История России. Часть IV — Экономика, образование и экспансия (Russia Pragmatica)

9

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать цикл о России Прагма­тической, и сегодня речь пойдет об экономике, образовании и внешней политике императора Петра II. Рассмотрены будут вопросы того, как России найти больше денег, чем в реальности, меньше их потратить, и как найти учителей для сельских школ.

Вопросы экономики

История России. Часть IV - Экономика, образование и экспансия (Russia Pragmatica)

Петр II абсолютно справедливо считал, что залогом успешного развития и процветания является сильная экономика, и ее укрепление стало одной из главных целей всего его правления. Понимал он также, что для ее достойного развития придется встряхнуть сами основы России и повести реформы еще круче, чем при его отце, ибо его отец ухватил лишь вершину айсберга, а самый его корень оставил нетронутым. Россия оставалась во многом дворянским государством, дворянство было титульным сословием, дворянству выдавались привилегии, дворянство решало государственные вопросы в свою пользу, дворянство относилось высокомерно и уничижительно к другим сословиям, которые приносили экономике куда больше пользы. Это привело к тому, что купцы и самостоятельные промышленники постоянно ущемлялись, а дворяне предпочитали заниматься земледелием с помощью крепостных, делая «простые деньги». Между тем именно купечество и промышленники должны были стать основной опорой государственной экономики, залогом прогресса и стабильности государства, и именно потому с самого начала своего правления Петр II начал возвеличивать и укреплять их с первых годов своего правления. В этом ему сильно помогала купеческая династия Бровкиных, самая богатая в России, к ней присоединились Демидовы, Строгановы, малоизвестные, но весьма многообещающие Гайды, Арсеньевы и Кондратьевы, и многие другие [1]. Петр II всячески отстаивал их интересы и стремился направить их деятельность в необходимое государству русло, а купцы и промышленники в ответ были ему целиком и полностью лояльны, выделяли большие средства на государственные проекты и поддерживали императора в его необъявленной войне с дворянством, тянущим Россию ко дну. Во многом благодаря поддержке этих предприимчивых и богатых слоев общества Петра II так и не свергли за весь его срок правления, хотя причин для этого у дворянства было более чем достаточно.

Одним из первых вопросов экономического характера, которые пришлось решать Петру II, стало решение судьбы Архангельска. При его отце город постепенно чах, торговля через него хирела, в том числе из-за различных запретов, направленных на укрепление государственной торговли через Петербург. Петр II отменил большую часть этих ограничений и приказал восстановить и расширить Соломбальскую верфь, которая была более удобной для постройки кораблей из-за близкого наличия судостроительных материалов. Архангельский порт вновь открылся для активной торговли и начал укрепляться, воссоздавалась Беломорская флотилия для защиты города от возможных нападений противника или морских разбойников. При городе создавались огромные комплексы заготовки и просушки древесины, которые должны были обеспечить высокое качество постройки кораблей и долгий срок их службы. В 1730 году Петр II значительно повысил пошлины на покупку кораблей за границей, вместе с тем выделив субсидии на развитие частного гражданского судостроения – и в Архангельске начали строиться сразу две частные верфи, Бровкинская и Лобановская, которые стали строить торговые корабли для отечественных нужд, причем по качеству работы они не уступали заграничным. Бровкинская верфь особенно отличалась в этом плане – вложив в нее огромные средства, Иван Артемович Бровкин в результате стал крупнейшим частным судостроителем в России, и его предприятие оставалось таковым еще долгие годы. Строились гражданские верфи и на Балтике – в Ревеле и Риге были основаны Корфовская и Мюльграбенская верфи, хотя они и были значительно меньше. С 1760-х годов Россия практически полностью перешла на самообеспечение торговыми судами и даже начала продавать их за границу, в основном странам Балтики, хотя объемы этого экспорта длительное время оставались незначительными. Но Архангельский порт так и не вернул свою былую славу в качестве торгового – 2/3 торговли все равно шли через Петроград.

