Истребитель Рогожарски ИК-3. Югославия. Часть 2
Немецкое вторжение
Следующая атака пятидесяти семи Ju 87 и прикрывавших их тридцати мессершмиттов началась в 10:00 и продолжалась около часа. Три ИК-3 и один Me 109 [3] 51-й отдельной истребительной авиагруппы под командованием капитана Тодора Гогича (capitaine Todor Gogic) поднялась в небо. Перед боем капитан Годич на должности командира авиагруппы заменил майора Адама Ромео (commandant Adam Romeo), отстраненного командиром авиабригады за бездействие во время первой атаки. После этого боя пилоты ИК-3 заявили о сбитии одного Bf 109 E и вынужденной посадке двух Ju 87. Во второй половине дня немцы предприняли еще два налета:
- — в 14:00, в котором участвовали 94 двухмоторных бомбардировщика, взлетевшие с аэродромов около Вены, и 60 истребителей;
- — в 16:00, в котором были задействованы 90 пикирующих бомбардировщиков Ju 87 и 60 истребителей.
Налет двухмоторных бомбардировщиков отражала смешанная группа из шести истребителей 51-й авиагруппы (три ИК-3 и три Me 109) и дюжина машин 32-й авиагруппы. Летчики этих подразделений заявили одну и три победы соответственно. Капитан Тодор Гогич и лейтенант Душан Вуйчич (lieutenant Dusan Vujicic) из 162-й эскадрильи претендовали на один совместно уничтоженный бомбардировщик. Со своей стороны в боях над Белградом пилоты Luftwaffe претендовали на девятнадцать Me 109 и еще на четыре истребителя неизвестного типа.
Воздушные бои, которые 6 апреля 51-я авиагруппа вела над Белградом, стоили 161-й и 162-й эскадрильям одного пилота убитым и двух ранеными, потери матчасти составляли один уничтоженный истребитель и три поврежденных. В свою очередь летчики 51-й авиагруппы претендовали на сбитие пяти и вынужденные посадки трех самолетов Luftwaffe. Фактические потери немцев были гораздо меньше. Так в первом налете на Белград 8./KG 3 потеряла два Do 17 Z, один из которых, «5K+DS», пилотировал унтер-офицер Хайнц-Вернер Нойверт (Uffz Heinz-Werner Neuwirth), в то время как потери I./ZG 26 составили как минимум пять Bf 110, некоторые из которых были заявлены югославами как сбитые двухмоторные бомбардировщики. Из этих пяти машин четыре были сбиты (погибли три члена экипажей: обер-фельдфебель Вилли Мессемер (Ofw Willi Messemer), лейтенант Рейнхольд Эймерс (Lt Reinhold Eymers) и обер-лейтенант Курт Кребитц (Oblt Kurt Krebitz)), а пятая машина была потеряна, рухнув на землю во время посадки. Шестой Bf 110 совершил вынужденную посадку, а седьмой был поврежден. Во время дневных налетов в этом секторе II./StG 77 потеряла четыре Ju 87, среди которых были «S2 + BM» обер-фельдфебеля Хайнца Риттера (Ofw Heinz Ritter) и «S2+GN» унтер-офицера Готтфрида Ланневерса (Uffz Gottfried Lannewers). Также были потеряны Bf 109 E-4/B из Stab/JG 54 и Bf 109 E-7 из 6./JG 77. Конечно эти потери немцам нанесли не только истребители типа ИК-3.
С наступлением сумерек воздушная война не прекратилась: в 23:00 небольшой отряд немецких бомбардировщиков появился в небе Белграда и сбросил бомбы на еще бушевавшие пожары. Следующий удар был нанесен ранним утром в 04:00, посеяв панику среди уже потрясенных жителей столицы. В первый день войны, Белград был атакован 484 бомбардировщиками и «штуками», сбросившими в общей сложности 360 тонн бомб. Жертвами апрельской войны стали более четырех тысяч белградцев. Большая их часть погибла в первый день, более половины тел осталось под завалами и найдено не было.
