Император Рыцарь (Imperator Eques). Глава V. Правление императора Николая I в 1825-1832 годах (окончание)

18

Император Рыцарь (Imperator Eques)

Доброго времени суток, дорогие друзья!
Продолжаю публикацию альтернативы «Император Рыцарь». В третьей статье пятой главы повествуется об отношении императора Николая I к инженерному делу и приведены важнейшие российские проекты в 1825-1832 годах. К событиям альтернативного варианта развития истории (выделены темно-синим цветом) относится только возобновление государственной монополии на добычу золота, и дата создания Корпуса горных инженеров. Данные об объемах добычи золота реальные с коэффициентом 1,2 в связи с государственной программой и профессиональной деятельностью офицеров корпуса.

Предыдущие части

Глава V. Правление императора Николая I в 1825-1832 годах

Содержание:

Император-инженер

Василий Федорович Тимм «Портрет Императора Николая I в мундире Лейб-гвардии Саперного батальона верхом»

Получив в молодости хорошее инженерное образование, Николай I проявил изрядные знания в области строительной техники. Так, он сделал удачные предложения в отношении купола Троицкого собора в Санкт-Петербурге. В дальнейшем, уже занимая высшую в государстве должность, он внимательно следил за порядком в градостроительстве, и ни один значительный проект не утверждался без его подписи.

Им был издан указ, регламентирующий высоту частных зданий в столице. Указ ограничивал высоту любого частного здания шириной улицы, на которой это здание строится. При этом высота жилого частного здания не могла превосходить 11 саженей (23,47 м, что соответствует высоте карниза Зимнего дворца). Тем самым была создана известная, существовавшая до последнего времени Санкт-Петербургская городская панорама. Зная требования к выбору подходящего места для строительства новой астрономической обсерватории, Николай лично указал место для неё на вершине Пулковской горы.

В России появились первые железные дороги общероссийского масштаба, в том числе Николаевская железная дорога. Николай I впервые ознакомился с технологиями паровозостроения и строительства железных дорог в возрасте 19 лет во время поездки в Англию в 1816 году, где будущий император посетил железную дорогу инженера Стефенсона. Николай I, детально изучив технические данные предполагаемых к строительству железных дорог, потребовал расширения российской колеи по сравнению с европейской (1524 мм против 1435 в Европе), исключив тем самым возможность доставки вооружённых сил потенциального противника вглубь России. Принятая Императором ширина колеи была предложена строителем дороги американским инженером Уистлером и соответствовала принятой в то время в некоторых «южных» штатах США ширине колеи в 5 футов.

Морская оборона Санкт-Петербурга при адмирале Траверсе опиралась на систему деревоземляных укреплений возле Кронштадта, вооружённых устаревшими пушками с малой дальнобойностью, позволявшей противнику с дальних дистанций беспрепятственно их уничтожить. Уже в декабре 1827 года по указанию Императора были начаты работы по замене деревянных укреплений на каменные. Николай I лично рассматривал проекты предлагаемых инженерами укреплений и утверждал их. А в некоторых случаях (например, при строительстве форта «Император Павел Первый»), делал конкретные предложения, позволяющие удешевить и ускорить строительство.

Император внимательно подбирал исполнителей работ. Так, он покровительствовал ранее малоизвестному инженер-капитану Иосифу Заржецкому, ставшему главным строителем кронштадтских Николаевских доков. Работы были проведены своевременно, и к моменту, когда на Балтике появилась английская эскадра адмирала Нэпира, оборона столицы, обеспеченная сильными укреплениями и минными банками, стала настолько неприступной, что первый лорд адмиралтейства Джеймс Грэхем указал Нэпиру на гибельность любой попытки захвата Кронштадта. В результате петербургская публика получила повод для развлечения путём выезда в Ораниенбаум и Красную Горку для наблюдения эволюций вражеского флота. Созданная при Николае I впервые в мировой практике минно-артиллерийская позиция оказалась непреодолимой преградой на пути к столице государства.

