«Хорошо, но мало»

20
«Хорошо, но мало»

«Хорошо, но мало»

Содержание:

Мнение о роли бронетранспортёров и бронеавтомобилей на советско-германском фронте обычно прочно формируется ещё в юности при просмотре советских фильмов. Отечественные кинематографисты могли рассчитывать лишь на один образец псевдонемецкой техники, по экранам кинотеатров обычно катались чешские «Татры» OT-810, изображавшие знаменитые «Ханомаги» Sd.Kfz. 251. Многочисленные советские броневики начала войны большей частью погибли на западных границах, и основу парка лёгкой бронетехники РККА составили БА-64 и бронетранспортёры, полученные по ленд-лизу, а также трофейные немецкие бронеавтомобили. Действия советских подвижных отрядов осталась не освещёнными кинематографистами, хотя именно эти небольшие группы на «Виллисах», «Доджах», «Скаутах», трофейных «Ханомагах», изредка усиленные лёгкими танками или самоходками, в буквальном смысле «первыми врывались в города». Они громили тылы противника и перерезали магистрали на путях его отхода, чем вносили весомый вклад в успех советских наступательных операций второй половины войны. Как советские офицеры и солдаты оценивали свои бронетранспортёры и бронеавтомобили?

Отсутствие как главный недостаток

Хотя массовое производство бронетранспортёров в СССР в ходе войны развернуть не смогли, Красная армия широко применяла ленд-лизовскую и трофейную технику. Как и в случае с другими видами вооружений, накопленный боевой опыт регулярно собирался и обобщался. Сразу же после Победы в войска поступил отдельный опросник, призванный суммировать данные об использовании данного вида техники за всю войну:

«Для разработки вопросов, связанных с дальнейшим развитием бронеавтомобилей и бронетранспортёров в Красной Армии, командующий БТиМВ КА маршал бронетанковых войск тов. Федоренко приказал предоставить данные, обобщающие опыт отечественной войны в области применения этих машин. Желательно наиболее подробно осветить следующие вопросы:

1. Тактическое использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров в частях Красной Армии (привести наиболее типичные примеры боевых операций).

2. Как использовались бронеавтомобили и бронетранспортёры в армии противника. Дать оценку машин противника, указав лучшие марки.

3. Общие положения по тактическому использованию бронеавтомобилей и бронетранспортёров на основании опыта Отечественной войны.

4. Конструктивные недостатки советских и союзных бронеавтомобилей и бронетранспортёров.

5. Общие положения по конструкции новых бронеавтомобилей и бронетранспортёров (вес, бронирование, вооружение, проходимость, скорость и прочее).

Указанные материалы прошу передать в Управление бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА не позднее 20 июля 1945 года».

Красноармейцы на броне трофейного немецкого бронетранспортёра Sd.Kfz. 251 на улице одного из европейских городов. Во избежание «дружественного огня» во весь лобовой лист брони нанесена красная звезда

Красноармейцы на броне трофейного немецкого бронетранспортёра Sd.Kfz. 251 на улице одного из европейских городов. Во избежание «дружественного огня» во весь лобовой лист брони нанесена красная звезда

Не сложно представить, что основной вывод, который поступил из частей, звучал примерно как «дайте ещё и больше!» В большинстве случаев отчёты касались двух машин — советского бронеавтомобиля БА-64 и американского бронетранспортёра M3A1, реже встречались упоминания более дефицитных M17:

«Бронемашины и бронетранспортёры применялись преимущественно при ведении разведки в наступательных боях, при преследовании противника (в оперативной глубине), для разведки боем, для связи с разведорганами.

Бронетранспортёры, имея большую скорость и достаточную проходимость по просёлочным дорогам, позволяли хорошо маневрировать на поле боя, их броня хорошо защищает от мелких осколков снарядов и ружейно-пулемётного огня. Все эти качества, плюс большая насыщенность пулемётным и автоматным огнём давала возможность вплотную соприкасаться с противником, захватывать пленных, а также преследовать противника при отступлении».

При этом отмечалось желание иметь больше бронетранспортёров и для других целей:

«Опыт войны показал, что необходимо также посадить на бронетранспортёры сапёрные части танковых войск. Необходимо также часть радиостанций штабов армий, корпусов и бригад монтировать на бронетранспортёрах, специально для этого предназначенных. Такое положение сделает радиосвязь более устойчивой, а значит и управление, уменьшит потери личного состава частей связи и повысит их манёвренность в зоне обстрела».

Можно предположить, что подобные идеи появились не на пустом месте — в другом рапорте отмечалось, что

«в каждом мотобатальоне противника имелся радийный бронетранспортёр, обеспечивающий надёжную связь».

Количество произведённых немцами бронетранспортёров, хотя и со скрипом, позволяло использовать эти машины в качестве «танкового шлейфа»:

«Противник бронетранспортёры использовал для подброски пехоты во время боя непосредственно на передний край. Во время танковой атаки непосредственно на бронетранспортёрах метрах в 200 двигался десант, одновременно поддерживал огнём танки и давал целеуказание. Наилучший бронетранспортёр противника 250-251: хорошая проходимость, наблюдение, вооружение, защитная броня от пуль и осколков».