7 апреля тактика Luftwaffe стала другой: вместо массированных налетов над городом утром и рано днем появлялись небольшие группы из трех или четырех самолетов, они шли выше облаков, после чего пикировали, сбрасывали бомбы и сразу же уходили. 161-я и 162-я эскадрильи подняли свои машины в небо для перехвата самолетов противника; в этот день пилоты ИК-3 выполнили до восьми боевых вылетов по тревоге. Было заявлено несколько побед; собственных потерь не было, но некоторые машины бполучили повреждения. Один из них, политируемый младшим лейтенантом Милисавом Семичем (sous-lieutenant Milisav Semiz), был поврежден оборонительным огнем трех бомбардировщиков. По возвращении Семича в его машине насчитали 56 пробоин, из которых двадцать приходились на винт и двигатель. Несмотря на «плевавшийся» маслом двигатель младший лейтенант Семич смог посадить истребитель на аэродром Земуна, и машина не развалилась на куски! В тот же вечер Семич забрал с завода новый ИК-3 и перелетел на нем на вспомогательный аэродром Велики Радинци II (Veliki Radinci II), расположенный недалеко от городе Рума (Ruma), примерно в пятидесяти километрах к северо-востоку от Белграда. Плохая погода, простоявшая с восьмого по десятое апреля, приковала самолеты к земле, включая и три выживших ИК-3.
Обладавший улучшенными характеристиками ИК-3 №7 по-прежнему находился на заводе Рогожарски и использовался в качестве испытательного стенда для запланированной второй производственной серии. 11 апреля был последним днем боевой активности ИК-3, когда младший лейтенант Милисав Семич на новом ИК-3 над расположенной неподалеку от Нови-Сада горной вершиной Фрушка-Гова (Fruska Gova) атаковал и повредил Bf 110 D. Этот Bf 110 не спасся, поскольку почти сразу же после атаки рухнул не землю недалеко от Земуна. В тот же день пикирующие бомбардировщики Ju 87, прикрываемые тяжелыми истребителями Bf 110, на бреющем полете атаковали аэродром Велики Радинци I, на котором базировались Blenheim-ы 11-й отдельной разведывательной авиагруппы. Пара ИК-3, пилотировавшаяся капитаном Тодором Гогичем и лейтенантом Душаном Вуйчичем, совместно с несколькими Me 109 E 51-й авиагруппы сбили два Ju 87; каждый из пилотов ИК-3 претендовал на уничтожение одной «штуки».
Ранним утром 12 апреля на аэродрома Велики Радинци II наземный персонал 6-го полка подожгли последние одиннадцать самолетов (восемь Me 109 и три ИК-3), закончив тем самым короткую историю боевого применения истребителей Рогожарски ИК-3. На земунском аэродроме немцы захватили три поврежденных ИК-3. Один экземпляр был отправлен в Германию, где он, вероятно, как и большинство трофейных самолетов завоеванных стран был отправлен в Музей авиации. Сегодня почти ничего не осталось от этого маленького симпатичного истребителя. однако сохранились некоторые чертежи, руководство по летной эксплуатации и две деревянные модели самолета. В частной коллекции хранятся некоторые части самолета капитана Антона Ерчигоя (разбился в катастрофе в сентябре 1940 года).
Камуфляж и обозначения
Истребители Рогожарски ИК-3 были введены в эксплуатацию в 1939 году. Это был единственный самолет, который был полностью окрашен в принятый для югославских истребителей серый цвет, официально известный как Siva (серый). Проблема была в том, что этот цвет смешивали вручную (он состоял из смеси белого, синего кобальта, охры и сажи) и наносили кистью, вследствие чего окраска каждого самолета была сугубо индивидуальной. Возникает вопрос: почему эта краска смешивалась вручную, в то время как компания Moster изготавливала этот оттенок.
