Испытано в Израиле. Сравнительные испытания многоцелевых истребителей F-14 и F-15
Результаты арабо-израильской войны 1973 года заставили Израиль задуматься о будущем своих ВВС. Счет побед в воздушных боях по-прежнему был в пользу израильских летчиков, но дались эти победы куда сложнее, чем в войну 1967 года. ВВС Израиля в войне Судного дня, в отличие от Шестидневной войны 1967 года, не сумели ни разгромить арабские ВВС на аэродромах, ни подавить арабскую систему ПВО. За первые три дня израильские ВВС потеряли треть боевых самолетов. Неизвестно каким бы мог стать исход войны 1973 года, если бы США для восполнения потерь в спешном порядке не перебросили из Европы несколько десятков «Фантомов». «Фантомы» шли в бой спустя несколько часов после посадки в аэропорту Тель-Авива, на них лишь меняли познавательные знаки с американских на израильские.
Командование ВВС Израиля, проанализировав опыт войны 1973 года, пришло к выводу о необходимости принятия на вооружение порядка 50 истребителей нового поколения. Израилю выбирать особо не приходилось. Работы по самолету собственной конструкции велись, но исход их представлялся туманным, а сроки реализации программы оставались неопределенными. Закупка советской авиатехники исключалась. Франция ничего лучше, чем хорошо знакомый израильтянам «Мираж» III, предложить не могла. Зато США располагала самолетами F-14 и F-15, которые ВВС Израиля в теории вполне устраивали. Израиль после войны 1973 года превратился в стратегического союзника США, поэтому сложностей с заключением потенциально возможного контракта не предвиделось.
В июне 1974 года министр обороны Израиля Шимон Перес одобрил командировку в США «команды Хадиш». В неё входили четыре летчика, которым предстояло выполнить ознакомительные полеты на F-14 и F-15. Главой делегации был Аммон Арад. Он и Омри Афик летали на F-4, Исраиль Бахарав – на «Мираже III». Четвертым летчиком являлся старший летчик-испытатель фирмы «IAI» Ассаф Бен-Нан. Все летчики «команды Хадиш» принимали участие в арабо-израильских войнах и в сумме на четверых сбили 24 самолета противника.
Программа ознакомительных полетов включала проверку самолетов на пригодность выполнения трех задач: завоевание превосходства в воздухе над полем боя, перехват воздушных целей во всем диапазоне эксплуатационных высот полета, нанесения ударов по наземной цели в глубине территории противника. ВВС Израиля также настаивали на проведении оценочного воздушного боя F-15 с F-14, но в этом американцы им отказали. Как альтернатива непосредственному сравнению было предложено провести раздельные бои F-15 и F-14 с самолетами А-4 и F-4.
Определяющим фактором в пользу того или иного истребителя служила оценка самолета летчиками.
Тут необходимо отметить тот факт, что к середине 1974 года израильтяне уже имели неплохое представление об истребителях-конкурентах. Командующий ВВС Израиля генерал Бени Пелед стал одним из первых иностранцев, выполнивших полет на F-15. Пеледу, во время его визита в США, предоставили слетать на предсерийной спарке TF-15. Полет состоялся на авиабазе Эдвардс. Пелед пилотировал спарку из передней, основной, кабины. Командующий ВВС Израиля высоко оценил пилотажные качества F-15, но не составил мнение о боевых возможностях истребителя, ибо предсерийная машина не имела полноценного целевого оборудования.
В свою очередь на «Томкэте» в начале 1974 г. выполнил ознакомительный полет на авиабазе Мирамар начальник управления авиации министерства обороны Израиля Дэвид Иври (в 1977 года он стал командующим ВВС Израиля). Иври в ходе этого полета провел тренировочный бой с самолетом А-4 из эскадрильи «Агрессоры». Иври понравилась система вооружения «Томкэта», но сам самолет израильский летчик посчитал слишком тяжелым для ведения маневренных воздушных боев.
