HMS Rose, она же HMS Surprise. Хозяйка морей
Вашему вниманию предлагается интересная история корабля-музея, реплики почтового корабля HMS Rose (post ship – малый фрегат, посыльное судно по привычной нам классификации), получившей всемирную известность как HMS Surprise из художественного фильма Master and Commander: The Far Side of the World.
Лично для меня эта информация была ранее не известна.
USS Ronald Reagan (CVN-76) и HMS Surprise. Ноябрь 2007
Оригинальная HMS Rose была построена в Халле, Англия, в 1757 году как 20-пушечный почтовый корабль 6-го ранга для британского Королевского флота. Она принадлежала к серии кораблей класса Seaford.
Класс и тип: 20-пушечный корабль 6-го класса Seaford
Водоизмещение: 449 т
Длина по батарейной палубе: 108 футов 11,5 дюйма (33,2 м)
Длина по килю: 90 футов 10,25 дюйма (27,7 м)
Ширина наиб.: 31 футов 4 дюйма (9,8 м)
Осадка: 9 футов 7 дюймов (2,9 м)
Парусное вооружение: фрегат
Экипаж: 160
Вооружение: 20×9-фнт. орудий
Заказан: 13.04.1756
Строитель: Hugh Blaydes, Hull, England
Спуск на воду: 5.06.1756
Укомплетован: 8.03.1757
HMS Surprise в море. 2002 г.
В Семилетней войне (1756–1763 гг.) HMS Rose служила в Ла-Манше и на Карибах.
Она рассматривалась Джеймсом Куком в качестве экспедиционного корабля для его первого плавания в Тихий океан, но была отклонена из-за недостаточной вместимости для запланированного кругосветного плавания. Вместо этого она была отправлена на Северо-Американскую станцию (читай – система военно-морских баз).
В порту Фуншал на острове Мадейра она встретилась с HMS Endeavour 12 сентября 1768 года.
В 1774 году “Роза” под командованием Джеймса Воллеса была отправлена в бухту Наррагансетт на Род-Айленде, чтобы положить конец контрабанде, которая сделала Ньюпорт четвертым по доходам городом в Америке. Поскольку “Роза” была намного больше, чем любое американское судно того времени, а Воллес был хорошим командиром, контрабанда вскоре почти остановилась.
HMS Surprise. 2008 г.
Это серьезно повлияло на экономику Ньюпорта. Торговцы Род-Айленда обратились к своему колониальному законодательному органу с просьбой создать флот для борьбы с Воллесом. Они подкрепили свои ходатайства деньгами, оборудовав торговое судно для военно-морской службы. Это судно известно как шлюп USS Providence, который стал первым кораблем, как командира, Джона Пола Джонса (6.07.1747, Керкубри, Шотландия – 18 .07.1792, Париж, Франция) – шотландского моряка, служившего в Великобритании, США и России.
Род-Айленд объявил о своей независимости от Великобритании 4 мая 1776 года, за два полных месяца до остальных колоний. Ходатайство континентального Конгресса о создании военно-морских сил для избавления залива Наррагансетт от «Розы» послужило толчком к созданию континентального флота.
В июле 1776 года, во время американской войны за независимость, «Роза» сыграла большую роль в британском вторжении в штат Нью-Йорк, обстреливая укрепления и совершая набеги далеко вверх по реке Гудзон. Воллес был удостоен звания рыцаря за участие в освобождении Нью-Йорка от войск Джорджа Вашингтона. “Роза” также патрулировала остальную часть северо-восточного побережья Америки, осуществляя блокаду и выискивая провизию для британского гарнизона в Бостоне.
HMS Surprise. Батарейная палуба. 2000-е гг.
“Роза” встретила свой конец в 1779 году в г. Саванна, штат Джорджия. Англичане, оккупировавшие город, 19.09.1779 затопили HMS Rose в узкой части фарватера, перекрыв его.
Французский флот не смог помочь американскому наступлению, и Саванна оставалась в руках британцев до конца войны. После войны “Роза” была разобрана, чтобы очистить канал. Некоторые артефакты с “Розы” были найдены во время дноуглубительных работ в поздние времена.
Спуск на воду HMS Rose II. Март 1970 г.
В 1970 году в г. Луненберг, Новая Шотландия, была построена реплика HMS Rose.
Строительство велось по оригинальным чертежам Адмиралтейства с некоторыми изменениями подводной части, чтобы она лучше шла против ветра.
HMS Surprise. Ремонт и осмотр подводной части. 2000-е гг.
Судя по фото, она имеет два винта и двигатели соответственно.
Или это более поздние модернизации? По крайней мере, для сертификации в качестве учебного судна наличие вспомогательных ходовых двигателей обязательно.
HMS Rose в море. 1970-е гг.
Она также была названа HMS Rose. Почти все первые 15 лет своей жизни “Роза” провела в г. Ньюпорт, штат Род Айленд, в качестве достопримечательности порта, а также в качестве прогулочно-развлекательного судна.
HMS Rose в Ньюпорте. 1990-е гг.
В 1985 году (уже далеко не в идеальном состоянии) корабль был куплен Кеем Вильямсом, в результате чего еще на 16 лет «Роза» обосновалась в г. Бриджпорт, штат Кентукки, и использовалась в качестве учебного судна.
В 1991 году судно получило сертификат USCG как парусное учебное судно. Она принимала участие во многих морских мероприятиях, в том числе в большой регате больших парусных кораблей "Columbus 500" в 1992 году.
HMS Rose в море. 1990 г.
Носовое украшение у “Розы” было заменено дважды – первый раз после повреждения во время шторма у Бермудских островов по пути в Норфолк, штат Вирджиния, в июне 1998 года, второй раз при переименовании. Изначально носовой фигурой был лев.
HMS Surprise. Носовая фигура богини Афины. 2000-е гг.
В конце 1990-х годов, по предложению Патрика О'Брайана, автора книги про “Сюрприз”, “Роза” была окрашена в цвет 1805 года.
В 2001 г. «Роза» была куплена кинокомпанией 20th Century Fox, пришла в Южную Калифорнию и немного перестроена, чтобы сыграть роль фрегата HMS Surprise для фильма Питера Вейра “Master and Commander: The Far Side of the World”, основанного на книгах Патрика О'Брайана.
Также этот корабль снимался в фильме "Пираты Карибского моря: На странных берегах" как HMS Providence (намек на Джона Пола Джонса?).
Переименованная в HMS Surprise, сегодня HMS Rose является частью морского музея Сан-Диего.
Желающие могут посмотреть фото корабля:
http://www.modelships.de/Museums_and_replicas/Frigate_HMS_Rose/Photos_HMS_Rose_replica.htm