом Митчеллом в марте 1936 года до последней послевоенной версии F Mk.24 (разработка велась под руководством Джозефа Смита [Joseph Smith]) самолет менялся несколько раз, и фактически речь может идти о нескольких поколениях истребителей семейства Spitfire.
После замены двигателя «мерлин» более мощным «гриффоном» (помимо прочего, он также имел противоположное направление вращения пропеллера) получились отличные боевые машины, которые уже не были ранними «спитфайрами» с их точно согласованными летными и пилотажными характеристиками. Война в воздухе постоянно требована самолеты со все более возрастающими летными характеристиками. Один из возможных способов повышения максимальной скорости полета, особенно достижение максимально возможного значения числа Маха, и снижения лобового сопротивления был успешно продемонстрирован компанией North American. Ее истребитель P-51 Mustang, разработанный в соответствии со спецификацией Британской комиссии по закупкам, был оснащен крылом с ламинарным аэродинамическим профилем. Данный профиль крыла характеризуется удалённым от носка положением точки перехода ламинарного течения в турбулентное при естественном обтекании, что снижает лобовое сопротивление. Однако одним из недостатков данных профилей является повышенные требования к культуре производства: необходимо поддерживать гладкую и чистую поверхности и соблюдать миллиметровую точность при сохранении формы профиля. Другим серьезным недостатком было ухудшение поведения самолета на некоторых критических режимах полета.
В Королевском авиационном НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE), Фарнборо, проводились эксперименты с ламинарным обтеканием крыла, и поскольку они дали удовлетворительные результаты, то Министерство авиации решило применить новый профиль в серийном производстве истребителей Spitfire. В начале 1944 года компания Supermarine Aviation (Supermarine; подразделение концерна Vickers-Armstrongs Ltd.) получила заказ на производство в соответствии со спецификацией F.1/43 истребителей Spitfire F Mk.21, оснащенным двигателем Griffon и усовершенствованным классическим крылом, а в декабре того же года Министерство авиации из контракта выделило 373 самолета, которые получили обозначение F.21 (Laminar Wing) и совершенно новое крыло. Однако в конце концов было решено, что F Mk.21 останется классическим «спитфайром», хотя и сильно модернизированным, а ламинарное крыло получил самолет нового типа, который тем не менее будет иметь тесную связь со своим предшественником. Так был дан старт работам по проекту Type 371 (в соответствии с номером выбранного профиля), который позднее получил обозначение Spiteful.
Недавно разработанное крыло отличалось от первоначального эллиптического не только в виде сверху (трапециевидная форма), но и по конструкции (однолонжеронное крыло с толстой работающей обшивкой), профилем с наибольшей толщиной н расстоянии 40-42% длины хорды и, наконец, новым способом уборки основных стоек шасси, которые теперь убирались в направлении фюзеляжа. В качестве силовой установки был выбран оснащенный двухступенчатым нагнетателем двигатель Griffon 61, который развивал мощность 2063 л.с. (1498 кВт) и вращавший пятилопастный винт Rotol. Чтобы ускорить разработку нового самолета фюзеляж и хвостовое оперение были позаимствованы у истребителя Spitfire Mk.XIV (серийный номер NN660), который 30 июня 1944 года в качестве предварительного прототипа «спайтфула» под управлением Джеффри К. Куилла (Jeffrey K. Quill) впервые поднялся в небо.
Хотя Spitfire Mk.XIV (NN660), пилотируемый Ф. Фарлонгом (F. Furlong), разбился 13 сентября, работы над «спайтфулом» продолжились. Второй, уже «настоящий» прототип, получивший военный номер NN664, с доработанным фюзеляжем, каплевидным фонарем кабины совершил свой первый полет 8 января 1945 года под управлением Джеффри Куилла. Вскоре после этого в небо поднялся третий прототип с военным номером NN667 с модифицированными элеронами, увеличенной площадью вертикального оперения и с воздухозаборником нагнетателя, перемещенным непосредственно к обтекателю втулки винта (расположение воздухозаборника на серийных «спайтфулах» было разным).
На рубеже 1944-45 годов в компании Supermarine велись работы над предварительной серией истребителей Spiteful Mk.XIV (относительно выбора номера модификации внятного объяснения не было, но возможно он должен был указывать на параллелизм «спайтфула» и «спитфайра»). Первый их этих самолетов, имевший военный номер RB515, был оснащен 2078-сильным (509 кВт) двигателем Griffon 65 и вооружен четырьмя 20-мм пушками Hispano Mark V (по две в каждой консоли крыла) с боезапасом по 167 снарядов на ствол для каждой внутренней пушки и 145 – для каждой внешней. Первый полет RB515 состоялся 2 апреля 1945 года.
Вслед за первым истребителем Spiteful Mk.XIV последовали еще 16 (военные номера с RB516 по RB531), оснащенные 2382-сильными (1748 кВт) двигателями Griffon 69, из которых Королевские ВВС для испытаний приобрели только восемь машин. Остальные самолеты были поставлены на прикол; позднее машины были отправлены в ремонтные подразделения, где постепенно были списаны и отправлены на слом. Причиной столь бесславного конца программы истребителя Spiteful стала внезапная потеря интереса со стороны Министерства авиации после окончания войны в Тихом океане.
Параллельно с сухопутным истребителем Spiteful был разработан его палубный вариант Seafang, к которому Министерство авиации также не проявило интереса. В 1946 году были изготовлены прототипы Spiteful XV и Spiteful XVI. Второй из этих самолетов был оснащен двигателем Griffon 101, который развивал мощность 2453 л.с. (1781 кВт) и вращал соосные винты противоположного вращения. В 1947 году опытный истребитель Spiteful XVI на высоте 8700 метров развил максимальную скорость 795 км/ч, став самым скоростным британским поршневым самолетом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Supermarine Spiteful Mk.XIV
Назначение: истребитель
Статус: малосерийное производство
Компания-производитель: Vickers-Armstrongs Ltd., Supermarine Aviation, Касл-Бромвич (Castle Bromwich) и Саутгемптон
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Griffon 69, развивавший мощность 2382 л.с. (1748 кВт) и вращавший пятилопастный винт изменяемого шага Rotol
Размеры:
размах крыла 10,67 м
длина 10,03 м
высота 4,09 м
площадь крыла 19,51 м²
Масса:
пустого самолёта 3337 кг
нормальная взлетная 4520 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• у земли 660 км/ч
• на высоте 6400 метров 777 км/ч
крейсерская скорость на высоте 6100 метров 620 км/ч
начальная скороподъемность 24,50 м/с
дальность полета на высоте 6100 метров при скорости 400 км/ч
• без подвесных топливных баков 910 км
• с подвесными топливными баками 2120 км
практический потолок 12800 м
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano Mark V
Количество изготовленных: 3 прототипа, 17 предсерийных машин и 2 послевоенных прототипа
источник: MIROSLAV BALOUS; Výkres PETR KOLMANN «LETADLA 39-45. SUPERMARINE SPITEFUL» L+K» 14/2002, стр.50/950; 15-16/2002, стр.130-131/1098-1099