1

Очередной двухмоторный истребитель.

Конструктор Л.П. Курбала в 1940–41 г.г. занимался доводкой, модернизацией и внедрением в серию двухмоторного самолета А.С. Яковлева ББ-22. Сначала работа по созданию модификации ББ-22 с моторами М-105 и М-107 была поручена Я. Стронгину. Работа велась на заводе №1. Но впоследствии было принято решение о серийном производстве бомбардировщиков Яковлева на заводе № 81. Главным конструктором завода был назначен Курбала. Параллельно со Стронгиным он руководил работами по модификации ББ-22/Як-4 и внедрению его в серию. Известно, что самолет постигла неудача и он был снят с серийного производства. На базе ББ-22 Курбала создал также вариант пикирующего бомбардировщика ПБ 2М-105. Самолет был построен и на первом этапе проходил заводские испытания в качестве скоростного бомбардировщика. В ходе испытаний потерпел аварию, был поврежден. После чего не восстанавливался, и работы по нему, в связи со свертыванием работ по Як-4, были прекращены.

К началу марта 1941 г. Курбала разработал оригинальный проект двухмоторного пикирующего бомбардировщика/истребителя сопровождения с моторами М-71 – ПБ-ИС 2М-71. Уже в ходе войны разработал проект десантного планера К-Г на 20 десантников или для переброски различных боевых грузов. В частности, танкетки Т-37.

Истребитель сопровождения Курбалы ИС 2М-71. СССР. 1941 г.

Планер строился на сталинградском авиационном планерном заводе №490, после доводки успешно прошел госиспытания, но серийно не строился. В 1946 г. разработал очень интересный проект планера для перевозки различных боевых грузов, среди которых – артиллерийская самоходная установка АСУ-76 весом более 5000 кг.

Эскизный проект ПБ-ИС был направлен для рассмотрения в НИИ ВВС. В заключении на проект отмечалось, что работа выполнена СКБ завода № 81 в инициативном порядке, планом опытного самолетостроения на 1940–41 годы его разработка не предусматривалась и ТТТ на него не определялись. По существу, предлагались проекты двух самолетов разного назначения: пикирующего бомбардировщика ПБ 2М-71 и истребителя сопровождения ИС 2М-71. Их объединял единый конструктивный замысел. В отношении проекта пикирующего бомбардировщика со стороны специалистов НИИ ВВС был проявлен особый интерес. Несмотря на то, что проект был инициативным, он был одобрен и было предложено включить разработку самолета в план опытных работ 1941 г., приступить к разработке макета. Очень удачной была компоновка самолета, обеспечивающая отличный обзор летчику и штурману, особенно для решения задач бомбометания с пикирования. Самолет обладал мощным наступательным и оборонительным вооружением. Высокими должны были быть и летные данные.

Сразу же отметим, что в соответствии с назначением самолета планировалось обеспечить нормальную дальность полета его на скорости 0,8 от максимальной до 2500 км, а в перегрузку даже до 3000 км. Это было одно из важнейших положительных качеств предлагаемого истребителя сопровождения. По схеме самолет представлял собой высокоплан с центральным фюзеляжем, в котором размещались кабины штурмана, летчика и стрелка-радиста, бомболюк. Разнесенное хвостовое оперение крепилось на двух балках, являющихся продолжением мотогондол. Основным конструкционным материалом было дерево – 70% от веса конструкции. Дюралюмин – 20% и примерно 10% сталь.

В носовой части находились кабина штурмана, а за ней кабина летчика со всем необходимым оборудованием, управлением самолетом и моторами по типу самолета Ар-2. Стрелок-радист размещался в задней кабине. Передняя часть фюзеляжа (кабины штурмана и летчика) металлическая сварная, сделана легкосъемной. Остекление кабин штурмана и летчика из плексигласа. Средняя часть фюзеляжа представляла собой бомболюк. Конструктивно выполнялась как деревянный монокок с фанерной обшивкой. Хвостовая часть фюзеляжа (кабина стрелка) представляла собой металлическую раму под стрелковую точку и заканчивалась закрывающимся фонарем, прикрывающим эту точку. Остекление фонаря плексигласовое. В остеклении кабины штурмана, фонаря летчика и фонаря стрелка предусматривалось использование прозрачной брони. Предусматривалась также использование и металлической брони. Для всех членов экипажа были сделаны люки-лазы сверху и снизу фюзеляжа для обеспечения размещения на рабочих местах и покидания кабин.

Крыло трапециевидное в плане с закруглениями на концах. Конструкция крыла деревянная, двухлонжеронная с работающей обшивкой из многослойной бакелитовой фанеры переменной толщины. Консоли отъемные. Механизация крыла предусматривала использование автоматических предкрылков, размещаемых на передней кромке крыла, щелевых закрылков и зависающих на 15 градусов элеронов.

Оперение двухкилевое. Кили конструктивно были составной частью хвостовых балок. Горизонтальное оперение размещалась на хвостовых балках.