Важнейшие российские проекты в 1825-1832 годах

Символы нации

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге

Здание, которое являлось частью ансамбля главной площади страны в то время – Дворцовой, строилось с 1819 года, когда состоялась его официальная закладка. Центральная часть здания представляет собой дугу длиной 580 метров, состоящую из двух частей, соединённых богато декорированной с помощью бронзовых скульптур триумфальной аркой в честь победы над Наполеоном. В громадном здании, помимо собственно Главного штаба, разместились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов. Полностью здание было введено в строй с завершением его отделки 24 октября 1828 года. Главный штаб и его арка с колесницей вошли в число основных архитектурных символов Санкт-Петербурга и России. Здание имеет самый длинный классический фасад в мире, 580 м.

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге

Александринский театр, новый корпус Императорской публичной библиотеки и ансамбль Александринской площади и Театральной улицы в Санкт-Петербурге – ввод в строй основных объектов

«…в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра». Архитектор Карл Росси

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Сооружение нового каменного городского театра в Санкт-Петербурге началось в 1828 году и было завершено 31 августа (12 сентября) 1832 года. В конструкции театра были использованы ультрасовременные по тем временам металлические конструкции крыши, разработанные архитектором К. И. Росси и инженером М. Е. Кларком. В то же время также по проекту Карла Росси строилась, и значительная часть других зданий Александринской площади (ныне площади Островского) перед театром, названной, как и театр, в честь Императрицы Александры Фёдоровны, супруги Императора Николая I.

В это же время в 1828-1832 годах был построен новый монументальный корпус Императорской публичной библиотеки, ныне известный как корпус Росси Российской национальной библиотеки. Помимо них, также была построена Театральная улица, ведущая на площадь к театру. На улице расположены пять монументальных офисных правительственных зданий, объединённых единым фасадом, что создаёт впечатление, что их всего два. Вся улица по длине, ширине и высоте зданий выполнена полностью соответствующей модным в то время канонам древнегреческой архитектуры. Не смотря на то, что основная часть объектов проекта была введена в строй в 1832 году, часть зданий по Театральной улице достраивались и позднее до 1834 года.

Гужевые дороги

Симферопольско-Алуштинское шоссе – шоссе, традиционно называвшееся Алуштинским в Симферополе и Симферопольским в Алуште, было построено в 1824-1826 годах. Хотя дорога с твёрдым покрытием была не очень длинной – около 45 вёрст, но пересекала Крымские горы, в связи с чем, несомненно, тянула по стоимости на крупный проект. Позднее шоссе было продлено до Ялты.

Белостокское шоссе в Царстве Польском – в этот время было завершено наполовину построенное ещё при Александре I шоссе Белосток – Варшава, идущее от Белостока на запад и примыкавшее к ранее построенному шоссе Варшава – Августов у городка Вержбиц в 3 км севернее города Сероцк.

Начало золотодобычи в Сибири

Крупномасштабная добыча и производство драгоценных металлов в Сибири развернулись ещё в конце XVII – начале XVIII веков, однако добывалось тогда лишь серебро. Золотодобыча в России началась в середине XVIII века на восточных склонах Урала (Берёзовские рудники). На территории Сибири массовая добыча золота началась в 1828-1829 годах в районе реки Сухой Берикуль в Томской губернии. Ранее золото в этих местах добывал Егор Лесной (крестьянин-старообрядец). О том, что он нашел на Берикуле золотые месторождения, узнали богатые виноторговцы Андрей Яковлевич Попов и его племянник Феодот Иванович Попов. Поповы вложили огромные деньги в разведку золота (более 2 млн рублей). В 1829 году прииск «1-я Берикульская площадь» дал 1 пуд 20 фунтов золота.