Одной из крупных проблем оставалось низкое качество производства продукции, в особенности там, где отсутствовал контроль военных. Придерживаясь слепого протекционизма, при Петре были установлены высокие пошлины на заграничную продукцию, а отечественные заводы были обеспечены заказами даже в том случае, если гнали один сплошной брак. Административные меры плохо помогали справиться с этим явлением, и при Петре II пришлось значительно изменить систему наказаний и воздействия на администрацию заводов. Так, была расширена еще более ранняя практика продажи казенных заводов в частную собственность – как показывал опыт, при прямом государственном контроле заводы зачастую становились убыточными или неэффективными. Но и частники, пользуясь гарантиями наличия заказов, часто не следили за качеством продукции. Петр II ввел в отношения с такими частниками рыночные отношения – на поставки той или иной продукции заключались контракты, в случае неудовлетворительного качества результата клиент, тобишь государство, мог расторгнуть контракт и закупить необходимую продукцию где угодно еще, хоть и за границей, а нерадивый частник оставался «за бортом», причем в случае подобных разрывов контрактов государство было на стороне клиента и снижало пошлины для таких пострадавших от «заводского произвола» людей и организаций, к которым принадлежало и само государство. Это подстегнуло контроль качества среди частных заводов. С государственными все было сложнее – с ними также были налажены рыночные отношения, и государство ни в коем случае не собиралось тратить деньги на брак, но помимо расторжения контрактов низкокачественная продукция грозила еще и масштабными проверками, и наказаниями виновных. Головы государственных управляющих слетали легко, если вместе с халтурой обнаруживалось еще и казнокрадство. Обойти эту систему было сложно – в таких случаях расследования совершались по сути двумя независимыми структурами (ревизорами и Тайной канцелярией, в которой имелся особый отдел на этот случай), и отчет как минимум одной всегда ложился на стол канцлеру или императору. Была также введена практика поощрений, при которых руководство завода и рабочие получали денежные премии в случае высокого качества исполнения заказов. В конце концов, ситуация с качеством производства постепенно стала исправляться. С 1738 года также появилась практика изымать за долги у нерадивых предпринимателей важные заводы и передавать их в руки более адекватных предпринимателей – таким образом, в частности, возвысилась промышленная династия Соболевых, до того малоизвестная. Большинство заводов, отобранных у неэффективных администраторов, попали в руки основателя этой династии, Михаила Гавриловича Соболева, который поставил все порученные ему заводы на ноги и добился не только улучшения качества продукции и выхода их в прибыль, но и постоянно увеличивал объемы производства, выпуская продукцию в том числе на экспорт, используя свои близкие связи с купцами Бровкиными. При этом Петр II активно стимулировал появление новых фабрик, причем уже без участия государства – отдавал за бесценок необходимую землю, ставил низкие налоги на первое время работы предприятий, активно зазывал предпринимателей из Европы. Помимо уже разведанных запасов полезных ископаемых, постоянно искались новые, в том числе и за Уралом, хотя присутствие там России носило весьма относительный характер.

Сложным оставался вопрос статуса рабочих. Многие рабочие на заводах были вольнонаемными, но большинство все же составляли крепостные крестьяне, приписанные к заводам, и их положение было ничуть не лучше, чем у тех крепостных, которые принадлежали помещикам. Но в этой области император обладал куда большими возможностями просто в силу заметно меньшего количества и крепостных, и оппонентов реформ. И потому уже в 1732 году последовал Указ о государственных рабочих, который фактически освобождал от крепостного права всех крестьян, работавших на заводах. Отныне им присваивался особый статус – государственных рабочих, и де-юре они были в целом похожи на государственных крестьян, хоть и имелся ряд отличий. Так, в частности, для защиты интересов промышленников, поступивший на завод рабочий не мог уволиться с него в течении 15 лет, исключения делались лишь в случае получения увечий на производстве. Оговаривался максимальный рабочий день в 14 часов [2], определялся статус рабочих в судебной системе. Для потомственных рабочих выделялась за государственный счет надбавка к жалованию и содержанию, так как считалось, что они в будущем составят наиболее профессиональное ядро будущих рабочих масс русских заводов – в 1759 году эта надбавка была отменена, а вместо нее потомственным рабочим предоставили ряд льгот, в том числе и для их детей.

