Русским Геродотом, отцом русской истории считается Василий Никитич Татищев, один из «птенцов гнезда Петрова». Он родился в 1686 году и умер в 1750-м. Его незаконченный труд «История Российская» по сей день вызывает немало споров у специалистов. Дело в том, что Татищев пользовался многими источниками, которые на сегодняшний день утрачены.
Одним из таких источников является Иоакимовская летопись.
Содержание:
Обретение Иоакимовской летописи
Свойственник Татищева монах Мелхиседек Борщёв занимался собиранием древних рукописей и оказывал Татищеву помощь в сборе им источников. 20 мая 1748 года он прислал историку бандероль с тремя древними тетрадями. Борщёв просил, чтобы Татищев, когда сделает выписки из тетрадей, отослал ему их назад для пересылки нашедшему их иноку Вениамину. Таким образом, мы не знаем, что стало с этой рукописью.
Иоаким был первым епископом Новгородским, назначенным после крещения Руси. Он скончался около 1030 года. По мнению Татищева, найденные тетради представляли собой летопись, которую Иоаким написал, будучи новгородским святителем. «О князьях русских стародавних, – писал Татищев, – Нестор-монах плохо осведомлён был, что деялось у славян в Новгороде, а святитель Иоаким, лучше сведущий, написал».
Рюрик – внук Гостомысла
В древности среди потомства Яфета были братья Славен и Скиф. Славен основал город Славенск – будущий Великий Новгород. Одним из потомков Славена был Буривой. Когда он воевал где-то на севере, в Бярмии, и был там смертельно ранен, варяги завоевали Новгород. Затем сын Буривоя Гостомысл отбил у варягов Новгород и стал править в нём. «Сей Гостомысл был муж сколь храбрый, столь и мудрый, всем соседям своим страшный, а народом его любимый за его распорядительность и правосудие».
Но все четыре сына Гостомысла погибли в битвах, а три дочери были отданы замуж за чужеземных правителей. Гостомысл просил совета у волхвов, как ему быть и кому завещать государство. И был ему вещий сон, как из чрева его средней дочери Умилы, бывшей замужем за князем варягов, произрастает древо, покрывающее своей сенью весь Новгород. И тогда волхвы посоветовали ему завещать власть детям этой Умилы.
Гостомысл созвал старейшин от словен, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им своё видение, и все единодушно решили просить князей у варягов. И так, по смерти Гостомысла, в Новгород пришли княжить сыновья Умилы, внуки Гостомысла — Рюрик с двумя братьями. Дальнейшая история по Иоакимовской летописи, как говорит Татищев, совпадает с «Повестью временных лет».
Верить или не верить?
По мнению большинства нынешних учёных, Татищев был введён в заблуждение. Иоакимовская летопись, как они утверждают, была составлена значительно позднее, веке в 17-м, каким-то неизвестным автором, присоединившим к разрозненным сведениям из других летописей немалую долю своего вымысла.
Так говорят профессиональные историки. Но им, конечно, не хотелось бы пересматривать основ того, на чём защищены сотни тысяч диссертаций. Если даже летопись от Славена до Буривоя является выдумкой, то в существовании Гостомысла нет ничего невозможного. Он не более мифичен, чем сам Рюрик. Кроме Иоакимовской летописи, он упоминается ещё в целом ряде источников 16-17 столетий. Согласно западноевропейским источикам, Гостомыслом звали короля балтийских славян в 844 году. А из балтийских славян, как считали в Западной Европе ещё в 16 веке, и вышли варяги.
Таким образом, у истоков восточнославянской государственности в Новгороде, как ни крути, стоит имя загадочного Гостомысла.