Иран – одна из самых богатых с природной точки зрения стран в мире. При этом за 20-ый век она успела стильно настрадаться от постоянных воин. Тем более интересно, как же у них обстоят дела с авиацией? А дела у них обстоят интересно. В качестве по настоящему сильных самолётов я бы выделил: многочисленные беспилотники, например Shahed 129, к которым проявляет интерес Россия; пусть и не свои, но достойные MFI-17 и EMB-312; неплохие переработки F-5 – HESA Saeqeh и HESA Azarakhsh. Но главным винцом их творения является самолёт, подвергшийся огромному слою необоснованной критики. Итак, сегодня речь пойдёт об иранском самолёте IAIO Qaher-313 (F-313; Q-313).
Об предыстории самолёта известно те так уж и много. Но, если верить официальным иранским данным, Qaher-313 (с персидского переводится как «Укротитель») – это полностью самостоятельный самолёт, разработанный IAIO (Iran Aviation Industries Organization), которая сама по себе представляет подразделение ВВС Исламской Республики и Министерства Обороны. Также можно предположить, что разработка «Укротителя» началась не позже начала текущего десятилетия.
Официальное первое представление самолёта произошло 1 февраля 2013 года, и получилось оно, мягко говоря, неважным. На бумаге всё выглядело хорошо – аккуратный показ самолёта, как на подиуме, в присутствии президента Махмуда Ахмадинежада и министра обороны Ахмада Вахиди. Но были недочёты, которые, справедливо, вызывали уйму насмешек. Главное – самого самолёта ещё толком не было – на презентации был несуразный макет. Грубое изготовление, кресло от турбовинтового учебно-тренировочного самолета Pilatus PC-7, странная комплектация приборной доски из приборов от самолетов авиации общего назначения – и это презентовать с помпой высокотехнологичного самолёта?
Да и конструкция через чур необычная – большое ПГО, создающее эффект аэродинамической схемы «тандем»; маленькие воздухозаборники над крылом; крайне малые масштабы самолёта; один двигатель, аж от F-5. Об особенностях конструкции самолёта мы поговорим позже, сейчас же это было важно для понимания народного настроения вокруг Qaher-313.
После такого показа веры в заявления официальных об уже проведённых первых полётах до официальной презентации – верилось плохо. Не помог и сюжет государственного канала Lenziran Newsvideo, от 2 февраля 2013 года, как раз рассказывающего об этом событии. Он, напротив, наводил на прямо противоположные мысли: на экране либо летающий объект неизвестного масштаба, либо один из БПЛА Ирана.
Надо уточнить, что явную ошибку с показом нереального Qaher-313 быстро решили. 10 февраля того же года министр обороны Ахмад Вахиди в интервью ISNA (Iranian Students News Agency) сказал: «Qaher-313 выйдет на этапы рулежных и летных испытаний сразу после презентации».
После двух громких провалов на 4 года «Укротитель» пропал из медийного поля, чтобы вернутся с продуманной чёткой тактикой.
15 апреля 2017 года в присутствии главного конструктора, рассказывавшего о самолёте, телеведущих и пилота-испытателя самолёт показали вновь. На сей раз был значительно увеличенный прототип с двумя двигателями, меньшей тяги.
Новый прототип Qaher-313, получивший номер «08», благополучно выполнил рулёжные испытания и приготовился к последующим долгим этапам на пути к серийному производству.
Хотя, с того момента прошло уже 5 лет, а об каких либо лётных испытаниях не слышно. С какими проблемами столкнулись создатели мне неизвестно, но они однозначно должны были возникнуть, всё же конструкция самолёта по своей экстравагантности близка тому же F-117.
Но нужно понимать, что создание самолёта дело не быстрое. Современные высокотехнологичные самолёты, даже в экономически развитых странах, создаются достаточно долго. А здесь речь идёт об Иране. Об стране с одним из самых больших количеств санкции в истории, что даёт им небольшую поблажку.
Что же, давайте кратко структурируем всё, что нам теперь известно об этом самолёте: первый макет оказался сырым, неказистым и нуждался в доработке, что и произошло в 2017 году, когда был создан новый улучшенный прототип, который выполнил рулёжные испытания. На данном этапе, если говорить фактически, это всё что нам известно о ходе программы истребителя пятого поколения Ирана. Кстати об этом…
Первый раз, когда я узнал об этом самолёте, его так и представили: «F-313 – иранский истребитель пятого поколения». Да и пока я лазил по различным сайтам, такое суждение встречал часто. Давайте же взглянем на конструкцию «Укротителя» и выясним – правда это или нет (за эталон возьмём второй прототип самолёта).
Qaher-313 — это одноместный самолёт, сделанный по аэродинамической схеме «бесхвостка», с передним горизонтальным оперением, и оживальной формой планера, что повышает подъёмную силу самолёта. Крыло среднерасположенное, малого удлинения, большой стреловидности и с ломанной внешней трети консоли вниз. На самолёте, рядом с корневой частью, находится два киля, с небольшим развалом наружу и отдельными рулями направления. Использование двух килей, вместо одного, повышает ЭПР самолёта, за счёт уменьшения отражённого радиосигнала в боковой проекции. На ПГО, также как и на килях, отдельные рули направления. Фонарь кабины беспереплётный, такой же, как и на J-20.
Пару слов о геометрических параметрах самолёта: длина 15,5 метра; размах крыла 8 метров; высота 4,08 метра.
Многие части планера самолёта состоят из гранёных и прямолинейных частей, что является распространённым способом отражать электромагнитную волну. Также в конструкции используются радиопоглощающие материалы.
