Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

13

Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

Продолжение интересного цикла статей Желтова И.Г., Макарова А.Ю. с сайта «Т-34 информ» выкладывается на сайт АИ по наводке уважаемого коллеги E.tom-а.

5 мая 1941 г. Советом Народных Комиссаров СССР и Центральным Комитетом ВКП(б) было принято совместное Постановление № 1216-502сс «О производстве танков Т-34 в 1941 году», определившее дальнейший вектор развития танка Т-34. В соответствии с этим Постановлением завод № 183 обязывался провести ряд мероприятий по повышению боевых качеств серийных танков Т-34, а также изготовить до конца 1941 г. 500 танков Т-34М с увеличенной до 60 мм толщиной основных броневых деталей корпуса и башни, торсионной подвеской и расширенной башней с командирской башенкой. Кроме этого, завод № 183 в 1941 г. должен был спроектировать и изготовить два опытных образца нового среднего танка Т-44 и один опытный образец принципиально новой механической трансмиссии для танка Т-34 по схеме, предложенной А.И. Благонравовым и М.В. Данченко. Необходимо отметить, что подготовка этого крайне важного в истории танка Т-34 документа растянулась более чем на три месяца, при этом его окончательное содержание существенно отличалось от содержания его первоначального варианта. О том как принимался этот документ и какие изменения вносились в него в процессе многочисленных согласований заинтересованными сторонами будет рассказано в этой главе.

Напомним, что в конце января 1941 г. в Народном комиссариате среднего машиностроения был подготовлен проект постановления Комитета обороны при СНК СССР под названием «О танке Т-34», основные положения которого сводились к тому, что модернизация танка Т-34 должна была проводиться в два этапа. Первый этап модернизации по мнению руководства НКСМ должен был включать в себя частичное выполнение перечня требований, изложенных в Постановлении КО № 428сс от 19 ноября 1940 г., таких как оснащение серийного танка Т-34 пушкой Ф-34, повышение боевой скорострельности пушки, увеличение боекомплекта танка, улучшение обзорности, усиление броневой защиты днища корпуса танка и крыши башни, а также увеличение срока службы узлов и механизмов танка. Второй этап модернизации заключался в создании фактически нового среднего танка, полностью отвечавшего требованиям, указанным в Постановлении КО № 428сс – танка Т-34 с торсионной подвеской. В случае принятия Комитетом Обороны при СНК СССР предложенного руководством НКСМ проекта постановления «О танке Т-34», завод № 183 обязывался бы спроектировать и изготовить два опытных образца танка Т-34 с торсионной подвеской, испытать их, и не позднее 1 августа 1941 г. представить результаты испытаний на рассмотрение в Комитет обороны. При этом переход на серийное производство танков Т-34 с торсионной подвеской заводу № 183 предполагалось осуществить в 4 квартале 1941 г., изготовив до конца года 50 таких машин. Проект постановления «О танке Т-34» 31 января 1941 г. вместе с препроводительным письмом, подписанным народным комиссаром среднего машиностроения В.А. Малышевым был отправлен на рассмотрение в Комитет обороны при СНК СССР.

Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

Рассмотрение вопроса о модернизации танка Т-34 и его производстве в 1941 г. состоялось 11 февраля 1941 г. в Кремле на совещании у председателя Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилова. Это совещание главным образом было посвящено подготовке к утверждению плана заказов НКО, НКВМФ и НКВД по автобронетанковому вооружению на 1941 г. В работе совещания кроме К.Е. Ворошилова принимали участие народный комиссар среднего машиностроения В.А. Малышев, народный комиссар тяжелого машиностроения А.И. Ефремов, народный комиссар боеприпасов И.П. Сергеев, первый заместитель председателя Госплана СССР М.З. Сабуров, заместитель народного комиссара обороны Г.И. Кулик, начальник Генерального штаба КА Г.К. Жуков, начальник ГАБТУ КА Я.Н. Федоренко, а также другие представители НКСМ, НКТМ, НКСП и ГАБТУ КА.
Предложения В.А. Малышева, касавшиеся модернизации серийного танка Т-34 и изложенные в проекте постановления «О танке Т-34», на совещании получили поддержку и в основном были приняты, о чем подробно рассказано в главе 11, но сам проект постановления Комитетом обороны при СНК СССР принят не был. Положения, касавшиеся разработки и изготовления опытного образца танка Т-34 с торсионной подвеской (в дальнейшем получившего индекс «Т-34М») и перехода на его серийное производство было решено включить в готовившийся проект совместного постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) об утверждении плана заказов автобронетанкового вооружения на 1941 г. В 5-м пункте Протокола совещания, состоявшегося 11 февраля 1941 г., было указано:

«Поручить КОМИССИИ в составе тт. ПУГАЕВА (созыв), ГОРЕГЛЯД, ЮШИНА, КОРОБКОВА, БАЙБАКОВА, БЛОХИНА и КОВАЛЕВА в 2-х дневный срок переработать внесенный т. Малышевым проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) о плане заказов 1941 г. на автобронетанковое вооружение».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 340. Л. 12]

Однако по ряду причин подготовка проекта постановления о плане заказов автобронетанкового вооружения на 1941 г. затянулось на длительный срок. В целях ускорения этого процесса 21 марта 1941 г. начальник Генерального штаба Красной Армии генерал армии Г.К. Жуков обратился к председателю Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилову с письмом № 145218сс следующего содержания:

«Отсутствие Постановления Комитета Обороны задерживает заключение договоров с заводами промышленности. Отдельные Наркоматы и заводы не заключают договоров на поставку авто-бронетанкового имущества и на ремонт автомобилей и тракторов, ссылаясь на отсутствие указанного Постановления.
Наркомзем отказался заключать договора на ремонт тракторов, а заводы НКСМ не приняли к поставке запчасти к танкам «Т-34», «БТ» и «КВ» в объеме, намечаемом планом заказов.
Прошу Вас ускорить принятие решения по плану заказов».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 250. Л. 202]

генерал армии Г.К. Жуков

генерал армии Г.К. Жуков

После многочисленных согласований со всеми заинтересованными наркоматами, 18 апреля 1941 г. в секретариате Комитета обороны при СНК СССР был подготовлен проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об утверждении плана заказов бронетанкового вооружения на 1941 г.». В соответствии с этим документом в 1941 г. промышленность должна была изготовить и сдать заказчику (НКО, НКВМФ и НКВД) танков Т-34 – 2500 шт., танков Т-40 – 700 шт., бронеавтомобилей БА-10 – 1000 шт. и БА-20 – 700 шт., артиллерийских тягачей «Комсомолец» – 1000 шт. и тяжелых артиллерийских тягачей «Ворошиловец» – 700 шт. Производственная программа по выпуску тяжелых танков КВ и легких танков Т-50 была утверждена ранее, отдельными постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 548-232сс «О производстве танков КВ на 1941 г.» от 15 марта 1941 г. и № 1025-420сс «О производстве танков Т-50 на заводе № 174 им. Ворошилова» от 16 апреля 1941 г.

Следует отметить, что указанный в проекте постановления план по выпуску танков Т-34 на 1941 г. был заранее согласован с НКСМ, и уже в первой половине марта 1941 г. ГАБТУ КА заключило договоры на производство 1600 танков Т-34 с заводом № 183 и 900 танков Т-34 со Сталинградским тракторным заводом.

Относительно модернизации танка Т-34 в проекте постановления «Об утверждении плана заказов бронетанкового вооружения на 1941 г.» от 18 апреля 1941 г. было записано следующее:

«3. Обязать Наркомсредмаш выпускать танки Т-34, начиная с порядкового номера машины 1501 (считая с начала выпуска), с весом не более 27,5 тонн и конструктивными изменениями, предусмотренными постановлением К.О. № 428сс от 19 ноября 1940 г., за исключением: расширения башни танка, установки командирской башенки, цевочного зацепления [гусениц с ведущими колесами], замены двигателя и изменения боекомплекта, которые осуществить в опытных образцах танка Т-34 с торсионной подвеской.
4. Обязать Наркомсредмаш – т. Малышева и директора завода № 183 т. Максарева:
а) к 1 июля 1941 года изготовить два опытных образца танков типа Т-34 с торсионной подвеской, согласно тактико-технических требований по приложению № 6 и подготовить производство указанных танков с расчетом выпуска до конца 1941 года не менее 100 шт. в счет программы 1941 г. по танкам Т-34;
б) к 1 октября 1941 г. изготовить один образец планетарной трансмиссии для танка Т-34, согласно тактико-технических требований по приложению № 7, приняв за основу схему, предложенную т.т. Благонравовым и Данченко.
Для изготовления указанных образцов выделить Наркомсредмашу из резервного фонда Совнаркома Союза ССР 4,5 млн. руб.
5. Обязать Наркомсудпром – тов. Носенко и директора Мариупольского завода тов. Гармашова к 15 июня 1941 года изготовить два комплекта бронедеталей корпуса и башни для опытных образцов танков Т-34 с торсионной подвеской и подготовить производство их на выпуск до конца 1941 года не менее 100 комплектов в счет программы 1941 года.
Чертежи на изготовление указанных бронекорпусов завод № 183 Наркомсредмаша должен предъявить Мариупольскому заводу не позднее 1 мая 1941 года».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 339. Л. 194 – 195]

