53 года назад, 4 апреля 1965 года вьетнамские летчики на советских истребителях МиГ-17Ф одержали первые воздушные победы в десятилетней войне с американскими агрессорами. Перехватчики из 921-го полка ВВС ДРВ под управлением пилотов Тран Ханя и Ле Минь Ханя внезапно атаковали снизу четверку истребителей-бомбардировщиков F-105 «Тандерчиф», летевшую бомбить мост в городе Хамджонг.
Американцы атаку прозевали, и это позволило вьетнамцам сблизиться для открытия прицельного огня. С дистанции 400 метров Тран Хань первой же очередью попал в фюзеляж самолета майора Фрэнка Беннета. Из перебитых шлангов на раскаленный двигатель хлынула гидросмесь, «Тандерчиф» вспыхнул, но им еще можно было управлять. Беннет, чтобы избежать плена, попытался увести горящую машину к Тонкинскому заливу, где над нейтральными водами кружили американские спасательные вертолеты. Это ему удалось, но катапультировался он неудачно и спасатели через полчаса выловили из воды труп.
Ле Минь Хань так же метко, с первой атаки, поразил самолет капитана Джеймса Магнуссона. Капитан успел крикнуть в ларингофон, что его машина потеряла управление и он вынужден катапультироваться над вражеской территорией, но в этот момент самолет взорвался. Останков пилота так и не нашли. Остальные два «Тандерчифа», экстренно сбросив бомбы и включив форсаж, ушли в сторону моря.
К сожалению, этот победный бой имел печальное для вьетнамцев завершение, о котором не писали в советских газетах. При возвращении на свой аэродром Ле Минь Хань был сбит по ошибке вьетнамскими зенитчиками, принявшими его за американца. Воспользоваться катапультой он не смог, возможно, погиб еще в воздухе. Вьетнамское информагентство VNTTX позже заявило, что летчик пал смертью храбрых в схватке с врагом.
4 апреля во Вьетнаме отмечается как праздник – День Военно-воздушных сил. Но этот же день можно считать праздником наших авиастроителей и авиаконструкторов – создателей боевых машин, способных одерживать верх в боях с самолетами сильнейшей мировой державы.