Истребители MAG (Fokker) D.II (04.5). Австро-Венгрия

10

Истребители MAG (Fokker) D.II (04.5). Австро-Венгрия

С момента образования дуалистической Австро-Венгерской империи, т.е. предоставления венгерской части государства полной самостоятельности во внутренних делах при сохранении на уровне общеимперского правительства лишь вопросов внешней, военно-морской и финансовой политики, эта преимущественно сельскохозяйственная страна стремилась к независимости в области промышленности, особенно машиностроения. Ко времени Первой Мировой войны это касалось и авиации. Несмотря на устремления, венгерские конструкторы и производители не достигли таких же успехов, как у проверенных венских компаний, и венгерские авиастроители больше полагались на покупку лицензий в Германии и приглашение специалистов из этой страны.

Вероятно самой известной венгерской компанией, занимавшейся производством самолетов, авиационных двигателей и авиационного оборудования была компания MÁG. Эта компания была образована в 1886 году под наименованием Podwinecz & Heiszler и занималась производством сельскохозяйственной техники. К 1912 году компания Podwinecz & Heiszler значительно расширилась и сменила название на Magyar Altalános Gepgyár R.T. (аббревиатура MÁG; немецкое название Ungarische Allgemeine Maschinenfabrik A.G.). Основные производственные мощности компании были сосредоточены в Будапеште и в его пригороде Матьяшфёльд (Mátyásföld). В начале 1916 года компания MÁG открыла авиационное отделение и заключила лицензионное соглашение с немецкой компанией Anthony H. G. Fokker Flugzeugwerke (Fokker) при этом работавший в Германии голландец приобрел значительную долю акций компании MÁG.

Авиационное отделение компании MÁG начало с изготовления прототипов истребителей-трипланов 90.01, 90.02 и 90.03, которые были очень похожи на истребитель Fokker Dr.I Dreidecker. Появившийся позднее прототип истребителя-биплана MÁG 90.04 был создан на основе прототипа Fokker V.12, а прототип 90.05 соответствовал прототипу V.22, являвшемуся дальнейшим развитием истребителя Fokker D.VII. Серийно выпускавшийся двухместный самолет наблюдения MÁG 04.3 был создан на базе самолета-разведчика Fokker B.III, а истребитель-биплан MÁG 04.4 соответствовал модели Fokker D.I. Все самолеты, которые по лицензии изготавливались компанией MÁG, были конструктивно модифицированы в соответствии с производственными и материальными возможностями Венгрии; эти машины получали силовые установки австро-венгерского производства, отечественное приборное оборудование и, разумеется, вооружение.

В заказ на 50 самолетов, выданный компании MÁG в августе 1916 года, были включены восемь двухместных разведчиков 04.3 (B.III) и восемь одноместных истребителей MÁG 04.4 (D.I). Остальными заказанными самолетами были более современные и мощные одноместные истребители-бипланы MÁG 04.5 или адаптированные под местные технологические возможности Fokker D.II. В апреле 1917 года Императорско-королевские военно-воздушные силы (Kaiserliche und Königliche [K.u.K.] Luftfahrtruppen – LTF) увеличили заказ на истребители MÁG 04.5 с 34 экземпляров до 42 и этим машинам были присвоены военные номера с 04.51 по 04.92.

Производство истребителей MÁG 04.5 началось в январе 1917 года. На тот момент в компании MÁG уже освоили технику сварки тонкостенных бесшовных стальных труб, поэтому они сохранили базовую конструкцию компании Fokker (и компании Platz); до этого в фюзеляжах изготовленных компанией самолетов MÁG ферменные конструкции из сваренных труб заменялись деревянными.

схема истребителя-биплана MÁG 04.5

схема истребителя-биплана MÁG 04.5

Конструкция истребителя-биплана MÁG 04.5 была смешанной. Ферма фюзеляжа, имевшая прямоугольное поперечное сечение (точнее шестиугольное, поскольку центральные трубы в продольной оси фюзеляжа выступали из плоских боковых сторон), была сварена из труб разного диаметра. Передняя часть фюзеляжа от капота двигателя до установленных по бортам радиаторов имела обшивку из листов алюминия; задняя часть фюзеляжа от кабины пилота до задней оконечности была покрыта полотном.

Силовой набор хвостового оперения сваривался из стальных труб; также из стальных труб сваривался силовой набор сбалансированных элеронов, которые устанавливались только на верхнем крыле. На истребителе сохранился почти круглый руль направления, столь характерный для самолетов компании Fokker, но киль вертикального оперения был увеличен. Горизонтальное оперение представляло собой цельноповоротные рули высоты с расположением как у немецкого истребителя-моноплана Fokker Eindecker (до войны были перенято у самолетов компании Morane-Saulnier).

Основу силового набора крыльев, имевших тонкий выпукло-вогнутый аэродинамический профиль, составляли два деревянных лонжерона и деревянные нервюры. В качестве обшивки крыльев использовалось полотно. Межкрыльевые стойки, кабанные стойки и расчалки образовывали двухстоечную бипланную коробку.