Тактико-технические требования на разработку и изготовление опытных образцов танка Т-34М и новой механической планетарной трансмиссии для серийного танка Т-34, прилагавшиеся к проекту постановления (приложения № 6 и № 7), были утверждены начальником ГАБТУ КА Я.Н. Федоренко 5 марта 1941 г. и в тот же день вместе с препроводительным письмом № 144977сс отправлены секретарю Комитета Обороны при СНК СССР полковнику М.П. Пугаеву. О том, какие тактико-технические требования предъявлялись к танку Т-34М, было подробно изложено в главе 14, здесь же рассмотрим, почему «тридцатьчетверке» по мнению военных была необходима новая трансмиссия и какие требования к ней предъявлялись.

Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

За год до описываемых событий, в апреле 1940 г. начальник управления Госрезервов при СНК СССР бригадный инженер М.В. Данченко направил председателю СНК СССР В.М. Молотову письмо с предложением об усовершенствовании трансмиссий танков. Усовершенствование конструкции трансмиссий предлагалось осуществить главным образом за счет использования планетарных механизмов поворота вместо бортовых фрикционов (трансмиссии, в конструкции которых используются планетарные передачи далее по тексту будем называть «планетарными трансмиссиями»). Данное предложение было разработано М.В. Данченко совместно с кандидатом технических наук А.И. Благонравовым, с которым в 30-х годах он вместе служил в ВАММ им. Сталина. В 1935 – 1937 гг. М.В. Данченко в звании военинженер 1 ранга был начальником кафедры «Танки и тракторы» ВАММ, а военинженер 2 ранга А.И. Благонравов – старшим преподавателем на этой же кафедре.

А.И. Благонравов

А.И. Благонравов

Исследованиями в области планетарных механизмов поворота танка А.И. Благонравов и М.В. Данченко занимались достаточно длительное время, в частности для книги «Танки. Основы теории и расчета», изданной в мае 1937 г. под редакцией профессора М.К. Кристи, А.И. Благонравовым было написано два раздела – «Поворот гусеничных машин» и «Механизмы поворота гусеничных машин». Для этой же книги М.В. Данченко был написан раздел, посвященный общим требованиям, предъявляемым к танкам. Отметим, что книга «Танки. Основы теории и расчета» являлась первой попыткой обобщения в одной книге многих вопросов теории и расчета боевых гусеничных машин и их агрегатов, и предназначалась в качестве

«учебного пособия для военных и автотракторных вузов, а также для инженеров-танкистов и научных работников, работающих в области танко- и тракторостроения».

Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

По распоряжению В.М. Молотова предложение М.В. Данченко и А.И. Благонравова было рассмотрено в Комитете обороны при СНК СССР с участием представителей наркоматов обороны, среднего и тяжелого машиностроения. По итогам рассмотрения предложение было признано ценным, после чего 7 июня 1940 г. председатель Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилов подписал распоряжение № 5286/КО, согласно которому народным комиссарам среднего машиностроения И.А. Лихачеву и тяжелого машиностроения А.И. Ефремову предлагалось:

«1. НКТМ в конструкторском бюро Кировского завода к 1 августа 1940 г. разработать технический проект механизма поворота танка, применительно к танку «КВ».
2. НКСМ в конструкторском бюро завода № 183 к 1 августа 1940 г. разработать технический проект механизма поворота танка, применительно к танку «Т-34».
3. Проектирование и разработку технического проекта механизма поворота вести при обязательном участии т. Данченко и Благонравова по предложенной ими кинематической схеме (приложение № 1).
4. Затраты на разработку технических проектов механизма поворота произвести в счет ассигнований НКСМашу и НКТМашу на оборонные научно-исследовательские работы на 1940 год».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 24. Д. 936. Л. 93]