В дальнейшем Высочайшим указом императора Николая I была восстановлена государственная монополия на добычу и литье золота и сибирские прииски были изъяты в казну. В 1830 году Томские прииски дали более 4,5 пудов, а к 1835 году добыча золота выросла до 16 с лишним пудов. География сибирской золотодобычи быстро расширялась. В 1830 году было открыто золото в Салаирском кряже, в Коктекбинском, Красноярском и Минусинском округах Енисейской губернии, в 1832 году – в Ачинском уезде по рекам Урюпе, Абакане, Июсе и Казыре. В 1831 году на территории Западно-Сибирского горного округа действовало более 120 приисков, На протяжении 1830-х годов разведкой занимались сотни поисковых партий Корпуса горных инженеров[1]. Впоследствии золотые месторождения были открыты не только в Средней, но и в Западной и Восточной Сибири. В итоге добыча золота стала одной из основных отраслей сибирской экономики и весьма поспособствовала росту населения Сибири в XIX веке. Благодаря росту золотопромышленности Россия в 1830 – 1850-х годах давала до 40% мировой добычи золота и занимала первое место в мире. Так по годам добыча золота в России составила: в 1830 году – 383, в 835 году – 393, в 1840 году – 458, в 1845 году – 1307, в 1850 году – 1454 пуда. Всего с 1830 по 1855 год в России было добыто 29962 пуда (490,8 т), на общую сумму 616.395.372 рублей, что обеспечило устойчивое финансирование проводимых реформ.

Машиностроение

Реконструкция завода Берда в Санкт-Петербурге. В это время, получая постоянные крупные заказы на строительстве Исаакиевского собора и пароходов, активно расширялся крупнейший в стране частный машиностроительный завод Берда в Санкт-Петербурге.

Наука и образование

Санкт-Петербургский практический технологический институт – Высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки «людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками и или частями оных» – ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) – основано 28 ноября 1828 года по старому стилю, когда Николаем I было утверждено соответствующее Положение. Торжественное открытие кампуса института, в том числе трёхэтажного главного корпуса, и начало занятий состоялись 11 октября 1831 года.

Санкт-Петербургский технологический институт

Гидротехнические сооружения

Канал герцога Александра Вюртембергского. Канал, соединявший Мариинскую водную систему (ныне Волго-Балтийский водный путь) с бассейном Северной Двины и при проектировании и строительстве называвшийся Кирилловским, а с 1920-х годов носящий название Северо-Двинского, проектировался ещё с начала XIX века.

Канал герцога Александра Вюртембергского

Однако в то время предпочтение было отдано Северо-Екатерининскому каналу, дублировавшему его через Каму. Однако после ввода в строй последнего в 1818 году стала окончательно ясна его неудобность, в связи с чем в 1823-1824 годах были проведены повторные изыскания и доработан проект канала, утверждённый в том же году Императором Николаем I. Стартовавшее после этого строительство (земляные работы были начаты в 1825 году) было завершено уже в мае 1828 года, а 23 августа того же года канал был назван в честь организовавшего его строительство главы российского Ведомства путей сообщения Александра, герцога Вюртембергского. Проект предусматривал обустройство для прохода судов грузоподъёмностью до 160 тонн в общей сложности 67 вёрст (71 км) водных путей со строительством 17 км каналов с устройством 13 шлюзов. Позднее, в 1834 году, на канале была построена плотина «Знаменитая».

Фортификационные сооружения

Крепость Динабург – продолжение строительства. В это время в фактически вступившей в строй ранее крепости продолжались активные строительные работы, значительно её усилившие. В частности, были основаны форштадты (внешние поселения вокруг крепости), большое количество каменных оборонительных сооружений, облицованных гранитом (В то время стены из крупных хорошо подогнанных гранитных блоков были почти неуязвимы для артиллерии того времени.