В 1733 году был создан Государственный банк Российской империи, по образу и подобию государственных банков Швеции и Англии, приступивший к эмиссии ассигнаций. Кроме того, этот банк объединил в себе многие другие финансовые функции – в частности, предоставлял ссуды дворянам на ведение хозяйства, малые и средние займы для предпринимателей, служил местом для вкладов купцов и промышленников. За надежность его работы ручался сам император, а охрана банка по суровости и боеспособности немногим уступала Дворцовой гвардии. После этой реформы начался период проведения постепенных налоговых реформ – обременительные, не приносящие больших выгод прямые налоги отменялись, вместо них вводились различные косвенные, с гибкой налоговой ставкой, что позволило постепенно наращивать эффективность налогообложения и количество доходов. Облагались налогами не только бедные, но и богатые – так, дворяне платили налоги за аренду государственной земли сверх вотчинной и «откупной налог» — аналог подушной подати для тех, кто отказался от государственной службы. Налоги для более богатых представителей общества были больше, чем для бедных, хоть и не настолько, чтобы ограничить рост частного предпринимательства – для успешных частников существовала также система налоговых льгот, которая стимулировала быть успешными и предприимчивыми. Пошлины менялись в зависимости от необходимости, но в целом оставались достаточно высокими, полностью отвечая политике протекционизма. Все это, а также прочие меры позволили изменить баланс между доходами и расходами, в результате чего бюджет становился дефицитным лишь в отдельные годы. Способствовали этому не только реформы, но и личная политика Петра II – вместо пышных пиршеств и многодневных гуляний он начал вести достаточно скромный образ жизни, и вынудил к тому же двор. Балы происходили в частном порядке и за частный счет. Царь экономил деньги на каждом шагу, если эти деньги не сулили какой-то реальной прибыли. Многие дворяне ворчали, но мирились с этим, считая Петра как минимум чудаком. Между тем император, осведомленный о расходах своего отца на содержание двора, одновременно вел два учета расходов собственных – какие они были в действительности, и какими могли бы стать, живи он на широкую ногу. В конце правления разница между первой и второй цифрой ежегодно составляла миллионы рублей [3], что было огромной суммой. Кроме того, в 1758 году Петр II установил винную монополию, которая стала приносить достаточно большую прибыль в стране.

Изменения в социальной и экономической структурах государства вызывали острую необходимость в переменах в другой сфере – юридической. В России на тот момент главным сводом законов числилось Соборное уложение 1649 года, которое уже плохо отвечало требованиям времени в силу неполного охвата всех сфер жизни государства. И потому в 1747–1752 годах специальная комиссия, составленная при Совете министров, занималась разработкой нового свода законов, который получил название Судебника 1752 года. В народе его назвали «Судебник Петра», и не зря – император активно принимал участие в его составлении. В целом, в нем были учтены все необходимые нюансы, были рассмотрены права и обязанности каждого сословия в подробностях, наказания за те или иные проступки, и т.д. Судебник был отпечатан в нескольких тысячах экземпляров и разослан по всем уголкам империи. В процессе его составления особо был рассмотрен статус купцов и промышленников – законы во многом благоприятствовали развитию их деятельности и стимулировали частную экономическую деятельность в стране. Столь благоприятные условия, созданные для частного предпринимательства, еще больше ускорили экономический рост России.

Особое внимание при Петре II уделялось добыче драгоценных металлов. В 1729 году был ограничен вывоз золота и серебра, добытого в России, и введена система закупки у частных предпринимателей этих металлов в государственные запасы. На ценных месторождениях активно начали строиться государственные предприятия по добыче драгоценных металлов, которые управлялись в особом порядке и жестко контролировались имперской администрацией. Причиной подобной политики стала острая недостача драгоценных металлов, от которой Россия страдала уже достаточно длительное время. Еще Петр I всячески стремился увеличить добычу драгоценных металлов в России, но его достижений было недостаточно, да и то, что добыли, активно вывозилось за границу дворянами, в результате чего запасы золота и серебра накапливались очень медленно. При Петре II это положение стало понемногу улучшаться, а после расширения добычи при его внуке ситуация и вовсе перестала быть критической.