Однако в связи с отсутствием опыта по проектированию планетарных передач и большой загруженностью конструкторских бюро текущей работой, ни Кировский завод, ни завод № 183 не смогли разработать технические проекты механизмов поворота для танков КВ и Т-34 к указанному в распоряжении сроку. Выход из сложившейся ситуации был предложен начальником управления Госрезервов при СНК СССР М.В. Данченко, который 6 сентября 1940 г. в письме к К.Е. Ворошилову сообщил следующее:

«Товарищ Маршал!
Вынужден еще раз обратиться к Вам по вопросу проектирования трансмиссии для танков КВ и Т-34 по предложенной мною и тов. Благонравовым схеме.
Благодаря загруженности конструкторских бюро Кировского и завода № 183 по конструктивной доводке танков КВ и Т-34, а также и потому положению, что ни я, ни тов. Благонравов не можем уделить достаточно времени по оказанию помощи в проектировании, эти заводы не выполнили задания КО от 7.VI-1940 г. «О разработке технического проекта трансмиссии для танков КВ и Т-34» по нашей схеме.
Надо сказать, что без непосредственного, постоянного участия в проектировании тов. Благонравова, конструкторские бюро выполнить эту работу не в состоянии не только по причине загруженности, но также и сложности расчетов, и конструктивным особенностям, поэтому присутствие тов. Благонравова обязательно.
Такое положение заставило меня обратиться к Вам 10 августа с просьбой просить Маршала Советского Союза тов. Тимошенко С.К. о разрешении командировать на заводы тов. Благонравова сроком до 2-х месяцев. Тов. Тимошенко дал такое указание начальнику ГАБТУ, но дальше это дело не двинулось.
От тов. Благонравова я узнал, что он сейчас загружен преподавательской работой, которую закончит только 15 ноября. Надо сказать, что в Академии механизации и моторизации сейчас на танковой кафедре сложилось так, что «Расчетно-конструктивный курс танков» может читать только тов. Благонравов, поэтому откомандирование его на заводы сорвет учебный год в Академии.
С другой стороны, положение с технической стороной танков КВ и Т-34 (трансмиссия) такое, что применение новой трансмиссии абсолютно необходимо и вопрос о проектировании новой трансмиссии откладывать нельзя, а необходимо в самое короткое время спроектировать и дать на производство.
Конструкторские бюро заводов сейчас работают над устранением неполадок в существующей трансмиссии. Это правильно, ибо танки КВ и Т-34 надо выпускать, хотя бы и с большими техническими дефектами, но это как вынужденная мера, необходимо срочное и коренное решение вопроса о трансмиссии танков.
ГАБТУ также считает эти танки несовершенными и также настаивает на применении новой трансмиссии. Поэтому, как ближайший выход из создавшегося положения, для ускорения вопроса проектирования трансмиссии для этих танков, считал бы необходимым поручить разработку технического проекта трансмиссии (по нашему предложению) Академии механизации и моторизации под руководством т. Благонравова. Такое решение даст ему возможность руководить проектированием и читать лекции. Срок проектирования можно установить такой:
1) Разработка технического проекта трансмиссии для Т-34 – 20 октября с.г.
2) Разработка технического проекта для КВ – 1 декабря с.г.
После изготовления технических проектов поручить НКО (ГАБТУ) и Наркоматам рассмотреть эти проекты и представить в Комитет Обороны на утверждение для разработки рабочих чертежей и запуска в производство».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2831. Л. 45 – 47]

Предложение М.В. Данченко получило поддержку в Комитете обороны при СНК СССР и у руководства Народного комиссариата обороны СССР. 28 сентября 1940 г. заместитель народного комиссара обороны Маршал Советского Союза Г.И. Кулик, отвечавший за техническое оснащение Красной Армии, письмом № 17415сс уведомил К.Е. Ворошилова о том, что им даны все необходимые указания о проектировании «планетарной трансмиссии» для танков КВ и Т-34 в ВАММ. Не многим более чем через месяц, 6 ноября 1940 г., технический проект новой однопоточной механической «планетарной трансмиссии» для танка Т-34, разработанный в двух вариантах конструкторским бюро научно-исследовательского отделения ВАММ под непосредственным руководством А.И. Благонравова, был отправлен на рассмотрение в Комитет обороны при СНК СССР и в ГАБТУ КА. В дополнение к 19 листам чертежей технического проекта 14 ноября 1940 г. в эти же организации было отправлено «Краткое описание планетарной трансмиссии для Т-34» с основными расчетами и схемами. Тяговый и прочностной расчеты «планетарной трансмиссии» в техническом проекте были выполнены для танка массой 31 т, то есть с запасом.

