«И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»
Интересная статья из жж Андрея Фирсова.
За что расстреляли Смушкевича? редко можно так наглядно увидеть ответ — главком ВВС вглядывается в модель истребителя. Не, не «МиГа» и не «Яка». Думаю, редкий любитель авиации опознает, что это за самолет, хотя «профи» сразу скажут — ИС-4 — «истребитель складной», своеобразный «трасформер» из биплана в моноплан
Звезда Смушкевича взошла в Испании. Там наша авиация была представлена двумя истребителями — бипланом И-15 и монопланом И-16. В принципе тогда уже догадывались, что будущее за монопланами — И-15 не считался перспективным истребителем и уже завершался производством. Однако, однако в Испании И-15 показал себя неожиданно хорошо. Дело в том, что наши летчики использовали в основном тактику воздушного боя на виражах, как в Первую мировую. Хотя моноплан И-16 и имел большое крыло и, соответственно, неплохую маневренность, сравниться с бипланами он в этом плане не мог. Правда, он мог догнать любой самолет врага, но потом… Потом, правда, немцы применили в Испанию воздушный бой на вертикалях… Но наши выбрали «свой путь» — теорию скоростного и маневренного истребителей — один догоняет и связывает боем, второй ведет бой на виражах. В результате по итогам первых боев в Испании было решено продолжить выпуск И-15 уже как И-15бис. Поликарпов развил тему, сделав И-153 «Чайка» с убирающимся шасси:
В мире производство бипланов уже завершали, но… опять конфликт — с японцами на Халхин-Голе, Смушкевич везет туда И-153
Нельзя сказать, что «Чайки» показали себя вундерфаффеном, но точно лучше И-15бис, да и японцы были сильным противником, но на истребителях из уходящей эпохи…
Тем не менее по итогам Халхин-Гола теория двух истребителей получила новый импульс — И-153 пошел в крупную серию. Тут надо сказать, что благодаря «Чайке» взошла звезда конструктора истребителей Микояна — как представитель КБ Поликарпова он был направлен на авиазавод №1 для помощи в организации серии. Микоян, как бывший военпред, хорошо знал как требования ВВС, так и проблемы производства. Благодаря его участию И-153 «Чайка» стал самым массовым серийным нашим истребителем в последний предвоенный год! Но, биплан… Правда, по планам уже в 1941 г. И-153 должны были сдать в штурмовые полки и заменить на истребители нового поколения. Ага, вот только планы перевооружения «почему-то» сорвались… Вот так и получилось, что самыми новыми нашими истребителями в начале Великой Отечественной оказались бипланы — как в Первой мировой войне, если добавить к этому «оружейную драму», из-за которой все они были вооружены только пулеметами винтовочного калибра ШКАС, то причины «погрома» лета 1941 г. как-то не удивляют…
Но руководство ВВС РККА на И-153 не планировало останавливаться! Поликарпов уже готовил «новый» истребитель-биплан — И-190:
В вот на фоне всего этого «благолепия» к Смушкевичу приходит его знакомый летчик-испытатель Шевченко с гениальной идеей сделать истребитель-биплан с убираемым нижним крылом — взлетает как биплан, потом превращается в моноплан — догоняет врага, а потом как биплан ведет маневренный бой! Идея правда, была известного в узких кругах авиаконструктора Никитина, но тот рассудил, что одному пробить ее будет трудно, вот и привлек к идее «свадебного генерала» — один проектирует, другой — бегает по кабинетам, утрясая вопросы своим авторитетам (кстати, схема очень неглупая!) В результате появился опытный истребитель ИС-1, хорошо знакомый любителям авиации:
Правда, все же летные данные были «не айс», потом как все это будет работать при полевой эксплуатации, при боевых повреждениях, да и «по-мелочи» есть вопросы к аэродинамике…
В результате доработок появился «дублер» с еще более мощным мотором:
Только М-88 довести до войны особо не получалось… И тогда Шевченко, в развитии схемы, так сказать, предложил перейти на двигатель водяного охлаждения — стильно, модно, мощно… Вот так и появился проект истребителя ИС-4, который Смушкевич так «вожделеет» на картине. А потом Смушкевичу вспомнят все: и сорванное развертывания ВВС перед войной, и бипланы, и высокую аварийность, и тандем с Бабуриным в попытке скинуть Шпитального — «оружейную драму» … Не знаю, придумал ли Селеван Юнонов в своей повести «17 мгновений весны» фразу в устах Сталина: «ЧК беспощадно не только к врагам, но и к тем, кто дает врагам шанс на победу!» или ему кто-то «подсказал», реально слышав ее от источника, но тут она подозрительно подходит.
Да, собственно «хотел рассказать о сверчке»(с)…
Обратите внимание на красно-серебристую окраску модели истребителя на столе Смушкевича.
Дело в том, что опытный ИС-1 довольно популярен среди моделистов, но вот единого мнения по его окраске нет:
Видно, что она сильно нестандартна, но все фото — черно-белые и собственно в какие цвета Шевченко красил самолет, каждый толкует по-своему:
А вот такую окраску предлагает «А-модель» для единственной еще доступной модели самолета:
Но дело в том, что в проектах Шевченко, там где присутствуют цветные рисунки, окраска опытных самолетов предлагается в основном в красный цвет:
А? «идеальный истребитель Смушкевича» — ИС-4 (уже с носовой убираемой стойкой!) — окраска как на модели перед.
Понятно, что это была гипотеза — хотя и наиболее вероятная. Но тут в музее Жуковского открылась небольшая художественная экспозиция картин … летчика, героя Советского Союза Юмашева Андрея Борисовича — 18 марта исполнилось 120-летие со дня рождения. Оказывается Юмашев очень неплохо рисовал — особенно … самолеты 🙂 Не хуже, чем, например, Арцеулов или Леонов.
И вот среди его картин оказался наш старый знакомый:
Думаю, вопросы о его окраске отпадают 🙂
И все же прототип интересный — это не отнять.