Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.
Программа летных испытаний первого YF-16, как водится, начиналась с рулежек и пробежек по аэродрому. Рулиться на малом газу старший летчик-испытатель фирмы «Дженерал Дайнемикс» Филип Эстричер закончил к середине января. На 20 января планировалась первая скоростная пробежка по ВПП с разгоном до скорости 135 узлов (250 км/ч), подъемом на несколько секунд и последующим опусканием носовой опоры шасси.
Пробежка обернулась первым полетом, а могла закончится тяжелой аварией если не катастрофой. Эстричер многократно рассказывал журналистам о первом полете YF-16. Ниже приведен отрывок из рассказа Эстричер, датированного 1992 г. История эта была опубликована на в январе 2015 г. на сайте журнала «Code Jne» https://www.codeonemagazine.com/article.html?item_id=158), а в декабре 2015 г. Филип Эстричер скончался.
«- Мы постепенно увеличивали скорость рулежек и пробегов по аэродрому, пытаясь понять какова реальная управляемость самолета. В тот день мы хотели впервые оторвать, частично, машину от ВПП – на несколько секунд перевести РУД в режим полной тяги [military power] и поднять носовую опору на несколько футов.»
Эстричер разогнал YF-16 до скорости 130 узлов (240 км/ч). Летчик надавил на РУС в направлении на себя, задрав нос самолета примерно на 10 градусов. Затем летчик, приложив соответствие усилия к РУС, решил оценить управляемость по крену. Ничего не произошло, поскольку колесо носовой опоры шасси по-прежнему катилось по бетону полосы. Эстричер увеличил угол тангажа. На сей раз самолет отреагировал резким креном влево. Летчик компенсировал левый крен давлением на РУС в противоположную сторону и загнал самолет в режим колебаний, инициированных им самим. Такие колебания обычно возникают из-за особенностей контура человек-машина.
«- Пытаясь нейтрализовать крен я лишь раскачивал самолет. Самолет продолжал разгоняться, не смотря на перевод РУД в режим малого газа. Нос то поднимался, то опускался. Носовая опора, очевидно, оторвалась от полосы. Я перевел РУД в промежуточное положение.»
YF-16 буквально колбасило по крену и тангажу (см. ролик https://www.youtube.com/watch?v=qAp4RtGKbHE). Происходило что-то, весьма похожее со стороны на знакомое всем авиаторам «козление», только не на посадке, а на взлете. У Эстричера имелось два варианта действий – катапультироваться или взлететь в попытке сохранить машину. Летчик-испытатель выбрал взлет. После взлета управление более-менее восстановилось. Летчик аккуратно, на малой высоте, с небольшими кренами, выполнил полет по кругу и приземлился. Первый полет продолжался шесть минут.
Формальным виновником незапланированного первого полета являлся сам Эстричер, раскачавший самолет чрезмерно резким воздействием на РУС. Реальная причина заключалась отнюдь не в действиях летчика. Передаточные коэффициенты в каналах электродистанционной системы управления полетам были завышены, из-за чего управление получилось излишне чувствительным. Запасы устойчивости ЭДСУ (не путать с запасами устойчивости самолета – это совершенно разные вещи) оказались недостаточными, поэтому Эстричер «успешно» загнал YF-16 в режим самоколебаний. Для вывода из режима пришлось взлетать.
Управление, по опыту первого полета, загрубили, уменьшив передаточные коэффициенты, благо в ЭДСУ такое проделать несложно. Сложно подобрать оптимальные коэффициенты. Про странное поведение управления двигателем в пылу разбора как-то забылась. Проблема, между тем, существовала и она о себе дала знать.
Система управления двигателем на YF-16 была устроена довольно оригинально и имела два режима – на земле (ground-idle power) и в воздухе (flight-idle power). В первом случае имелось ограничение по максимальной тяге, во втором – по минимальной. Переключение из одного режима в другой автоматически осуществлялось по обжатию стойки шасси, ручное же переключение из одного режима в другой, летчиком, не предусматривалось.
Забегая вперед. Военный летчик-испытатель майор Боб Иттингер (Bob Ettinger) свой первый полет на YF-16 в конце февраля. Полет – громко сказано, круг над аэродромом. Летчик взлетал на полном газу, но тяга двигателя так и осталась максимальной для «ground-режима». Инженеры осматривали самолет в течение трех дней, ничего подозрительного они не обнаружили. Последующие несколько полетов прошли, с точки зрения работы системы управления двигателем, штатно. 25 марта свой первый полет на прототипе выполнял другой военный испытатель, майор Дин Стикелл (Dean Stickell).
«- Взлетел, набрал высоту 15 00 футов, после чего перевел РУД на минимал. Когда я установил РУД в среднее положение тяга двигателя осталась соответствующей значению «минимал». Летные испытания полны сюрпризов.»
Летчик успешно выполнил посадку. Теперь полеты прототипа приостановили на три недели. Никаких дефектов бортовых систем в ходе осмотров не обнаружили. Неадекватное поведение двигателя объяснили повышенной температурой топлива, провели доработки с целью снизить температуру керосина.
Подполковник Джим Райдер выполнял очередной полет 16 мая. При заходе на посадку двигатель перестал реагировать на перемещения РУДа. Райдер выполнил аварийную посадку на дно высохшего соленого озера Роджерс. Дно озера является природным аэродром, а само озеро территориально относится к авиабазе Эдвардс.
Полеты прототипа после посадки Райдера традиционно приостановили. Самолет подвергли предельно тщательному осмотру с демонтажом системы управления двигателя и топливной системы. В клапане подачи топлива была обнаружена алюминиевая стружка, которая и являлась «корнем зла» системы управления двигателем. Клапан заменили, а заодно изменили логику работы системы управления двигателем, дав летчику возможность переключать режимы ground-idle/ flight-idle вручную.
Материальный ущерб от «случайного» полета первого прототипа 20 января заключался в помятой законцовке правой консоли стабилизатора. Консоль заменили консолью, снятой с недостроенного второго YF-16.
Официальный первый полет YF-16 планировался на 2 февраля 1974 г. В этот день он, не взирая на историю 20 января, и состоялся. Эстричер достиг скорости 400 узлов (740 км/ч) и высоты 30 000 футов (9150 м), продолжительность полета составила около часа. Летчик-испытатель отметил отличную работу всех бортовых систем и прекрасную управляемость самолета.
источник: https://dzen.ru/a/ZRhmKq5B3lL6LeVo