Схема «планетарной трансмиссии» для танка Т-34 (первый вариант)

Схема «планетарной трансмиссии» для танка Т-34 (первый вариант)

Согласно проекту, «планетарная трансмиссия» устанавливалась в корпус серийного танка Т-34 без какой-либо существенной его переделки. В первом варианте проекта основными агрегатами трансмиссии являлись:

      • главный планетарный редуктор с двумя степенями свободы, позволявший при перемещении рычага кулисы (избирателя передач) получить три передачи при включении соответственно фрикционных устройств Т1, Ф или Т2 (см. схему «планетарной-трансмиссии» для танка Т-34, первый вариант);
      • понижающая коническая передача с постоянным передаточным числом i = 1,22;
      • два планетарных бортовых редуктора (по одному на борт), дававших возможность при перемещении рычагов управления поворотом танка получить по две ступени прямого хода и одну ступень заднего хода;
      • два серийных бортовых редуктора танка Т-34 с постоянным передаточным числом i = 5,7;
      • приводы управления трансмиссией.

Главный планетарный редуктор размещался во вращающемся картере на носке коленчатого вала дизеля В-2 и состоял из двух эпициклических планетарных рядов. При включении ленточного тормоза Т1 нагруженным становился первый планетарный ряд. Солнечная шестерня (Z1 = 40) этого ряда являлась тормозным звеном, эпициклическая шестерня (Z1′ = 72) – ведущим, а водило – ведомым. При этом передаточное отношение редуктора равнялось 1,55 (низшая передача). При включении фрикциона Ф редуктор вращался как одно целое с передаточным отношением равным 1,0 (прямая передача). При включении ленточного тормоза Т2 нагруженным становился второй планетарный ряд и передаточное отношение редуктора составляло 0,683 (высшая передача).

Бортовой планетарный редуктор каждого борта представлял собой эпициклический планетарный ряд и имел два блокировочных фрикциона Ф1 и Фзх и два ленточных тормоза Т1 и Тост, с помощью которых на борту могли быть включены медленная или быстрая ступени редуктора, либо задний ход или режим торможения танка. Медленная ступень редуктора осуществлялась включением тормоза Т1, при этом передаточное отношение редуктора равнялось 3,288. Быстрая ступень с передаточным отношением 1,0 включалась блокировочным фрикционом Ф1. Передача заднего хода осуществлялась включением фрикциона Фзх, а режим торможения – включением тормоза Тост.

Во втором варианте проекта «планетарной трансмиссии» бортовые планетарные редукторы (правый и левый) и понижающая коническая передача были конструктивно объединены в один агрегат, что значительно упрощало монтаж и демонтаж трансмиссии. Главный планетарный редуктор и приводы управления трансмиссией оставались такими же, как и в первом варианте проекта.

Сочетание передач главного и бортовых редукторов в итоге давало 6 передач переднего и 3 передачи заднего хода, при этом при движении танка задним ходом в первом варианте проекта предусматривалось использование только первой передачи, а во втором варианте – первой и второй. Первые три передачи переднего хода получались при включении медленных ступеней бортовых редукторов, четвертая, пятая и шестая передачи – быстрых ступеней. Все фрикционы и тормоза трансмиссии работали в условиях сухого трения. В таблице 11 приведены расчетные скорости движения танка для двух вариантов «планетарной трансмиссии» при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1100 и 1800 об/мин.:

Таблица 11

Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

Из таблицы видно, что в обоих вариантах трансмиссии распределение скоростей было подобрано весьма удачно – отношение скоростей соседних передач не превышало 1,56 на низших передачах и составляло 1,425 и 1,47 на высших передачах.

Переключение передач в проекте предусматривалось осуществлять так же, как это производилось на серийном танке Т-34 – с помощью рычага кулисы (избирателя передач) и педали, выполнявшей роль педали главного фрикциона. Поворот на трех высших передачах осуществлялся включением низшей ступени планетарного бортового редуктора со стороны отстающего борта танка. Для поворота на трех низших передачах включался фрикцион заднего хода (Фзх). Для управления поворотом танка использовался левый или правый рычаг без каких-либо сервоустройств, так как данная конструкция трансмиссии предусматривала применение беспружинных фрикционов и тормозов с автоматической регулировкой зазоров между тормозным барабаном и лентой. Расчетные усилия на рычагах управления поворотами составляли 14 кгс, а на педали – не более 18 кгс. Во время движения танка при перемещении рычага управления поворотом сначала выключалась работающая ступень того борта, в сторону которого осуществлялся поворот, а затем включалась низшая ступень или передача заднего хода в зависимости от того, на какой передаче происходило прямолинейное движение танка. При перемещении одновременно двух рычагов управления поворотами в конечное положение осуществлялся режим торможения танка.

