История сражающегося сокола. Израиль: стратегический F-16I «Sufa» блок 52
Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.
Израиль, наряду с европейской четверкой, был одним из первых покупателей самолетов F-16. Курьез истории: первые F-16A/B, ВВС Израиля строились по заказу Ирана. В Израиле все F-16 в Израиле проходили модернизацию, после которой самолетам впору присваивать если не новую букву в обозначении, то менять цифры в обозначении блоков. В Израиле, собственно, так и поступали, присваивая самолетам, абсолютно заслуженно, новые наименования – «Нетц» (Netz, F-16A/B), «Барак» (Вarak, F-16C/D блок 30/40), «Бракит» (Brakeet, модернизированный F-16D блок 30/40), «Суфа» (Sufa, F-16D блок 52), «Барак» (Barak; F-16C/D блок 30/40, модернизированные до уровня «Суфа»).
Израильские F-16 отличались от самолетов ВВС других стран составом БРЭО, более эффективными средствами пассивной обороны, расширенным ассортиментом вооружения увеличенной взлетной массой, усиленной конструкцией планера и шасси. Наиболее радикальной представляется модернизация самолетов F-16D блок 30 и блок 40 в вариант неофициально известный как «Бракит» (молния; другие наименования израильских F-16 официальные). «Бракит» представляет собой израильскую версию самолета подавления ПВО «Wild Weasel». Американцы на своих F-16 «Wild Weasel» целевое оборудование размещали в подвесном контейнере, в Израиле пошли иным путем. Самолет «Бракит» обрел объемистый гаргрот, в котором помещалась не только аппаратура обнаружения и пеленгации источников радиолокационного облучения, но также станция постановки помех и другие изыски электронной промышленности Израиля.
F-16 в ВВС Израиля занимал нишу бомбардировщиков, поэтому большое значение придавалась как массе боевой нагрузки, так и дальности полета. Израилю требовался стратегический бомбардировщик, то есть самолет, способный в идеале долететь до Тегерана и обратно без дозаправки. Расстояние от границ Израиля до Тегерана составляет порядка 1500 км.
Конкурс на стратегический самолет для ВВС Израиля F-16ES проиграл в 1994 г. истребителю-бомбардировщику F-15E. Надо отметить, что без ПТБ ни F-15I, ни F-16ES до Тегерана долететь могли, но на обратном пути требовалась дозаправка в воздухе. С подвешенными ПТБ шанс пролететь по маршруту Израиль – Тегеран – Израиль без дозаправки в воздухе имелся у обоих самолетов.
Определяющим фактором при подведении итогов конкурса стали конформные топливные баки, которые фирма «Локхид Мартин» установить на серийные F-16 лишь обещала, а для F-15E конформные баки были штатными.
Конформные баки для F-16 тем не менее, были разработаны и испытаны, а фирма «Локхид Мартин» не теряла надежду на поставку стратегических F-16 Израилю, поскольку такая машина стоила на 60% дешевле F-15I (вариант F-15E для ВВС Израиля) практически не уступая в радиусе действия без ПТБ (на 40 км меньше). Надежда оправдалась: в июле 1999 г. премьер-министр Израиля Эхуд Барак объявил о предстоящей закупке 50 самолетов F-16I с опционом еще на 60 машин (заказано 52). Соответствующее межправительственное соглашение было заключено в сентябре 2001 г.
F-16I «Суфа» (буря) – это двухместный F-16D блок 52 с рядом весьма значительных отличий, наиболее заметные из которых – это гаргрот ADS (Avionics Dorsal Spine; как на «Браките»), и конформные топливные баки (как на F-16ES). Суммарная емкость двух конформных баков 2000 л, баки увеличивают дальность полета примерно на 1500 – 1600 км. Баки выполнены съемными, их демонтаж занимает примерно 2 ч. В ходе работы над книгой я просмотрел десятки (может сотни) фотографий F-16 ВВС Израиля: снимки «Суфы», F-16I, без конформных баков встречаются только как исключение.