Интересную оценку технике противника дали в 45-м гвардейском танковом полку. Танкисты отмечали, что трофейных машин на вооружении не имели, но оценивали их не слишком высоко:

«Все бои с участием бронетранспортёров со стороны противника оттенили плохие боевые качества их и в большинстве случаев заканчивались полным уничтожением большого количества участвующей в бою техники противника».

Колонна 13-й гвардейской мехбригады на марше в Венгрии. В кадр попали полугусеничные бронетранспортёры M2 или M3 и бронеавтомобили M3 «Скаут»

Колонна 13-й гвардейской мехбригады на марше в Венгрии. В кадр попали полугусеничные бронетранспортёры M2 или M3 и бронеавтомобили M3 «Скаут»

Впрочем, обычно и другие части не особо озадачивались точными определениями для вражеской техники, сваливая в одну кучу бронетранспортёры, тяжёлые артиллерийские тягачи на полугусеничном ходу, зенитные системы и даже «гусеничные мотоциклы». Также иногда встречались упоминания о заслуживающих внимания немецких многоосных броневиках. В целом же уважение и зависть вызывали не какие-то особые качества немецкой техники данных классов, а само её наличие, количество и разнообразие.

С бронёй как без брони

Когда речь заходила об отдельных машинах с советской стороны, первым обычно упоминался отечественный броневик БА-64. Увы, он же имел и самый длинный список нареканий и недостатков. Для шасси лёгкого внедорожника бронекорпус оказался откровенно тяжёлым — при том, что и в качестве бронезащиты также имелись обоснованные сомнения. Можно предположить, что «чистый» ГАЗ-64 был бы не меньше востребован; подобное мнение высказывалось в рапортах — правда, про американский внедорожник:

««Виллис» при всяких условиях несравнимо лучше обеспечивает связь в любых инстанциях и при любых условиях боя. Офицер, вооружённый автоматом, имеющий запасные диски на машине и достаточное количество гранат, во всех случаях возьмёт «Виллис», а не БА-64».

С помощью лопаты красноармеец помогает бронеавтомобилю БА-64 преодолеть крутой склон после форсирования водной преграды. Недостаточная мощность двигателя и плохая проходимость были одними из главных в списке нареканий к основному броневику РККА второй половины войны

С помощью лопаты красноармеец помогает бронеавтомобилю БА-64 преодолеть крутой склон после форсирования водной преграды. Недостаточная мощность двигателя и плохая проходимость были одними из главных в списке нареканий к основному броневику РККА второй половины войны

«Опыт эксплуатации бронеавтомобилей БА-64 в период Отечественной войны показал, что тактико-технические возможности не позволяют применять их для ведения боя. Бронеавтомобили применялись в основном для следующих целей:

1) для связи между штабами всех степеней;

2) для охраны штабов и сопровождения их при перемещении;

3) для разведки противника и рекогносцировки местности в радиусе 15–20 километров, при действиях в оперативной глубине противника.

Основные недостатки конструкции следующие:

1) плохая проходимость;

2) недостаточная скорость;

3) неустойчивость автомобиля на поворотах и косогорах, так как центр тяжести автомобиля расположен высоко;

4) несоответствие веса машины мощности двигателя и прочности деталей трансмиссии, ходовой части и механизма управления;

5) условия работы экипажа бронеавтомобиля неудовлетворительные (теснота, неудобство пользования рычагами, педалями и вооружением).

Характерные технические дефекты следующие:

1) поломки шестерён главной передачи заднего и переднего мостов;

2) усиленный износ деталей переднего моста и механизма поворота — шкворней и поворотной цапфы;

3) поломки кожухов раздаточных коробок и шестерён раздаточных коробок;

4) усиленный износ карданов — карданной передачи;

5) усиленный износ тормозной системы.

Частое повторение перечисленных дефектов указывает на то, что конструкция бронеавтомобиля должна быть коренным образом изменена. Конструктивные недостатки бронеавтомобиля БА-64:

а) узкая колея, часто переворачивается на ходу;

б) слабая броня, пробиваемая осколками мин и бронебойными пулями из винтовки;

в) частая поломка поворотных кулаков;

г) жёсткое сочленение рессор, вследствие чего частые поломки их и стремянок;

д) недостаточная насыщенность огнём;

ж) недостаточная мощность мотора;

з) тормоза не рассчитаны на нагрузку».

Чуть лучшее впечатление смог оставить о себе броневик, обозначенный в отчёте как БА-10-67 — скорее всего, имелся в виду БА-64Б, то есть модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67. Однако, судя по малому числу отзывов, далеко не все части по окончании войны имели возможность составить мнение об этой машине:

«Создание нового бронеавтомобиля БА-10-67 улучшило проходимость его и исключило возможность перевёртываться».

Тем не менее, недостатки нашлись и у БА-64Б:

«От погнутости дисков колёс происходит болтание последних во время хода. От сработки конусов в поворотных кулачках быстро появляется болтание передних колёс. Башня и тумба для пулемёта придают большой вес. Башня сильно увеличивает габарит и делает [бронеавтомобиль] более заметным».