Наконец, важной мерой оказалось создание запасов зерна на случай голода в наиболее неблагоприятных регионах. Начался этот процесс еще в 1738 году, но продолжался он достаточно неуверенно и медленно, во многом из-за непонимания крестьянами такой необходимости, а действовать грубыми административными мерами Петр II предпочитал лишь в крайнем случае. В результате этого минимальные запасы в отдельных регионах начали появляться только к концу 1760-х, а функционирующая сеть складов с зерном появилась только в середине XIX столетия, после начала массовой постройки железных дорог. Зерно хранилось в амбарах максимум два года, после чего распродавалось по дешевке или попросту раздавалось местным жителям, заменяясь свежим. Первое время существовала значительная проблема обворовывания амбаров местными мелкими чиновниками, с которой пришлось бороться административными мерами, однако окончательно проблему решить так и не удалось – многие заведующие хранением зерна так или иначе становились «вороватыми». Тем не менее, когда случались неурожаи, сохранившиеся запасы зерна позволяли людям хотя бы выжить до следующего года, и в целом смертность от голода в России в правление Петра II несколько уменьшилась.

Образование

История России. Часть IV - Экономика, образование и экспансия (Russia Pragmatica)

Так или иначе, а все вопросы развития России начинали упираться в образование. Образованные крестьяне легче могли вести самоуправление на уровне общин; образованные рабочие ценились куда больше, и были заметно более способными к производству качественной продукции; образованные рекруты в армии как правило быстрее обучались военному ремеслу и в целом имели лучшие качества, чем те, кто попадал в армию без элементарных знаний, а купцы, дворяне и прочие высшие сословия и вовсе с образованием могли творить чудеса и были архиважным ресурсом государства! Понимал это еще Петр I, и потому при нем для всех лично свободных сословий кроме горожан было введено обязательное образование. Горожане всеобщему начальному образованию сопротивлялись так активно, что с ними Петр решил отложить дело [4], планы по всеобщему начальному образованию и вовсе не продвинулись дальше самых общих идей, хотя главной проблемой тут становилась извечная проблема России, которую никто не называл, но которая постоянно усложняла любые общегосударственные реформы – огромные площади и множество мелких населенных пунктов, обеспечить каждый из которых школой и учителем было крайне проблематично.

Петр II, тем не менее, за образование взялся основательно. Первым был решен вопрос с городским населением – их просто поставили перед выбором: или начальное образование, или повышение налогов. Многие выбрали налоги, но потом, так или иначе, подавляющее большинство все же сдали своих детей на учебу, а налог в 1759 году был отменен и заменен всеобщим городским обязательным начальным образованием. Решался вопрос и с образованием государственных рабочих – обязательным оно еще не стало, но были выделены субсидии на постройку школ при заводах, где обучались грамоте и счету как сами рабочие, так и их дети. В крупных городах создали школы для сирот и найденышей, в том числе и неблагородного происхождения. В армии расширялся функционал солдатских школ, где учились не только рекруты, но и их дети. Также царь вместе с царицей активно стимулировали просветительскую деятельность своих поданных – строить приюты для бездомных, сирот, подкидышей, с обязательным наличием школ. Образованным кадрам открывались социальные лифты и доступ к работе в различных частных и государственных организациях – с 1749 года образованные люди незнатного происхождения получили возможность нести государственную службу, хоть и имели ограничения по карьерному росту, играя роль в основном на уровне волостей или местных администраций, а также помощников администраторов более высокого ранга.

С образованием для крестьян все было сложнее. Про образование крепостных можно было забыть – даже императорский указ о том, чтобы учить грамоте и счету своих крепостных, дворяне просто бы проигнорировали. Из-за этого пришлось ограничиться государственными крестьянами. Первым шагом для повышения их образования стало издание в 1730 году указа о создании церковно-приходских школ, где священники были обязаны обучать крестьян и их детей элементарным знаниям. В некоторых случаях от церквей требовалось предоставить только помещение, в то время как учителей предоставляло государство. Для этих целей было решено использовать все ту же армию, в которой обучение элементарным знаниям входило в часть общей боевой подготовки – выборных рекрутов из числа наиболее способных начали направлять в свободные школы отбывать рекрутскую повинность в качестве учителей. Постепенно число таких «солдатских учителей» стало увеличиваться, а с 1746 года их стали направлять еще и в сельские школы. Сами сельские школы появились вследствие реформы самоуправления государственных крестьян – среди их обязанностей числилось предоставление необходимого помещения для проведения образовательного процесса, но только в крупных общинах. Крестьян, отправлявших в школы детей, обычно премировали небольшими выплатами денег или натуральными продуктами. К концу правления Петра II уже значительная часть государственных крестьян умела худо-бедно писать, читать и считать в пределах 100 или более.