Пелед на «Томкэте» не летал, но самолет осмотрел. Командующий ВВС отозвался о «Томкэте» прямо и непосредственно, как положено военному:
«Большая корова».
Израильтяне придавали маневренным качествам истребителя приоритетное значение. Каждый новый истребитель ВВС Израиля по маневренности превосходил своего предшественника: «Супер Мистер» был лучше, чем «Мистер» IV, а «Мираж» III лучше «Супер Мистера». Неудивительно поэтому, что командование ВВС Израиля еще до отправки делегации в США склонялись к приобретению F-15.
Итак, осенью 1974 года «команда Халиш» прибыла в США.
Первым израильтяне облетали F-15. Летчики выполнили девять полетов на двухместном TF-15A (с/н 71-0290), принадлежавшем фирме «МакДоннелл Дуглас». Полеты проводились на заводском аэродроме фирмы в Сент-Луисе. Израильский летчик пилотировал спарку из передней кабины, заднюю кабину занимал летчик-испытатель фирмы «МакДоннелл Дуглас». В одном из полетов экипаж TF-15 с легкостью одержал победу над «Фантомом», который пилотировал Омри Афек.
F-15 израильским летчикам не просто понравился, он их восхитил:
«Тяговооруженность поразительна, система управления вооружением хорошо сбалансирована и пригодна как для ведения ближних маневренных боев, так и для боев вне визуальной видимости, самолет прост в пилотировании».
Фирма «МакДоннел Дуглас» сделала все возможное для ознакомления израильской делегации с F-15. А вот фирма «Грумман», наоборот, весьма опасалась израильской проверки в момент, когда в конгрессе в очередной раз обсуждался вопрос о финансировании программы «Томкэта». Полеты израильтян на «Томкэте» организовали ВМС США, да и то лишь после заверения израильтян, что те не ставят целью давать оценку самолету вообще, а только применительно к конкретным требованиям ВВС Израиля.
На авиабазу Мирамар израильская делегация прибыла с уже сформировавшимся мнением. F-14 не понравился сразу – худший (в сравнении с F-15) обзор из кабины, самолет оптимизирован для перехвата воздушных целей на больших дистанциях.
Летчики ВМС США не уставали расхваливать «Томкэт», особо упирая на то, как легко они «делают» в маневренных воздушных боях А-4 эскадрилий «агрессоров». Аммон Арад провел на F-14 оценочный бой против ТА-4, который пилотировал Асаф Бен-Нун. Бен-Нун сбил «Томкэт» без малейших проблем, более того – Арад на вираже потерял скорость и едва не свалился в штопор. Сомнения у израильтян вызывала уже не боевая эффективность F-14, а безопасность полета.
Дальнейшие полеты израильтян на «Томкэте» после боя Арада с Бен-Нуном выполнялись для «галочки». Бен-Нун отмечал:
«F-14 не хватает тяговооруженности, в полете с большой перегрузкой или большим углом атаки наблюдается тряска, шансы на выигрыш маневренного боя с А-4 минимальны. Способность F-14 одновременно поражать несколько воздушных целей на больших дистанциях замечательна, но вряд ли будет сильно востребована в конкретных условиях Ближнего Востока».
Вердикт «команды Хадиш» был однозначен: F-15. Более того, в отчете по результатам командировки в США не рекомендовалось приобретать F-14 вне зависимости от принятия решения по самолету F-15.
Был еще один аргумент в пользу F-15: таки деньги! Где, где, а уж в Израиле их умеют считать, как нигде! За F-15 американцы просили 12,5 млн. долл., за F-14 – 17,45 млн. Кто в конечном итоге оплатил приобретение Израилем F-15, сами израильтяне или все же американцы, не совсем ясно, зато эксплуатацию самолета точно оплачивали налогоплательщики еврейского государства. Как бы то ни было, но час полета F-15 в ценах 1974 г. стоил чуть более 1000 долл., а час полета F-14 – почти 1700 долл.
источник: М. Никольский «F-14 для Израиля» «Авиация и космонавтика» 2020-01, стр.54-55