В заключительной части описания «планетарной трансмиссии» разработчиками были перечислены ее преимущества перед трансмиссией серийного танка Т-34. Так, увеличение числа передач до шести (вместо четырех) способствовало повышению средней скорости движения танка, а уменьшенная скорость движения на первой передаче позволила бы танку преодолевать подъем крутизной до 45°. При переключении передач практически полностью исключалась возможность остановки танка, так как отсутствовало перемещение включаемых шестерен и каждая передача включалась с минимальным перерывом в подводе мощности к ведущим колесам. Улучшалась поворотливость танка за счет меньшей мощности, расходуемой на поворот, а также за счет возможности крутого поворота путем включения ступени заднего хода в планетарном бортовом редукторе со стороны отстающего борта. Благодаря легкому линейному перемещению рычага кулисы (избирателя передач), применению беспружинных фрикционов и тормозов, отсутствию необходимости в «перегазовке» для выравнивания скоростей шестерен при переключении передач с высшей на низшую, управление движением танка становилось значительно легче и проще.

Кроме этого, «планетарная трансмиссия» имела более высокий КПД и меньшие размеры, позволявшие уменьшить длину трансмиссионного отделения танка Т-34 на 110 мм. Меньшие нагрузки на узлы и детали трансмиссии, разгрузка центрального вала от радиальных усилий, а также отсутствие условий для образования торцевых сколов шестерен способствовали увеличению срока службы механизмов трансмиссии и давали возможность использовать для их изготовления менее дорогостоящие материалы.

Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

В качестве недостатка «планетарной трансмиссии» разработчиками указывалась относительная сложность ее производства, так как для изготовления отдельных деталей требовалась высокая точность механической обработки.

Предъявленный технический проект «планетарной трансмиссии» для танка Т-34 был незамедлительно рассмотрен специалистами ГАБТУ КА с участием И.А. Благонравова и представителей НКСМ, и, несмотря на ряд недостатков, выявленных в ходе рассмотрения, в целом получил высокую оценку. В справке, составленной 19 ноября 1940 г. начальником 1-го отделения 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА подполковником И.Г. Пановым для своего руководства, в частности, было указано: Схема планетарной трансмиссии выбрана правильно. Работать трансмиссия должна. При этом для изготовления опытного образца трансмиссии наиболее приемлемым был признан второй вариант технического проекта, с бортовыми планетарными редукторами, объединенными с понижающей конической передачей в один агрегат. В итоге подполковником И.Г. Пановым было предложено следующее:

«Несмотря на трудность изготовления, считаю необходимым по второму варианту под руководством т. Благонравова разработать при заводе № 183 рабочие чертежи не позднее 15.1.41 г. и изготовить два опытных образца к 15.3.41 г., которые установить на опытных танках и испытать».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1182. Л. 76 с об.]

Результаты рассмотрения технического проекта «планетарной трансмиссии» для танка Т-34 были доложены заместителю народного комиссара обороны Маршалу Советского Союза Г.И. Кулику, а сам технический проект передан на завод № 183. В дальнейшем вопрос об изготовлении опытных образцов «планетарной трансмиссии» для танка Т-34 решался между Г.И. Куликом и председателем Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошиловым. Переписку по этому вопросу приведем ниже.

Из письма № 18169с Г.И. Кулика К.Е. Ворошилову от 23 декабря 1940 г.:

«На протяжении ряда лет автобронетанковые войска не могут получить от промышленности законченную конструкцию планетарной трансмиссии.
По заданию ГАБТУ КА Военная Академия Механизации Моторизации КА им. тов. СТАЛИНА представила разработанный проект планетарной трансмиссии для танка Т-34. Представленный проект планетарной трансмиссии должен повысить боевые качества танка, а именно:
1. Повышается средняя скорость движения танка (6 скоростей вперед и 3 назад).
2. Увеличивается преодолеваемость подъема (максимальный угол до 45°).
3. Исключена возможность остановки танка при переключении скоростей, что уменьшит поражаемость танка.
4. Увеличивается поворотливость танка на мягких грунтах и в узких местах, так как танк может повернуться вокруг своей оси (движение гусениц в различных направлениях).
5. Облегчает управление танком благодаря простоте управления и малых прилагаемых усилий на бортовых рычагах и на педали сцепления (усилия на борт рычагах 5 – 7 кг, на педали сцепления 18 кг).
6. Автоматическая регулировка тормозов и фрикциона по мере износа даст возможность избежать ненужных остановок и упростить уход за танком.
Считаю необходимым обязать завод № 183 НКСМ разработать к 1.4.41 г. под руководством военинженера 2 ранга тов. БЛАГОНРАВОВА рабочие чертежи.
К 15.5.41 г. на том же заводе № 183 (НКСМ) изготовить два опытных образца планетарной трансмиссии, которые и установить на танки Т-34. Заводские и полигонные испытания закончить к 1.8.41 г.».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 338. Л. 38]