Помимо расширения системы начального образования, не забывал император и про высшее. Различных учебных заведений, особенно специальных, в его правление становилось все больше и больше академий и университетов, улучшалось качество образования и количество мест в уже существующих учебных заведениях. Постепенно все основные центры наук сосредотачивались в Петербурге, а Москва в этих функциях отходила на второй план. Возможно, именно поэтому в 1740-х годах Петр, не желавший падения престижа старой столицы, решил разместить в Кремле грандиозный Мариинский институт [5], названный в честь его жены. Проект был разработан и даже утвержден, но затем не единожды откладывался, и до конца правления Петра II так и не был реализован в полной мере. Вместо этого в Москве стали развиваться ВУЗы меньшей значимости, в основном гражданских направлений, в то время как Петербург становился центром военного образования. Тем не менее, идея крупного образовательного центра все равно не покидала императора, и в 1757 году началась разработка альтернативного Мариинского института, который включал бы в себя гигантский комплекс для обучения людей по всем возможным специальностям и различных научных исследований. В конце концов, проект был составлен, но реализовывать его пришлось уже его наследнику. Также в эпоху правления Петра II стали появляться институты благородных девиц – первый из них был открыт в 1744 году, а позднее специально для него был построен Смольный дворец. В целом же Россия постепенно входила в список самых образованных государств Европы, хоть и заметно отставала от лидеров.

Внешняя политика и экспансия

История России. Часть IV - Экономика, образование и экспансия (Russia Pragmatica)

Примерная карта территориального роста России в Европе при Петре II. Карта ОЧЕНЬ примерная, и дана лишь для общего понимания процессов. Детально то, как эти территории входили в состав России, будет расписано в следующих статьях.

Во внешней политике Петр II с самого начала своего правления определил свои главные ориентиры – обезопасить западные границы империи, добиться авторитета в Европе, закрепить торговое влияние в мире. Однако самой главной целью своего правления Петр II считал обеспечение выхода к Черному морю и взятие его под контроль, а также приведение в полную безопасность южных границ – в его понимании для этого требовалось занять Кавказ с предгорьями, Причерноморье, Крым и прочие турецкие и татарские территории вплоть до границы Австрии. Кроме того, у него были большие планы на освоение южных территорий, которые были слабо заселены и в перспективе могли стать главной житницей империи. А ведь еще неизвестно было, насколько значительные богатства таятся в недрах этих земель….

Антитурецкое направление внешней политики Петра II привело его к союзу с Австрией, который был заключен в 1726 году. Союз устанавливал вечную дружбу России и Австрии, обязывал обе стороны поддерживать мир и стабильность в Европе, а также выступать единым фронтом против агрессии Османской империи против любого члена этого союза. Помимо очевидных плюсов, этот договор также накладывал на обе стороны определенные обязательства, которые сильно стесняли их действия – в частности, России пришлось активно участвовать в европейских делах, выступать в поддержку Прагматической санкции и частенько отсылать свои полки воевать вдалеке от своих границ. Кроме того, союз действовал далеко не всегда – так, в частности, во время войны за Австрийское наследство русский экспедиционный корпус в Австрию был выделен, однако его отправка и переброска в Австрию заняла столько времени, что в боевых действиях принять участие он попросту не успел. Участие приняла Россия и в войне за польское наследство, ограничившись фактически одной осадой Данцига [6]. Заканчивать первую в истории союза войну с турками России также пришлось самостоятельно. Однако самые крупные разногласия имели место быть в конце 1750-х годов, в ходе Семилетней войны. Австрийцы всячески уклонялись от боевых действий с пруссаками, в ответ Россия выделила экспедиционный корпус с большой задержкой. Несогласованность действий и своеволие австрийцев вызвали серьезное раздражение Петра II, а когда русские действия вызвали объявление ей войны со стороны Османской империи [7], и Австрия отказалась поддержать Россию, мотивируя это идущей в Европе войной, русский император едва не разорвал союз. Россия внезапно заключила с Пруссией мир, в результате которого посыпалась вся война со стороны союзников, и Пруссия в результате оказалась в победителях. Сепаратным миром Россия отплатила Австрии другой сепаратный мир, австро-турецкий, заключенный на 20 лет раньше. Тем не менее, союз сохранялся, и продолжал так или иначе работать и приносить пользу государствам, пускай и работал через раз, что на фоне дипломатии остальной Европы того времени было просто образцом надежности. Помимо прямых результатов от этого союза, участие в европейских конфликтах значительно подняли престиж русской армии и империи в целом. Османская империя же воевала с Россией при Петре II дважды, и оба раза терпела поражения. К концу правления сына Петра Великого практически все Причерноморье перешло под контроль России.