Конформные баки создавались, прежде всего, под требования ВВС Израиля, но первые серийные самолеты с такими баками (F-16C/D блок 52) в 2003 г. получили ВВС Греции.
Если не брать в расчет конформные баки, то «Суфа» внешне малоотличима от «Бракита». Опять же – не встретил ни одной фотографии самолета «Бракит» с конформными баками. На обоих израильских F-16 с гаргротами по бортам носовой части фюзеляжа имеются обтекатели-щеки. Под обтекателями, скорее всего, скрываются антенны станции постановки помех. На «Браките» обтекатели скромные, щеки «Суфы» подобны флюсу – раза в три больше, чем у «Бракита».
Максимальную взлетную массу «Суфы» довели до 23 800, соответственно пришлось усилить конструкцию шасси.
Вместо штатной для самолетов блок 50/52 РЛС РЛС AN/APG-68V-8 установлена более совершенная AN/APG-68V-9 с увеличенной на 30% дальностью обнаружения, повышенной помехозащищенностью, возможностью работы в режиме синтезированной апертуры, увеличенной в пять раз производительностью процессора и пр. Сопряжение новой РЛС, обладающей повышенной разрешающей способностью (90 см на дальности 75 км), с бортовой навигационной системой позволило использовать для нанесения ударов по наземным целям управляемые и корректируемые боеприпасы с наведением по GPS.
БРЭО в значительной степени комплектовалось израильскими системами, а ассортимент вооружения расширен за счет израильских ракет и бомб. F-16I первым среди самолетов данного семейства получил израильскую нашлемную систему целеуказания.
Экипаж F-16I состоит из двух человек, но самолет, также как «Бракит», не является тренировочной спаркой: заднее кресло отведено штурману-оператору, оборудование кабин не идентично. В передней кабине смонтирован широкоугольный ИЛС, разработанный для истребителя IAI «Лави». Радиосвязное и навигационное оборудование, средства пассивной обороны – израильского, главным образом, производства.
Вместе с самолетами F-16I было закуплено несколько комплектов системы LANTIRN. Система LANTIRN в полном объеме совместима с БРЭО F-16I. Судя по фотоснимкам, полеты, боевые и тренировочные, с подвешенными контейнерами системы LANTIRN самолеты «Суфа» выполняют регулярно.
F-16I первым в семействе получил кислорододобывающую станцию. Время полета на высоте более 10 000 футов (3050) ранее ограничивалось запасом кислорода в баллонах, теперь оно ограничивалось лишь запасом топлива в баках. Замена баллонов на кислородобывающую станцию – однозначный плюс, но в военной авиации США именно с такими станциями что-то пошло не так. Нет, от них не отказались, однако только в 2000 – 2010-е гг. и только в ВВС произошло несколько катастроф и летных происшествий с истребителями F-15, F-16, F-22, причиной которых послужила потеря сознания летчиками. «Причину причины» удалось определить не во всех случаях (или же такая информация не публиковалась), но наиболее вероятной посчитали «загрязнение» кислорода отработанными газами двигателя.
Выкатка первого F-16I (с/н 00-1001 состоялась в Форт-Уорте 14 ноября 2003 г. На киль самолета тогда нанесли номер «253», но это был номер не самолета, а эскадрильи ВВС Израиля, которую предстояло перевооружить самолетами «Суфа», настоящий бортовой номер – 401. Первый полет 23 декабря того же года выполнил самолет с/н 00-1004, также с номером «253» на киле – на самом деле четвертый построенный F-16I. Не часто первый полет выполняет четвертый летный экземпляр, но так записано в справочнике «Jane’s» 2023 года издания. Первыми F-16I поступившими на вооружение ВВС Израиля стали самолеты с/н 00-1005 (б/н 407) и с/н 00-1006 (б/н 408); машины выполнили беспосадочный перелет из Форт-Уорта на авиабазу Рамон в пустыне Негев 19 февраля 2004 г.
Всего на вооружение ВВС Израиля в 2004 – 2008 гг. поступило 102 самолета F-16I.
источник: https://dzen.ru/a/ZeNZ2LosbAdAvNap