Следом, рядом и впереди танков

Основная масса отзывов о бронетранспортёрах с советской стороны относилась к американскому M3A1. Обычно, когда речь заходит о роли ленд-лиза в танковых войсках, вспоминают «Шерманы», неутомимые «Студебекеры» и другие тяжёлые американские грузовики, наконец, полюбившиеся красноармейцам «Виллисы» и «Доджи», однако и роль присланных из-за океана бронетранспортёров сложно переоценить.

Полугусеничный бронетранспортёр M3, принадлежащий 9-й танковой дивизии США

Полугусеничный бронетранспортёр M3, принадлежащий 9-й танковой дивизии США

Именно M3A1 стали для разведывательных и передовых отрядов танковых частей отличным средством усиления. Их проходимости вполне хватало для совместных действий с ушедшими в прорыв танками, а огневой мощи самих бронетранспортёров и их десанта — для успешного ведения боя в ближнем тылу врага, истребления отступающих колонн и уничтожения заслонов без серьёзной противотанковой обороны:

«Бронезащита, скорость и вооружение бронетранспортёра M3A1 вполне удовлетворительные, в боях [он] показал себя лучшей разведывательной машиной, отвечающей всем требованиям».

Разумеется, без недостатков у M3A1 тоже не обошлось:

«В процессе эксплуатации бронетранспортёра выявлены следующие конструктивные недостатки:

1) недостаточная проходимость;

2) поломки шестерён главной передачи переднего и заднего мостов;

3) поломки шестерён дифференциала, шестерён полуосей и сателлитов;

4) поломки рессорных листов переднего и заднего мостов.

По своей конструкции и вооружению бронетранспортёр M3A1 соответствует своему назначению за исключением указанных дефектов».

Полугусеничные бронетранспортёры M2/M3 с 85-мм зенитными пушками 52-К на прицепе

Полугусеничные бронетранспортёры M2/M3 с 85-мм зенитными пушками 52-К на прицепе

«Конструктивные недостатки бронетранспортёра M3A1:

а) недостаточная прочность заднего моста, слабые ведущие и ведомые шестерни дифференциала;

б) непрочное крепление демультипликаторной коробки;

в) малая проходимость по мягкому грунту;

г) недостаточная высота брони задней части, вследствие чего экипаж легко уязвим с тыловой части».

Стоит отметить, что ленд-лизовские бронетранспортёры эксплуатировались в СССР нещадно, при этом далеко не всегда в соответствии с положенным регламентом техобслуживания. Тем не менее, даже в таких условиях они сумели показать себя с лучшей стороны.

Прочие — хорошие и плохие

Но самые восторженные отзывы заслужили у танкистов зенитные варианты бронетранспортёра — M15 и M17. Войсковая ПВО всю войну оставалось большой проблемой Красной армии — даже в 1944–1945 гг. не редки были случаи, когда наступающие танкисты выскакивали из-под «зонтика» прикрывающих истребителей, и тут же выяснялось, что формально утратившая господство в воздухе немецкая авиация вполне способна наносить болезненные удары:

«Полугусеничный бронетранспортёр M17 по конструкции и вооружению полностью соответствует своему назначению. Обращает на себя внимание несколько повышенный износ гусеничных цепей и частый разрыв их. При проектировании [отечественного] бронетранспортёра такого типа следует положить в основу конструкции полугусеничный бронетранспортёр M17, который соответствует основным тактическим требованиям по своей конструкции».

Советские зенитчики рядом с ленд-лизовской зенитной самоходной установкой M17

Советские зенитчики рядом с ленд-лизовской зенитной самоходной установкой M17

Впрочем, M17 не только полюбились советским танкистам за помощь в решении проблемы войсковой ПВО, но и пригодились для разведки и даже непосредственной поддержки танков, особенно в городских боях на заключительном этапе войны: «Наиболее типичным примером использования бронетранспортёров M17 в боях с наземным противником являются уличные бои за город Берлин».

Наконец, ещё одним довольно редким гостем в войсках оказался британский бронетранспортёр Universal Carrier, в советских документах обозначаемый как «Универсаль-1»:

«При резких поворотах легко спадает гусеница. Быстро изнашивается ходовая часть и ведущие звёздочки по отношению их к мотору, исключая гусеницы. В зимнее время по скользкой дороге или по гололедице очень неустойчив на ходу. Имеет пониженную проходимость из-за низкого клиренса. Вооружение не соответствует современному бою. В период проведённых боев себя не оправдал и не выгоден для применения в частях Красной Армии».

Советские солдаты, въезжающие в Бухарест на британском бронетранспортёре Universal Carrier

Советские солдаты, въезжающие в Бухарест на британском бронетранспортёре Universal Carrier

Подводя итог, можно отметить: в ходе Великой Отечественной войны — особенно её второй половины — в СССР сумели накопить серьёзный опыт применения бронеавтомобилей и бронетранспортёров, однако в силу недостаточной насыщенности ими частей в дальнейшем не остался невостребованным и опыт противника.

источник: https://warspot.ru/3366-horosho-no-malo

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account