Механизация, исключая рули направления, на прототипе представлена только лишь элеронами.
На самолёте два воздухозаборника. Они находится над наплывами самолёта по обе стороны от кабины. Технология их расположения схожа с конструкцией появившейся на истребителе-бомбардировщике Lockheed F-117. За счёт использования такого строения часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в сопла, что значительно снижает ИК-заметность самолёта.
На самолёте применена двухдвигательная силовая установка. Сопла двигателей круглые, не плоские, как, на первом макете. В качестве двигателей, скорее всего, используются иранские реактивные Owj – нелицензионной копией турбореактивных двигателей General Electric J85. Если характеристики, которые были у американского двигателя, удалось перенести, то скорость Qaher-313, по меньшей мере, 1500 км/ч, что делает его сверхзвуковым. Но надо понимать, что точные данные мы узнаем с первым полётом, которого ещё не было.
Об авионики и БРЭО Qaher-313 мы мало что известно. Но, точно известно, что в кабине есть 8 аналоговых дисплеев и обычный рычаг управления, что также наводит нас на мысль о том, что системы управления подвижных поверхностей крыла и рулей направления являются гидравлическими. Но уточню, что далекоидущие выводы сделаны опираясь на приборную доску первого прототипа, ещё с однодвигательной конструкцией.
Шасси трёхопорное с передней носовой поворотной опорой, убираемой в пространство под кабиной пилота, с двумя колёсами в тележки. Основные опоры стандартные, ниши для уборки находятся в бортах фюзеляжа.
Вооружение представлено 6 ракетами воздух-воздух, таких как PL-12, или двумя 900 килограммовыми бомбами.
Примерные ЛТХ, по традиции, в комментариях.
Итак, мы с вами немножко посмотрели на конструкцию самолёта, теперь же давайте поищем источники вдохновения для этого проекта. Проще говоря, давайте найдём уже встречавшиеся решения в авиации, которые были использованы на Qaher-313, возможно это позволит нам понять роль самолёта.
Пойдём по порядку – аэродинамическая схема. Я уже сказал, что Qaher-313 – бесхвостка, с ПГО. Такая схема встречалась, и не единожды, но вот на «Укротителе» горизонтальное оперение по размерам приближается к крылу. Разумеется и такое уже встречалось в авиации. А именно на экспериментальном самолёте McDonnell Douglas X-36, построенном в масштабе 28% от реального истребителя. На этом самолёте отрабатывалась технология полёта без вертикального оперения. В итоге программу признали успешной.
Ещё одним самолётом без киля стал Bird of Prey, на котором отрабатывалась технология малозаметности и полёта без вертикального оперения. Этот самолёт, испытывавший в Зоне 51 в конце 1990-ых, лёг во основу таких самолётов, как X-45 и X-47, ударных (!) современных БПЛА, и, косвенно, в основу Qaher-313. По крайней мере проглядывается вдохновение.
Те же ломанные консоли крыла, которые, кстати, и позволяют летать без вертикального оперения; та же небольшая кабина пилота; воздухозаборники, располагающиеся над фюзеляжем (хотя, как я уже написал, это относится скорее к F-117).
Пожалуй, что и всё. Понятное дело, что иранские авиаконструкторы опирались не только на опыт этих самолётов, а вообще на все интересные иностранные решения для современных самолётов. И это вовсе не плохо. Перед созданием любого самолёта, особенно когда речь идёт об первом самостоятельном высокотехнологичном самолёте в истории страны, стоит опереться на опыт коллег из других стран. Так было с Китаем и его J-10 (или J-11, или JH-7); с Тайванем и его F-CK-1; с Японией и их X-2; с Швецией и их Saab JAS Gripen 39. И так далее.
Что же до роли Qaher-313 в войсках? Несмотря на возможность нести ракеты воздух-воздух «Укротитель» будет малозаметным тактическим бомбардировщиком. Я могу это обосновать. Во-первых, у Ирана есть план создания своего самолёта пятого поколения, но, как ни странно, им оказался не Qaher-313, а некий HESA Shafaq. И конструкция этого самолёта, в отличии от нашего сегодняшнего героя, как раз подходит к идеям высокоманнёвренного воздушного боя, а именно такую концепцию, судя по всему, выбрали ВВС Ирана для своих высокотехнологичных самолётов (что также можно обосновать преимуществом в цене самолётов, созданных по такой доктрине). К слову, также ходят слухи о покупке Ираном зарубежных самолётов пятого поколения, Су-57 или J-31, что также обосновывает мою теорию. И во-вторых, характеристики и конструкция Qaher-313 лучше подходят для штурмовых миссий и прорыва ПВО противника на малых высотах. То есть, его дизайн с плоскими частями походит на другой концептуально близкий штурмовик – F-117, снятому с вооружения, во многом, из-за неэффективности использования узкоспециализированного штурмовика в сравнении с более многофункциональными F-22 и F-35.
Резюме
Переходим к выводу. Qaher-313 – это, также как и наш прошлый герой, крайне интересный прецедент для авиации. До сих пор много спорных суждений о реальных способностях самолёта. Да, они обоснованы, медленным развитием проекта и смазным показом самолёта в 2013 году, но они не своевременны. При том дизайне, который выбрали иранские авиаконструкторы, разработка однозначно будет идти долго. Тем более, когда это не просто экономичный полу-экспериментальный самолёт, каким был например вездесущий F-117, а самый ответственный и сложный проект за всю историю авиации страны…
Такой самолёт как Qaher-313 нельзя не создать.