Прототип ИК-3 был полностью окрашен в серо-зеленый цвет, который в то время был официальной окраской завода Рогожарски для всех прототипов и внутренних частей самолетов. Кокарды Королевских ВВС Югославии (Vazduhoplovstvo Vojno Kraljevine jugoslavije — VVKJ) имели диаметр 100 см и размещали на верхней и нижней плоскостях крыла. На руле направления был нарисован национальный сине-бело-красный флаг. На левой стороне руля направления на белом фоне черным цветом была нанесена надпись «ИК-3/Бр.1/Hispano Suiza 12Y29». На верхней части киля была нанесена белая эмблема завода Рогожарски, а у основания киля (только на левой его части) черной краской была нанесена надпись «Рогожарски А.Д. Београд». На обеих сторонах фюзеляжа была нанесена кириллическая надпись «Дизи Овде» (поднять здесь).
ИК-3 первой серии (№№2-7) как и прототип были окрашены полностью в серо-зеленый цвет и несли 100-см кокарды Королевских ВВС Югославии, размещенные в четырех стандартных позициях. Национальный флаг был нанесен на руль направления. На обеих сторонах руля направления черной краской на белом поле была нанесена надпись «ИК-3/Бр.2» (или Бр.5, 7 и т.д.). Белая эмблема завода Рогожарски и черная надпись «Рогожарски А.Д. Београд» на этот раз была нанесена на каждой стороне киля. Черная надпись «Дизи Овде» была нанесена на обеих сторонах фюзеляжа. Затем в конце 1940 года эти самолеты получили трехцветную схему окраски. Новый камуфляж был нанесен только на верхние плоскости, тогда как нижние остались серо-зелеными. Некоторые машины сохранили большие опознавательные знаки, то время как другие получили 70-см кокарды, нанесенные на правую верхнюю и левую нижнюю консоли.
Когда завод Рогожарски получил из Великобритании оборудование для производства (а также и для окраски) истребителей Hurricane, то схема камуфляжа последних послужила образцом для ИК-3 первой серии. Вполне вероятно, что первые шесть самолетов были окрашены в новые цвета только сверху, а нижние поверхности оставались по-прежнему серо-зелеными. Не имеет большого значения, что оттенки, используемые в утвержденной схеме окраски Королевских ВВС, несколько отличаются. Первым важным наблюдением является то, что все цвета были типа S (S — “smooth”, гладкий), которые после окраски становились немного темнее. Таким образом камуфляж истребителей Рогожарски ИК-3 первой серии состоял из оттенков красно-коричневого, светло-зеленого и охры (фактически средне-бежевый цвет [“middle stone”]) на верхних поверхностях и серо-зеленого на нижних. По крайней мере нижние плоскости одного самолета были окрашены в цвет “Sky type S” (голубой типа S). Все самолеты первой серии были глянцевый внешний вид.
Схема камуфляжа трехцветных истребителей Рогожарски ИК-3 была введена с началом поставки самолетов второй серии, в то время как на заключительном этапе сборки (как и ранее выпущенные машины) окрашивались смешанной вручную серой краской. Существовали две очень похожие схемы камууфляжа: тип A для машин с нечетными номерами и тип B для машин с четными номерами. Модель в масштабе 1:50 имеет камуфляж такого типа. Уменьшенный в размерах национальный сине-бело-красный флаг был нанесен на каждю сторону руля направления. Белая эмблема завода Рогожарски и черная надпись «Рогожарски А.Д. Београд» были нанесены на каждой стороне киля. Черная надпись «Дизи Овде» была нанесена на обычные места. Набор из четырех цифр (2152 — 2163) был нанесен черной краской на борта фюзеляжа; производственный номер (2 — 13) был нанесен на на руль направления под триммером.
