Ил-2 по-американски. Vultee A-41. США

26

До сих пор не прекращаются дискуссии о значении и роли советского штурмовика Ил-2 в годы Великой Отечественной войны. Одни восхваляют его как пик советской инженерной мысли, предмет гордости и выдающееся оружие, другие же называют его «летающим гробом», усеявшим своими обломками значительную часть европейской территории от Москвы до Берлина.

Истина, как это часто бывает, находится где-то посередине. Несомненен огромный вклад этого самолета и отважных летчиков, сражавшихся на нем. Однако его недостатки столь же велики, как и его достоинства. Тяжелый бронекорпус, защищавший Ил-2 лишь от стрелкового оружия, отнимал значительную часть мощности двигателя, делая самолет неповоротливым и маломаневренным. По объему перевозимой боевой нагрузки Ил-2 уступал даже некоторым истребителям. «Ему бы двигатель мощнее, этак тысячи на две лошадиных сил!» – могли бы воскликнуть современные любители авиации. Но в Советском Союзе не было достаточно мощных авиационных двигателей, да и те, что производились, не всегда выдавали заявленную мощность. Этому были свои объективные причины – война! Западные критики могут возразить: «И немцы, и союзники обходились без штурмовиков, им вполне хватало истребителей-бомбардировщиков…» И они тоже будут правы лишь отчасти. Германия не могла позволить себе распылять ресурсы промышленности, а союзников вполне устраивало их численное превосходство в воздухе, позволявшее бросать целую эскадрилью «Мустангов» или «Джагов» на уничтожение одного танка. Но не стоит горячиться патриотам, утверждающим, что ничего подобного Ил-2 союзники создать не могли. В конце войны в США появился штурмовик, потенциально способный стать настоящим «летающим танком» – бронированный, тяжело вооруженный, одноместный самолет Vultee ХА-41.

Ил-2 по-американски. Vultee A-41. США

Этот самолет разрабатывался в рамках конкурса, объявленного в 1942 году, на создание пикирующего бомбардировщика-штурмовика для непосредственной поддержки наземных войск. К этому времени командование ВВС пришло к выводу, что этот тип самолетов должен быть одноместным, обладать характеристиками, сравнимыми с истребителями, но при этом иметь усиленную защиту и более мощное вооружение. Примечательно, что к аналогичным выводам пришли и моряки, разрабатывавшие подобные машины для палубной авиации.

В конкурсе участвовали фирмы «Kaiser-Fleetwings», «Curtiss» и «Vultee», представившие проекты ХА-39, ХА-40 и ХА-41 соответственно. Разработка первых двух проектов не продвинулась дальше создания макетов, которые послужили основой для конкурса морских палубных штурмовиков, впоследствии трансформировавшихся в прототипы XBTK-1 и XBTC-1. Что касается компании «Vultee Aircraft Corporation», то ее проект одержал победу, и 10 ноября 1942 года с ней был заключен контракт на изготовление двух прототипов пикирующего бомбардировщика. Конструкторы компании выбрали для своего самолета самый мощный из доступных на тот момент двигателей – разрабатываемый фирмой Pratt@Whitney R-4360 с заявленной мощностью 3000 л.с. В качестве вооружения рассматривалась установка двух 37-мм пушек М4 и 2-4 пулеметов калибра 12,7 мм.

Ил-2 по-американски. Vultee A-41. США

В середине 1943 года требования военных к возможности бомбометания с пикирования были отменены. Кроме того, четырехрядный двигатель Pratt@Whitney R-4360 «Wasp Major» вместо проектных 3000 л.с. выдал 3650 л.с., став самым мощным авиационным двигателем времен войны. Естественно, возникла идея использовать дополнительную мощность для усиления бронезащиты и увеличения стрелкового вооружения. В результате пикировщик превратился в бронированный противотанковый штурмовик.

ХА-41 обладал мощной броней – общая масса брони превышала 1,6 тонны – и исключительно сильным вооружением, состоявшим из четырех длинноствольных 37-мм пушек М9, значительно превосходивших по мощности предусмотренные проектом М4 (с боезапасом 50 снарядов на ствол), и такого же количества 12,7-мм пулеметов «Браунинг» (по 600 патронов на ствол). К этому добавлялось около 3 тонн различного бомбового и ракетного вооружения. Самолет успешно прошел испытания в августе 1944 года, превосходя практически все ударные самолеты США того времени. Более того, учебные воздушные бои с истребителями Р-47 и Р-51 на высотах до 4500 м показали, что 10-тонный штурмовик не уступает им по скорости и скороподъемности, а в горизонтальной маневренности даже превосходит их, уверенно «садясь им на хвост» за 3-4 виража. Несколько хуже была только скорость пикирования.

Однако программа создания бронированного штурмовика не была приоритетной. Командование считало, что с задачами непосредственной поддержки войск вполне справляются уже имеющиеся истребители-бомбардировщики и тактические бомбардировщики.

Боевые действия в Европе в последний год войны показали ошибочность этого мнения. Эскадрильи истребителей-бомбардировщиков союзников, вынужденные действовать по наземным целям, несли огромные потери, и этот «летающий танк» пришелся бы как нельзя кстати. Нет сомнений в том, что в случае принятия на вооружение он нашел бы свою нишу в завершающих боях Второй мировой войны, особенно в борьбе с танками противника, эффективного средства для поражения которых у союзников так и не появилось.

К концу войны фирма «Vultee», стремясь спасти проект, предложила переоборудовать ХА-41 в дальний истребитель сопровождения или морской ударный самолет-торпедоносец, но не получила поддержки.

Источники:

https://airwar.ru/enc/aww2/a41.html

https://modelplanes.de/u-s-army-air-force/jagdbomber-u-s-army-air-force/convair-xa-41-anigrand-resin-3/

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest


53 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account