Много забот вызывал у Петра II вопрос Кавказа. В 1727 году был подписан договор с Персией, по которому от завоеваний его отца оставалась лишь часть – узкая полоса берега Каспийского моря до реки Кура, включая города Баку и Дербент. Однако напряженность в регионе сохранялась, и более того – закрепление в этом регионе категорически не понравилось Османской империи, которая не могла сразу напасть на русских из-за тяжелой войны с персами. Вдобавок, в регионе существовали три грузинских царства – Картли, Кахетия и Имеретия, формально независимые, но подверженные сильному влиянию Османской империи и Персии. Они постоянно засыпали Россию просьбами об установке протектората и принятии подданства, но Россия отказывалась делать это из-за опасения развязать крупную войну с Османской империей. При этом Петр II был совершенно не против включения этих трех государств в состав своей империи, так как владение ими позволяло укрепиться на Кавказе. После 1727 года возможность продвижения представилась далеко не сразу, только через 20 лет, в 1747 году. После, казалось бы, выхода из затяжного кризиса Персия вновь собралась воедино и даже смогла отразить натиск турок – как в 1747 году умер Надир-шах, и государство вновь распалось. Территория Закавказья раздробилась на большое количество фактически независимых ханств. Те, которые находились близко к русской территории, закрепленной договором 1727 года, начали совершать нападения на русские территории. Петр II некоторое время ограничивался защитой, однако в 1756 году была снаряжена небольшая, но сильная армия под началом Николая Баранова – одного из гвардейцев, возвысившихся благодаря протекции со стороны императора. Баранов вторгся в азербайджанские ханства и без лишней спешки, но основательно стал подчинять их воле России. К 1758 году он подчинил все ханства к северу от реки Куры, а в 1759 году в результате смелого и быстрого рейда подчинил Карабахское и Гянджинское ханства и вторгся на территорию Нахичевани. Это вызвало жесткую реакцию со стороны Османской империи, которая объявила России войну. Тем не менее, турок разбили, Россия дополнительно включила в свой состав два азербайджанских ханства, а до 1765 года – еще два. В этом же году был установлен протекторат над грузинскими царствами. В целом, продвижение России на Кавказе при Петре II шло успешно и основательно, хотя внимание сосредотачивалось только в регионах, где существовала сколь-либо развитая центральная власть – часть Кавказа, окруженная русскими территориями, оставалась неподконтрольной никому и была населена буйными горцами, которые тревожили местных поселенцев и русских подданных. На эти территории совершались карательные рейды, но о контроле разговор пока и не шел – ресурсы империи все же были ограничены.

Развивались отношения с Китаем. В 1727 году были заключены два договора – Буринский и Кяхтинский, которые устанавливали границу между государствами. Оговаривались масштабы государственной торговли и ее порядок, открывались границы для беспошлинной приграничной торговли в отдельных пунктах. В дальнейшем осуществлялись попытки открыть морскую торговлю с Китаем, однако при Петре II добиться этого так и не удалось. А вот другой вопрос, касающийся казахов, при нем решался успешнее. Казахи в то время жили с постоянной угрозой со стороны сильного Джунгарского ханства, и искали защиты у России. В 1730 году прошение об установлении протектората подал Младший жуз, и это прошение было удовлетворено, а в 1732 году протекторат был установлен над Средним жузом. В обмен на помощь и защиту от внешних угроз казахи платили ясак и обязывались защищать границу империи от вторжений извне – что, впрочем, было весьма условным обязательством, так как лихие казахские кочевники время от времени сами совершали небольшие набеги на территорию России, для защиты от которых создавались укрепленные линии и расселялись казаки. Россия не отсылала в Казахстан войска, однако помогала казахам оружием и советниками, а в 1748 году, когда умер пророссийский Абулхайр-хан, и вместо него к власти пришел самостоятельный Нуралы-хан, при помощи русских военных советников был устроен переворот, и ханом стал Ералы, целиком поддерживавший Россию и косвенным образом управлявший Средним жузом. При нем русское влияние постепенно распространялось среди казахов, отдельные роды склонялись к оседлому образу жизни. Тем не менее, Старший жуз оставался формально независимым, и в конце правления Петра II стал проявлять тенденции к усилению, раздувая смуту среди прочих жузов. Впрочем, эти проблемы пришлось решать уже следующему императору.

