Hurricane FH.40. Моноплан-биплан. Великобритания. 1942г.
В начале 40-х годов конструкторы фирмы Hillson занялись проблемой создания истребителя с укороченным взлетом и посадкой (УВП). К работе им удалось привлечь В.Р. Чоуна, ранее работавшего в фирме Blackburn Aircraft. Чоун обратил внимание на, казалось бы, отжившую себя схему биплана. И вот почему — такой самолет должен был использовать аэродромы с меньшей ВПП. Для отработки этой идеи был построен самолет — уменьшенная копия, получившая обозначение Bi-Mono. Самолет продули в аэродинамической трубе Royal Aircraft Establishment в Фарнборо и провели испытания в 1941 году.
Только после этого военное министерство передало в 1942 году фирме Hurricane I (серийный 321, бывший L1884) канадской постройки для постройки истребителя, получившего обозначение FH.40.
Специалистам фирмы Hillson удалось установить на него дополнительное верхнее крыло, равное по размаху и форме нижнему. Необходимую жесткость бипланной коробке обеспечивали две N-образные стойки и два подкоса, идущие от верхнего крыла к фюзеляжу. Состав вооружения и винтомоторная группа не претерпели изменений. После всех доработок выяснилось, что масса истребителя выросла на 340 кг, что совместно с увеличением коэффициента сопротивления, вызванного дополнительным крылом, повлекло за собой неизбежное уменьшение скоростных характеристик самолета.
В течение 1942 года провели несколько лётных тестов. Командование RAF проявило некоторую заинтересованность к бипланному варианту Hurricane, и в сентябре 1943 года истребитель передали на официальные испытания в A&AEE (Aeroplane and Armament Experimental Establishment). Уже тогда стало ясно, что противостоять современным немецким самолётам FH.40 не сможет, поэтому испытательный цикл быстро завершили, а самолёт продолжили использовать для различного рода тестов. Его карьера завершилась в феврале 1944 года – FH.40 был разбит при неудачной посадке и восстановлению не подлежал.
Следует упомянуть также о ряде интересных экспериментов, проводившихся с «Харрикейнами». Одна машина в начале 1941 г. испытывалась с ракетными ускорителями в попытке решить проблему взлета с маленьких площадок при перегрузочном весе. Фирма «Флайт рефьюэлинг» пыталась увеличить радиус действия истребителей сопровождения буксировкой за бомбардировщиком. «Харрикейн» тащили нейлоновым тросом, цепляя за замки на крыльях. Таким способом хотели перебрасывать самолеты на Мальту, но более традиционная схема победила. Существовал также совместный проект «Хаукер» и «Шорт бразерс», предусматривавший размещение истребителя сверху на фюзеляже бомбардировщика.
Модификация: FH.40 Hurricane
Размах крыла, м: 12.20
Длина, м: 9.59
Высота, м: 3.96
Площадь крыла, м²: 23.93
Масса, кг:
- пустого самолета 2220
- нормальная взлетная 3328
Тип двигателя: 1 ПД Rolls-Royce Merlin III
Мощность, л.с.: 1×1030
Максимальная скорость, км/ч: 468
Практическая дальность, км: 800
Экипаж: 1
Вооружение: восемь 7.7-мм пулеметов
От себя добавлю, что скорее всего эти эксперименты имели другую, более конкретную и практичную цель. В попытках защитить свои морские конвои от ударов авиации Люфтваффе, британцы начали монтировать на транспортные суда катапульты с “Си Харриерами”. При этом, это были самолеты одного боевого вылета. Стартовав с корабля и выполнив или не выполнив боевую задачу, пилот покидал самолет на парашюте, приводнялся и ожидал когда его подберет корабль сопровождения. Самолет, естественно, погибал. Тактика самообороны была очень расточительная и требовала лучшего решения.
По всей видимости, данный проект — попытка быстрого решения этой проблемы. Создать самолет, который сможет взлетать и садиться на небольую, настроенную на транспортном корабле палубу. C появлением конвойных авианосцев США, эта проблема стала решаться и потребность в двухкрыльном истребителе самообороны отпала.
Как антипод FH.40, вспоминается более ранняя и технически продуманная схема самолета с складывающимся крылом советского летчика/авиаконструктора Шевченко ИС-2 и ИС-4.
Источник: http://www.airwar.ru/enc/fww2/fh40.html