В качестве силовой установки истребителя был выбран изготавливавшийся компанией MÁG шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD 6 серии 18, развивавший мощность 185 л.с. (136 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт. Основным вооружением должны были стать два синхронизированных 8-мм пулемета Schwarzlose M7/12, стрелявших сквозь зону ометания винта и расположенных на верхней части фюзеляжа перед кабиной пилота (спусковые рычаги находились в пределах досягаемости пилота).

первый изготовленный в Будапеште истребитель MÁG 04.5 (военный номер 04.51) получил темную (вероятно зеленую) окраску верхних и боковых поверхностях

первый изготовленный в Будапеште истребитель MÁG 04.5 (военный номер 04.51) получил темную (вероятно зеленую) окраску верхних и боковых поверхностях

остальные серийные истребители MÁG 04.5 имели светлую серо-зеленую окраску верхних и боковых поверхностей. На снимке показан самолет с военным номером 04.67. За бортовым радиатором находится отверстие для выброса пустых гильз. На других самолетах данного типа такое отверстие отсутствовало, потому что патроны собирались внутри фюзеляжа в ящике под пулеметами

остальные серийные истребители MÁG 04.5 имели светлую серо-зеленую окраску верхних и боковых поверхностей. На снимке показан самолет с военным номером 04.67. За бортовым радиатором находится отверстие для выброса пустых гильз. На других самолетах данного типа такое отверстие отсутствовало, потому что патроны собирались внутри фюзеляжа в ящике под пулеметами

Авиационный арсенал (K.u.K. Fliegerarsenal, сокращённо Flars) начал принимать и испытывать первые истребители MÁG 04.5 с июня 1917 года, и в документации того времени машины данного типа несли обозначение Fokker D.II (MÁG). С расположенного в Асперне аэродрома Flars на истребителях MÁG 04.5 чаще всего летал Антал Фекер (Antal Fekér). Компания MÁG поставляла самолеты без вооружения; пулеметы брались «из казны» и устанавливались и регулировались в расположенном в Фишаменде (Fischamend) отделении вооружения Flars. Проблема заключалась в том, что на фронте потребность в оружии была значительной, а его производство недостаточным. Как следствие готовые истребители MÁG 04.5 оснащались одним пулеметом или вовсе не имели вооружения, и полностью вооруженными машины становились в руках механиков из строевых частей. Также следует сказать, что в Асперне в ходе осмотров были проведены работы с боковыми сотовыми радиаторами и основными стойками шасси.

верхние и боковые поверхности серийных истребителей MÁG 04.5 были выкрашены в светлый серо-зеленый цвет. Нижние поверхности самолета, включая и его носовую часть, были выкрашены в светло-голубой цвет. Носовая часть фюзеляжа была выкрашена в серо-коричневый цвет, руль направления был белым

верхние и боковые поверхности серийных истребителей MÁG 04.5 были выкрашены в светлый серо-зеленый цвет. Нижние поверхности самолета, включая и его носовую часть, были выкрашены в светло-голубой цвет. Носовая часть фюзеляжа была выкрашена в серо-коричневый цвет, руль направления был белым

Осенью 1917 года истребитель 04.52 был отправлен для испытаний в действовавший на русском фронте 49-й авиаотряд (Fliegerkompanie – Flik), а в январе следующего года большое количество машин было поставлено авиаотрядам, действовавшим на итальянском фронте. После нескольких разведывательных полетов летчики боевых подразделений единодушно признали Fokker D.II (MÁG) непригодными для эксплуатации из-за устаревшей концепции, низких летных характеристик, неудовлетворительного шасси и постоянно выходивший из строя двигатель венгерского производства. Впоследствии машины были переведены в тыл и использовались для обучения в авиаотрядах 22/D, 37/D, 56/J, 57/Rb, 62/D и 65/D. В боевых действиях принимали участие только авиаотряд 66/D, действовавший в районе реки Пьява, Северная Италия, и авиаотряд 64/F, воевавший в Албании. В конце августа 1918 года в составе LFT числилось менее двадцати самолетов MÁG 04.5. Небезынтересно отметить, что в 1920 году австрийское правительство предложило вновь созданной Чехословакии приобрести 15 самолетов Fokker D.II (MÁG), оснащенных более надежными немецкими авиамоторами Mercedes D.III.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: MAG (Fokker) D.II (04.5)

Назначение: истребитель

Статус: серийное производство

Компания-производитель: MÁG – Ungarische Allgemeine Maschinenfabrik A.G. (Magyar Altalános Gepgyár R.T.), Будапешт и Матьяшфёльд

Силовая установка: шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD 6 серии 18, развивавший мощность 185 л.с. (136 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 10,20 м
длина 6,70 м
высота 2,55 м
площадь крыльев 21,00 м²

Масса:

пустого самолёта 645 кг
взлетная 865 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 175 км/ч
крейсерская скорость на большой высоте 160 км/ч
время набора высоты 3000 метров 11,00 мин
дальность полета 220 км

Количество изготовленных: 42 экземпляра

источник: Text: Miroslav Balous, Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18. MAG (Fokker) D.II (04.5)» «L+K» 2014-09, str.36-37

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-istrebiteli-mag-fokker-dii-045-avstro-vengriya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account