ХР-47В — динозавр с турбокомпрессором

14

6 мая 1941 года впервые поднялся в воздух самолет ХР-47В — первый прототип будущего истребителя Р-47 «Тандерболт» — самого крупного, тяжелого и мощного одномоторного поршневого истребителя Второй мировой войны. Неудивительно, что такой самолет родился в США, но интересно то, что его разработал бывший подданный Российской Империи, уроженец Грузии и выпускник Петроградского технологического института Александр (Сандро) Картвели.

ХР-47В - динозавр с турбокомпрессором

Когда в 1921 году Грузия была «советизирована» Красной армией, Картвели, обучавшийся в парижском Высшем авиационном училище, решил не возвращаться на родину. В 1927 году он перебрался в Штаты и поступил на должность главного конструктора в авиастроительную фирму, основанную другим эмигрантом из России Александром Северским. Картвели занимал эту должность до начала 1960-х, а с 1939 года одновременно являлся вице-президентом фирмы, получившей в том же году название «Рипаблик».

О будущем Р-47 Картвели говорил:

«это будет динозавр, но — элегантный».

Действительно, на фоне своих современников ХР-47В выглядел настоящим монстром: огромный, толстый, взлетная масса — 5,5 тонн, длина фюзеляжа — 11 метров, мощность 18-цилиндрового мотора — 2000 лошадиных сил, вооружение — шесть крупнокалиберных пулеметов. Летные характеристики тоже были впечатляющими: максимальная скорость — 663 км/ч на высоте 7 километров, потолок — 12 000 метров и весьма неплохая при такой массе скороподъемность — 914 м/мин.

В дальнейших модификациях форсажная мощность двигателя возросла до 2800 л.с., скорость — до 750 км/ч, потолок — до 13 000 м, взлетная масса — до девяти тонн, вооружение — до восьми крупнокалиберных «Кольт-Браунингов». Самолет получил возможность носить до 1800 кг подвесной боевой нагрузки — бомб и ракет, Для сравнения, максимальная бомбовая нагрузка советского трехместного двухмоторного бомбардировщика Пе-2 была почти в два раза меньше, при этом его скорость не превышала 540 км/ч, а потолок — 9000 м.

Высокие летные характеристики, помимо мощного мотора и хорошей аэродинамики, обеспечивал турбокомпрессор. «Тандерболт» стал первым в мире крупносерийным одномоторным истребителем, оснащенным этим агрегатом. Конструкция силовой установки Р-47 получилась очень сложной и дорогой, из-за чего цена самолета достигала 85 тысяч долларов (примерно вдвое дороже «Аэрокобры»), но американцы считали, что характеристики машины это окупают.

И их расчет оправдался. «Тандерболт» оказался самым живучим и выносливым дневным одномоторным истребителем Второй мировой войны. На полмиллиона боевых миссий пришлось всего 824 боевые потери, то есть, одна потеря на 620 вылетов. При этом «Тандерболты» активно использовались не только в качестве истребителей сопровождения и «чистильщиков воздуха», но и как штурмовики, действуя с малых высот по наземным целям, зачастую прикрытым мощной ПВО. Однако, если сравнить их боевую живучесть с «летающим танком» Ил-2, у которого даже в конце войны одна потеря приходилась в среднем на 90 вылетов (а в начале — всего на 13), то становится как-то грустновато.

О том, насколько интенсивной была боевая работа «Тандерболтов», свидетельствуют следующие цифры: За годы войны они сбросили 132 тысячи тонн бомб, выпустили 60 тысяч ракет и расстреляли более 135 миллионов патронов. По заявкам пилотов Р-47, они уничтожили, помимо прочего, 86 тысяч железнодорожных вагонов, 68 тысяч автомобилей, девять тысяч локомотивов, шесть тысяч танков и бронемашин, а также — 3315 самолетов на аэродромах. Еще 2752 вражеских самолета «Тандерболты» сбили в воздушных боях. Конечно, эти заявки наверняка преувеличены, иначе и быть не может, но порядок цифр впечатляет.

Всего в 1942-45 годах было построено 15 660 «Тандерболтов», в основном — в модификациях Р-47D и P-47N. Помимо США, они состояли на вооружени в 23 странах. Последними их списали перуанцы в 1963 году. «Динозавры» могли бы служить и гораздо дольше, но к тому времени все более-менее развитые страны перешли на реактивные машины, а бедным и слаборазвитым эксплуатация «Тандерболтов» была не по карману.

На заставке XР-47В в начале летных испытаний весной 1941 года. Пулеметы еще не установлены.

ХР-47В с вооружением и в защитной окраске 

ХР-47В с вооружением и в защитной окраске 

Турбокомпрессорный агрегат "Тандерболта" с воздуховодами высокого давления и интеркулером.

Турбокомпрессорный агрегат «Тандерболта» с воздуховодами высокого давления и интеркулером

Схема силовой установки Р-47

Схема силовой установки Р-47

Структура фюзеляжа Р-47 без оборудования

 Структура фюзеляжа Р-47 без оборудования.

Последняя и самая совершенная серийная модификация Р-47N.

Последняя и самая совершенная серийная модификация Р-47N

Окраски Р-47N из 333-го скуадрона ВВС США, воевавшего летом 1945 года на Тихоокеанском ТВД. На верхней машине видны отметки о восьми сбитых японских самолетах.

Окраски Р-47N из 333-го скуадрона ВВС США, воевавшего летом 1945 года на Тихоокеанском ТВД. На верхней машине видны отметки о восьми сбитых японских самолетах

Сандро Картвели с помощью самолетика охмуряет девушку.

Сандро Картвели с помощью самолетика охмуряет девушку


Источник — https://vikond65.livejournal.com/903663.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account