Однажды — примерно в первой половине 1938 работая над недавно начатым проектом истребителя И-153 многоуважаемый Н.Н. Поликарпов случайно опрокинул стоявшую у него на столе модель будущего истребителя вверх колесами… Вздохнув с легкой досадой он было протянул руку к макету но вдруг глубоко задумался…
А потом принялся что то быстро набрасывать на листе бумаги…
Впрочем злые языки — главным образом из эмигрантов и «инакомыслящих» писали что дескать конструктор просто увидел американский авиационный журнал или вообще донесение «агентов ОГПУ» из США где как раз начались работы над палубным истребителем «Корсер».
Так или иначе -эскизный проект истребителя позже ставшего известным как И-173 был готов через несколько дней и вместе с обоснованием отправлен руководству ВВС РККА. Заявленные ТТХ его весьма понравились армейцам а то что никаких особых изменений на авиазаводах его производство не повлечет — понравилось ведомству тогда еще тов. Кагановича.
А потом принялся что то быстро набрасывать на листе бумаги…
Впрочем злые языки — главным образом из эмигрантов и «инакомыслящих» писали что дескать конструктор просто увидел американский авиационный журнал или вообще донесение «агентов ОГПУ» из США где как раз начались работы над палубным истребителем «Корсер».
Так или иначе -эскизный проект истребителя позже ставшего известным как И-173 был готов через несколько дней и вместе с обоснованием отправлен руководству ВВС РККА. Заявленные ТТХ его весьма понравились армейцам а то что никаких особых изменений на авиазаводах его производство не повлечет — понравилось ведомству тогда еще тов. Кагановича.
Машина имела сильно изогнутое крыло типа «обратная чайка», причем стойки убирающегося шасси были расположены в районе излома крыла. Это позволило сделать большой воздушный винт отсюда и заметно улучшенные скоростные характеристики.
Поликарпов стремился максимально перевооружить истребитель для современного воздушного боя. Съемным сделали кислородное оборудование, устаревшие пулеметы заменили на четыре «Шкаса» -а позже -на две пушки «ШВАК». Большой винт позволил достичь скорости 540 км/ч.
Кроме того, многое в конструкции было пересмотрено -например появилась бронеспинка. Поскольку воздушный винт увеличенного диаметра создавал значительный реактивный момент, чтобы компенсировать его, конструкторам пришлось развернуть киль самолёта на 2 ‘ влево от центральной оси фюзеляжа. Дополняли вооружение как и на предшественниках — 8 РС-82.
1 декабря 1938 года знаменитый Валерий Павлович Чкалов совершил на нем пробный полёт а в войска машина начала поступать уже следующей весной. Машина не была идеальной — и имела в значительной мере те же недостатки что ее заокеанский «двоюродный брат». (Правда они во многом нивелировались тем что И-173 не должен был садиться на авианосцы — так что прозвище вроде «убийца новичков»(с) он не получил).
В Испанию «Чайки» опоздали -так что первым сражением где они участвовали — стали бои на Халхин-Голе в середине 1939 г. В июле-августе в район боевых действий прибыло в общей сложности 50 И-173, показавших заметное преимущество над японским Ки-27.
Серийное производство осуществлялось московским авиазаводом № 1, выпустившим до 1941 г. 3500 самолетов И-173 (1000 в 1939 г., 2400 в 1940 г. и 1064 в 1941 г), из них 400 с моторами М-63, остальные — с М-62.
Как бы то ни было -летом 1941го советская авиация имела массовый истребитель по крайней мере сопоставимых с Ме-109 боевых и скоростных качеств, причем позволявший не тратить много усилий на переучивание пилотов после И-15 и И-16 -как и на переучивание механиков и аэродромных служб.
Он хоть и не смог переломить общий драматический ход боевых действий но доставил немцам немало неприятностей — о его оценке нацистами хорошо говорит название которое дали И-173 немецкие пилоты -«тойфель». (Посчитав превзошедшие к осени 1941-го любые ожидания потери люфтваффе заместитель Геринга Эрнст Удет покончил с собой.)
Таким образом -как отметят позже и отечественные и иностранные историки — в лице И-173 советская авиация получила аналог Т-34 на земле — «самолет Победы».
Не случайно первая авиачасть ставшая в ноябре 1941го гвардейской — 29-й ИАП, воевал именно на «чайках». Полк этот переброшенный в первые недели войны с Дальнего Востока за два месяца боёв сбил 50 немецких самолётов при потере 20 своих.
Высокие характеристики, боевая живучесть и мощное вооружение обусловили рекордное для РККФ соотношение сбитых и потерянных самолётов(правда и соотношение боевых и небоевых потерь было невеселым).
Зимой 1942 самолет этот первый раз обеспечил заметный перелом в боевых действиях — 7 сводная истребительная дивизия не позволила создать воздушный мост в Демьяновский котел что привело к его успешной ликвидации — из окружения вырвалась всего две дивизии из двенадцати. Как написал потом Э.Манштейн — именно этих дивизий ему не хватило для успешного завершения Харьковской операции.
Начиная с середины 1942 года пилоты РККА стали применять тактику «бей и беги» -нанесшую еще больше ущерба люфтваффе.
В том же 1942 был сделан первый И-173-бис с мотором М105П на 1700 л.с. и металлическим трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61-А диаметром 4 м.
На И-173-бис было установлено кислородное оборудование, обеспечивающее нормальные условия работы лётчика на высотах от 4500 до 10 000 м.
А в конце 1943 немцы даже начали делать копию «чайки» -ФВ-195 -впрочем не внесший сколь нибудь заметного вклада в боевые действия…
Зато И-173-бис состоял на вооружении до начала 50х и даже переведался со своим американским «кузеном» в корейском небе -хоть и без особого успеха.
Китайский клон «чайки» продержался до 60х годов а югославский -до начала 1970х