Время от времени приходилось принимать активное участие в европейской политике. В частности, в интересах торговли пришлось с 1730 года оказывать военную (оружием и ресурсами) и политическую поддержку Голландии, которая постепенно впадала в стагнацию, в обмен на возможность использовать голландские заморские базы и торговые преференции. Приходилось постоянно держать под контролем ситуацию в Швеции, где пророссийская партия «колпаков» конфликтовала с антироссийской партией «шляп». Несмотря на все усилия, последняя в результате одержала верх, что вылилось в новую русско-шведскую войну и потерю Швецией части Финляндии. Менялись отношения с Пруссией – после поражений и выплаты контрибуции Фридрих Великий, король Пруссии, решил пойти на сближение с Россией. Россия, также заинтересованная в отсутствии конфликтов с пруссаками, ответила взаимностью. Кроме того, в это время при дворе была популярна идея «Северного аккорда» — союза северных держав Европы при финансовой поддержке Англии, которые должны были противостоять Австрии и Франции, стремившимся к гегемонии в Европе. Несмотря на то, что Петр II холодно относился к подобным идеям, определенные подвижки для реализации «аккорда» были осуществлены. В частности, были установлены достаточно близкие, насколько это было возможно, отношения с англичанами, которые в том числе вылились в ряд выгодных торговых договоров. Тем не менее, отношения с этим государством всегда оставались достаточно сдержанными, в том числе и потому, что англичане начали видеть в России потенциального гегемона Европы – а противодействие гегемонам было основой английской внешней политики.

В целом, Россия при Петре II проводила достаточно активную внешнюю политику, и большинство ее начинаний приносило свои плоды. Экспансия России проходила успешно, за весь период его правления не было проиграно ни одной войны, и это при том, что до 1760-х годов армия практически не расширяла свой штат. Были получены и освоены новые территории, на полях сражений и усилиями дипломатов были достигнуты значительные успехи. Россия утвердилась как сильная европейская держава. Торговое влияние расширялось благодаря росту количества товаров и торговых кораблей. Союз с Австрией, хоть и не всегда работал, но стал крупной победой в свете антитурецкой направленности императора. Престиж, заслуженный русскими при Петре I, был удержан и даже приумножен при его сыне.

Примечания

  1. Из названных реальны только Демидовы и Строгановы, Бровкины взяты у Толстого, остальные целиком выдуманы. Не нашел больше ни одной знаменитой династии купцов или промышленников, которые жили бы в начале XVIII столетия – все остальные появились уже в XIX веке. Это при том, что при Петре русское купечество переживало расцвет.
  2. В реальности 14-часовой рабочий день установлен в 1741 году.
  3. Точных цифр я уже не приведу, ибо посеял их, но примерно до начала XIX столетия содержание двора обходилось империи в сумму денег, в отдельные годы сравнимую с содержанием всего флота. Это без учета 90 миллионов (три годовых бюджета по статьям доходов) рублей, которые раздала Екатерина II в качестве подарков, и прорвы крепостных, которых она также усиленно дарила своим фаворитам.
  4. Не совсем понятно, с чем это связано, но – реальный факт.
  5. Что-то я не могу отлипнуть от идеи создания грандиозного учебного комплекса. Такой был в Испании, такой будет и в России.
  6. Войнам Петра II будет посвящена отдельная статья.
  7. В реальности этой войны не было.
Подписаться
Уведомить о
guest

57 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account