Моторы воздушного охлаждения М-71 с взлетной мощностью 2000 л.с. помещались в капоты типа НАСА. Выхлопные патрубки реактивные. Винт трехлопасный диаметром 3,6 м. 9 бензобаков размещались в крыле, мотогондолах и фюзеляже. В бомбоотсеке мог устанавливаться дополнительный бензобак на 1000 кг бензина. Шасси трехколесное со спаренными колесами. Основные колеса размером 800×260 мм убирались в мотогондолы. Носовая стойка со спаренными колесами размером 600×180 мм убиралась в носовую часть фюзеляжа.

Наступательное вооружение включало 2 пушки Я.Г. Таубина – М.Н. Бабурина калибра 23 мм МП-6 с боезапасом 162 снаряда. Возможна была установка пушек Таубина-Бабурина калибра 37 мм БМА-37 с боезапасом 96 снарядов. В центроплане предусматривалась установка пулеметной батареи из 4 пулеметов нормального калибра ШКАС с боезапасом 3000 патронов или из 4 пулеметов Таубина-Бабурина калибра 12,7 мм с боезапасом 800 патронов. Предусматривалось использование трех вариантов реактивного вооружения. Первый вариант – 2 снаряда калибра 203 мм и 4 снаряда калибра 132 мм, второй вариант – 6 ракет калибра 132 мм, и третий вариант предусматривал использование 6 ракет калибра 82 мм. Оборонительное вооружение включало подвижный пулемет в носу самолета, управляемый штурманом, и подвижный пулемет на турели стрелка-радиста. Носовой пулемет ШКАС с боезапасом 600 патронов. Углы обстрела по вертикали: вверх до 25 градусов и вниз до 45 градусов. По горизонтали: вправо и влево до 35 градусов. Пулемет стрелка-радиста ШКАС с боезапасом 1000 патронов. Возможно было использовать пулемет Таубина-Бабурина калибра 12,7 мм с боезапасом 200 патронов. Углы обстрела по вертикали: вверх до 30 градусов и вниз до 60 градусов. По горизонтали: вправо и влево до 50 градусов.

Взлетный вес самолета составлял около 10 500 кг. Из них на топливо приходилось 2500 кг. Площадь крыла 47 м². Длина самолета 14,4 м. Размах крыльев 17,2 м. Нагрузка на крыло составляла 223 кг на м².

Максимальная скорость полета у земли 520 км/час, а на расчетной высоте 6500 м по оценкам специалистов НИИ ВВС около 660 км/час. Время набора высоты 5000 м – 6,5 мин. Практический потолок 11 000 м. Посадочная скорость около 125 км/час. Разбег – 375 м, пробег – 130 м. Время выполнения виража на высоте 1000 м – 25 сек. По разгонным характеристикам он превосходил одномоторные истребители Як-1 и Bf-109F.

В районе цели за счет выработки не менее 40% топлива полетный вес снижался почти на 10%, что приводило к заметному увеличению маневренных характеристик самолета. Авторы полагают, что конструктору при создании самолета в варианте истребителя сопровождения вполне можно было бы отказаться от использования штурмана, что дало бы дополнительное снижение полетного веса не менее чем на 300 кг. С учетом этого время набора высоты 5000 м могло сократиться до 5,7 мин, а время выполнения виража – на высоте 1000 м до 22–23 сек. Примерно на 12% улучшились бы разгонные характеристики.

Как видим, летные данные самолета были довольно высокие. По летным данным и вооружению он заметно превосходил аналогичный немецкий самолет Ме-410, появившийся позднее. Наличие моторов воздушного охлаждения повышало его живучесть.

Истребитель сопровождения Курбалы ИС 2М-71. СССР. 1941 г.

Тактико-технические данные истребителя-сопровождения Курбала ИС 2М-71 :

 
Начало проектирования – 1941 г.
Полет первого прототипа – не состоялся
Причина завершения работ – 1942 г., отказ НКАП от дальнейших разработок по тяжелым истребителям.
 
Длина – 14,40 м
Размах крыла – 17,20 м
Площадь крыла – 37,00 м.кв.
Вес взлётный – 10 500 кг
Скорость на расчетной высоте – 660 км\ч
Скорость у земли – 520 км\ч
Скороподъёмность – 770 м\мин
Дальность – 2500 км
Потолок – 11000 метров
Двигатель – два звездообразных Швецов М-71, мощностью 2000 л.с. каждый
Экипаж – три человека
Стрелковое вооружение – две 23-мм пушки МП-6 с боезапасом 162 снаряда, четыре 7.62-мм пулемета ШКАС с боезапасом 3000 патронов и два турельных пулемета ШКАС.

Истребитель сопровождения Курбалы ИС 2М-71. СССР. 1941 г.


Источник: Владимир Перов, Олег Растренин. "Двухмоторный истребитель сопровождения Л.П. Курбалы"

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account