Динабургская крепость

В крепости Динабург применялась очень дорогая, но самая прочная из возможных кладка стен из шестигранных гранитных призм, конструкция и качество изготовления которой при инспекции крепости генералом Опперманом в 1825 году описывалось так: «кладка каменных стен и сводов настолько хороша, что лучшей и требовать нельзя» и «способы построек эскарпов усовершенствовались до того, что дальнейшего усовершенствования и не требуется», а также множество сооружений внутри крепости, в частности три трёхэтажные казармы на 500 человек, комендантский дом с путевым дворцом Императора, три дома для офицеров, госпиталь на 500 коек, острог на 400 арестантов и провиантский склад вместимостью 1256 тонн продовольствия. Кроме того, в 1827 году было завершено строительство главного вала крепости длиной 5154 метра с гранитной облицовкой. Крепость продолжали строить и позднее.

Примечание

[1] 1 (13) января 1830 года в составе Министерства финансов Российской империи для заведывания «распорядительной и искусственной частями горного, монетного и соляного производств» был образован военизированный Корпус горных инженеров со штатным офицерским составом в 320 человек. Горные чины заменялись военными. Министр финансов был назначен главноначальствующим Корпуса Горных инженеров, при нём была учреждена должность начальника штаба корпуса. Главные структурные подразделения: Горный Совет (председатель – министр финансов), ведавший общими вопросами развития горного дела и являвшийся совещательным органом при министре; Горный учёный комитет (председатель – директор Горного департамента), занимавшийся как теоретическими, так и практическими вопросами развития горного дела; Горный аудиториат (учреждён в 1837 году для рассмотрения военно-судных и следственных дел, относившихся к горному ведомству); Штаб корпуса, ведавший инспекторской, технической и ученой частями горного ведомства.

Горный совет был переименован в Совет Корпуса горных инженеров, Учёный комитет – в Учёный комитет Корпуса горных инженеров. Горный кадетский корпус (Горный институт) был преобразован в Институт Корпуса горных инженеров с соответствующими изменениями в содержании и методах подготовки горных инженеров, которые выпускались в службу в военных чинах. В январе 1834 года была открыта Горная техническая школа при Петербургском практическом технологическом институте (готовила горных механиков и образованных мастеров для горных заводов), которая существовала до 1862 года. В 1839 году в состав технологического института вошла медальерная школа c медальерным отделением при Петербургском монетном дворе.

В военные чины Корпуса горных инженеров была переименована и часть горных чинов, находившихся в службе к моменту учреждения Корпуса горных инженеров. Ранее горные чиновники разделялись на генералов, штаб- и обер-офицеров (хотя формально военными не были). До 1834 года для отличия от чинов прочих гражданских ведомств они имели особые наименования чинов – горные чины. После учреждения Корпуса горных инженеров производство в горные чины было прекращено. В горном ведомстве были введены военные чины. Переименование в военные чины коснулось далеко не всех служащих по горному (и монетному) ведомству, но горные инженеры, выпускники Института Корпуса горных инженеров, выпускались в службу с военным чином (в основном, поручиками – X класса).

Корпус горных инженеров составляли горные генералы, штаб-офицеры и обер-офицеры. Горные инженеры вначале комплектовались из наличных «отличнейших» горных чиновников, кроме генералов, поступивших и из других родов службы, но впоследствии их состав следовало пополнять из одних воспитанников Горного Института. «Горные инженеры употребляются только в те должности, которые собственно принадлежат к распорядительной и искусственной части. Горные инженеры производятся единственно по удостоению, за отличную службу. Производство их и увольнение делается по представлениям Главноначальствующаго с высочайшего соизволения. Относительно суда и дисциплины они подлежат законам военным и особенно по горной части изданным».

Горная администрация заведовала трудом горнозаводского населения казенных заводов, и будучи призвана к надзору за отношениями к рабочим частных заводоуправлений, являвшихся распорядителями труда своих крепостных, исполняла многие задачи общего государственного управления (полиция, суд, заведование школами, госпиталями и т.п.). С освобождением горнозаводского населения от обязательного труда начался процесс специализации Горного управления.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account