Продолжение (я надеюсь на это) небольшого, но интересного цикла статей из жж уважаемого Николая Колядко ака midnike.
К 19.00 6 июня 1942 г. на палубу АВ «Энтерпрайз» сел последний в тот день вылет. Это были два «Донтлесса», отправленных на фоторазведку результатов многочисленных атак палубной авиации 16-го оперативного соединения на «два линкора с эскортом», каковые оказались двумя тяжёлыми крейсерами типа «Могами» и двумя эсминцами типа «Асасио». К тому моменту соединение находилось уже в 400 милях [740 км] западней Мидуэя, и к утру оно оказалось бы в пределах досягаемости японской ударной и истребительной авиации, базировавшейся на атолл Уэйк. Командир 16-го ОС контр-адмирал Рэймонд Спрюэнс решил, что они уже достаточно испытывали судьбу, и в 19.07 отдал приказ отвернуть на северо-восток, в направлении точки рандеву с танкерами.
Спустя некоторое время командира авиагруппы «Энтерпрайза» посетили командиры эскадрилий. Всем было понятно, что предстоит как минимум суточная передышка, и офицеров беспокоило, что сутки без боевой накачки плохо повлияют на моральное состояние лётного состава, который и так второй день наблюдает слишком много пустых коек в своих кубриках. В общем, с этим надо было что-то делать. Капитан 3-го ранга Уэйд МакКласки выслушал подчинённых, согласился с ними, и отправился уже к своему начальству. Вскоре он вернулся и сообщил о неофициальном разрешении «с самого верха» на предмет позволить лётному составу немного «R&R», то бишь «отдохнуть и расслабиться». Случилось то, что один из участников мероприятия назвал впоследствии «победой здравого смысла над уставом». Данное разрешение сопровождалось неофициальным же напоминанием, что бухать следует с соблюдением древних военно-морских традиций. А именно – по кораблю в нетрезвом виде не шорохаться, беспорядки не нарушать и начальству на глаза не попадаться. По «Энтерпрайзу» был немедленно кинут клич, и личный состав дружно полез в заначки, дабы проставиться перед своими героическими летунами.
Злые языки поговаривали, что в ту ночь к живительной влаге приложился далеко не только лётный состав корабля, при этом в журналах авианосца за 7 июня 1942 г. отсутствуют упоминания о каких-либо ЧП или дисциплинарных наказаниях. Либо личный состав и вправду провёл пьянку в образцовом соответствии с традициями, не попадаясь, либо все залётчики были сразу амнистированы. Для большей части экипажа «Энтерпрайза» сражение при Мидуэе на этом закончилось, но не для всех.
Последние спасённые лётчики Мидуэя. Экипаж «Девастейтора» из 6-й торпедоносной «Энтерпрайза», сбитого 4 июня, мичман А. У. Уинчелл и матрос 3-го класса Д. М. Коссит были обнаружены патрульной «Каталиной» лишь 17 дней спустя. Мидуэй, 21 июня 1942 г.
ПОТЕРИ АВИАГРУППЫ АВ «ЭНТЕРПРАЙЗ» 4-6 ИЮНЯ 1942 г.
Эскадрилья | Состав | Потери матчасти | Потери л/с | Спасено л/с |
6-я истебительная | 27 F4F-4 | 1 (4%) | — | 1 (4%) |
6-я разведовательная | 19 SBD-3 | 11 (58%) | 14 (37%) | 4 (11%) |
6-я бомбардировочная | 18 SBD-3 | 13 (72%) | 12 (33%) | 6 (17%) |
6-я торпедоносная | 14 TBD-1 | 11 (78%) | 18 (64%) | 2 (7%) |
Всего | 78 | 36 (46%) | 44 (34%) | 13 (10%) |