Обе схемы камуфляжа A и B были применены на истребителях ИК-3, но окраска на машины наносилась вручную. Поэтому не является удивительным, что окраска самолетов несколько отличалась друг от друга. Существующие фотографические документы, к сожалению объем их уменьшился, дают много информации, показывающей различия в выполнении покраски. Несмотря на некоторые различия камуфляж ИК-3 был похож на камуфляж построенных в Югославии истребителей Hurricane. Кресты опознавательных знаков имели темно-синий контур. Первоначально косовские кресты (Kosovski Krst) были большими (диаметр 100 см) и наносились на обе консоли крыла сверху и снизу. Трехцветный национальный флаг наносился на руль направления. С введением новых правил ИК-3 получил опознавательные знаки уменьшеной заметности. На нижней стороне крыла косовский крест был больших, а на верхней стороне крыла меньших размеров. Большую часть времени опознавательные знаки наносились на нижней плоскости правой консоли крыла и на верхней плоскости левой консоли крыла (был по-крайней мере один самолет, у которого опознавательные знаки были нанесены в обратном порядке)… Цвета югославского флага благодаря наследию Первой Мировой войны были в тесной связи с цветами флаа французской республики. В качестве красного цвета использовался оттенок малинового, а в качестве синего — средний серо-голубой. Контур косовского креста был темно-синим.
Внутри самолет был окрашен в серо-зеленый цвет завода Рогожарски, идентичный цвету интерьеров самолетов, окрашенных в серый цвет. Большую часть времени кабина была окрашена в металлик, приборная кабина была окрашена в черный цвет. Ниши стоек шасси и внуктренние части щитков имели ту же окраску, что и нижняя часть самолета. Лопасти винта были черными с заводским логотипом (Hamilton Standard на прототипе; Hispano Suiza, Ratier или Chauvière). На концах лопастей, как и у некоторых французских истребителей, были нанесены по две желтые полосы.
серийный ИК-3 №3 полностью окрашенный в серый цвет (Музей югославских ВВС)
первый прототип, вид 3/4 сзади. Как следует из этой фотографии существование упомянутого «IK-Z» является мифом, так как регистрационный номер прототипа ИК-3 отчетливо видна на руле направления (Музей югославских ВВС)
на данной фотографии показаны подробности установки двигателя и доступа к вооружению (Музей югославских ВВС)
частично показанный камуфляж ИК-3 первой серии (рисунок Сречко Брадича [Srecko Bradic])
внутри кабины серийного самолета (рисунок Ненада Миклусева [Nenad Miklusev])
Рогожарски ИК-3 №4 (произв. номер 2154) 51-й отдельной истребительной авиагруппы, захваченный на аэродроме Земун в апреле 1941 года. Следует заметить, что расположение кокард на крыле не является стандартным
Рогожарски ИК-3 (вторая серия)
установка двигателя и вооружения на ИК-3 (не в масштабе)
Рогожарски ИК-3 №7, испытательный стенд «усовершенствованной» второй серии
югославские самолеты различных типов, захваченные вермахтом на аэродроме Земун, на заднем плане ИК-3 (коллекция Мирослава Вавшинского [Miroslav Wawshinski])
прекрасный снимок захваченного в апреле 1941 года самолета второй серии показывает гармоничные линии Рогожарски ИК-3, представляющего собой компромисс между Hawker Hurricane и Dewoitine 520 (коллекция Денеса Бернарда [Dénes Bernad])
печальный конец: немецкие пехотинцы рассматривают останки трех ИК-3, сожженых утром 12 апреля на аэродроме Велики Радинци II (Музей югославских ВВС)
[3] Югославы обозначали свои Bf 109 буквами “Me”
источник: Nenad Miklusev (traduction de Philippe Ledet) «Рогожарски ИК-3, UN «DEWOITINE 520» A LA MODE YOUGOSLAVE…». Profils 1/72e de Srecko Bradic Avoin 150