К письму прилагался проект постановления Комитета обороны при СНК СССР «Об изготовлении планетарной трансмиссии для танка Т-34» для утверждения его К.Е. Ворошиловым.

Письмо № 10604/КО секретаря Комитета обороны при СНК СССР М.П. Пугаева от 26 декабря 1940 г.:

«Сообщаю резолюцию Председателя Комитета Обороны тов. Ворошилова К.Е. на Вашем письме по вопросу изготовления планетарной трансмиссии для танка Т-34.
Резолюция: «т. Кулик. Почему эту работу не провести по плану опытных работ? Почему не дать заказ 183 заводу непосредственно? К. Ворошилов. 25.12.40 г.»».
[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2892. Л. 103]

Из письма № 144263сс Г.И. Кулика К.Е. Ворошилову от 21 января 1941 г.:

«Моя просьба об издании специального Постановления КО по вопросу изготовления планетарной трансмиссии для танка Т-34 основана на следующих соображениях:

1. Работа по проектированию и изготовлению планетарной трансмиссии на протяжении ряда лет вносилась в планы опытных работ заводов промышленности. Однако, до сих пор заводы ничего реального по этой работе не сделали.
2. Технический проект, выполненный в Академии Механизации и Моторизации Красной Армии, показывает, что планетарная трансмиссия должна дать значительные преимущества по сравнению с существующими трансмиссиями.
3. Это обстоятельство имеет особенное значение для танка Т-34, в котором из-за несовершенства коробки перемены передач переключение скоростей на ходу танка затруднительно.
4. Включение этой работы в общий план работ завода № 183 не обеспечит, на мой взгляд, быстрейшего его выполнения.
Поэтому прошу представленный мною ранее проект Постановления КО утвердить».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 338. Л. 36]

Кроме этого, в феврале 1941 г. бригадным инженером М.В. Данченко было написано два письма высшему руководству страны, содержавших аналогичную просьбу. Первое письмо от 7 февраля 1941 г. было адресовано председателю Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилову, а второе письмо от 26 февраля 1941 г. – генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И.В. Сталину и председателю СНК СССР В.М. Молотову.

В итоге «на верху» к мнению Г.И. Кулика и М.В. Данченко прислушались, и как уже было сказано выше, пункт об изготовлении опытного образца «планетарной трансмиссии» для танка Т-34 по схеме, разработанной А.И. Благонравовым был включен в проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об утверждении плана заказов бронетанкового вооружения на 1941 г.». Но в связи с тем, что принятие этого постановления затягивалось, срок изготовления опытного образца «планетарной трансмиссии» для танка Т-34, предложенный Г.И. Куликом был продлен до 1 октября 1941 г. Тактико-технические требования на изготовление опытного образца трансмиссии, утвержденные 5 марта 1941 г. начальником ГАБТУ КА Я.Н. Федоренко, и прилагавшиеся к проекту постановления, состояли из следующих пунктов:

«1. Планетарная трансмиссия предназначается для увеличения маневренности танка Т-34 и увеличения его тяговых качеств.
2. Установка планетарной трансмиссии в танке не должна менять мест расположения мотора и бортовых передач. Трансмиссия должна устанавливаться в имеющихся габаритах танка и обеспечивать удобный доступ к местам регулировки и обслуживания.
3. Планетарная трансмиссия должна обеспечивать танку Т-34 максимальную скорость движения вперед 45 – 50 км/час, минимальную не более 5 – 6 км/час и иметь задний ход движения. Трансмиссия должна обеспечивать свободное изменение передач, не соблюдая последовательности при переходе как с высшей на низшую, так и обратно.
4. Планетарная трансмиссия должна обеспечить:
а) Плавный, без рывков, поворот танка на всех передачах.
б) Поворот должен осуществляться без резкой нагрузки на двигатель и без затраты излишней мощности.
в) Сохранять танку прямолинейность движения (держать дорогу) независимо от дорожных условий.
г) Торможение танка на подъемах и спусках до 45°.
5. Схема управления танком должна оставаться существующая, при этом усилия на рычагах бортовых фрикционов должны быть не более 15 – 18 кг (на каждый).
6. Планетарная трансмиссия должна обладать высокой надежностью, прочностью, износоустойчивостью и обеспечивать легкость управления танком.
7. Регулировка механизмов планетарной трансмиссии должна производиться не ранее чем через 50 часов работы танка.
8. Гарантийный срок работы планетарной трансмиссии должен быть не менее общего гарантийного срока работы танка.
9. Заводу разрешается вносить изменения и дополнения в данные тактико-технические требования по улучшению конструкции, но с обязательного согласования с ГАБТУ КА».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 338. Л. 249 – 250]

Рассмотрение проекта постановления «Об утверждении плана заказов бронетанкового вооружения на 1941 г.» было включено в повестку совещания у председателя Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилова, состоявшегося 25 апреля 1941 г. в Кремле. На совещание были приглашены: народный комиссар среднего машиностроения В.А. Малышев, начальник ГАБТУ КА Я.Н. Федоренко, начальник БТУ ГАБТУ КА Б.М. Коробков, главный инженер Главспецмаша НКСМ Г.С. Хламов, главный инженер завода № 183 С.Н. Махонин и исполняющий обязанности главного конструктора завода № 183 А.А. Морозов. Первым на совещании рассматривался вопрос о модернизации танков Т-34 и изготовлении новых танков с торсионной подвеской. Отметим, что все участники совещания были ознакомлены с заключением макетной комиссии под председательством военинженера 1 ранга С.А. Афонина, сделанным по итогам рассмотрения технического проекта танка Т-34М, а также с предварительными результатами испытаний обстрелом двух корпусов и башен серийных танков Т-34, завершавшихся к тому времени на полигоне Мариупольского завода им. Ильича.

В ходе обсуждения участники совещания пришли к выводу о необходимости повышения боевых свойств танка Т-34 за счет усиления его броневой защиты и вооружения части танков новой 57-мм танковой пушкой ЗИС-4 с начальной скоростью бронебойного снаряда около 1000 м/с.

Рассмотрение вопроса об усилении броневой защиты танка Т-34 было инициировано руководством ГАБТУ КА. Напомним, что по итогам рассмотрения в начале апреле 1941 г. технического проекта танка Т-34М макетной комиссией было рекомендовано изготавливать опытные образцы этой боевой машины с увеличенной до 60 мм толщиной основных броневых деталей корпуса и башни (по «варианту Б» завода № 183). Предложение об усилении броневой защиты танка Т-34М не было безосновательным. В начале 1941 г. из Разведывательного управления Генерального штаба КА в ГАБТУ КА регулярно поступали сведения о проводимых в Германии работах по созданию новых мощных противотанковых пушек и новых тяжелых танков. Также подтверждали необходимость усиления броневой защиты «тридцатьчетверки» и завершавшиеся на полигоне Мариупольского завода им. Ильича испытания обстрелом двух корпусов и башен серийного танка Т-34. Увеличение толщины брони до 60 мм по мнению военных позволило бы обеспечить полную защиту танка Т-34М от действия 45-мм остроголового бронебойного снаряда при обстреле из противотанковой пушки с любой дистанции. Повышение уровня защищенности серийных танков Т-34 предлагалось осуществить за счет экранировки корпуса и башни дополнительными броневыми листами толщиной 15 мм.

После ознакомления с результатами работы макетной комиссии по рассмотрению технического проекта танка Т-34М, 12 апреля 1941 г. руководством ГАБТУ КА было подготовленно и отправлено на подпись в Управление делами НКО письмо № 38443сс следующего содержания:

«С целью повышения броневой защиты танка Т-34, считаю необходимым на опытный танк с торсионной подвеской внести следующие изменения:
1. Лобовой лист брони танка вместо 45 мм установить 60 мм.
2. Толщину брони башни вместо 45 мм установить 60 мм.
3. Днище и крышу вместо 20 мм установить 30 мм.
При таком увеличении толщины брони вес танка Т-34 с торсионной подвеской должен быть не более 27,5 тонн, т.е. не выше веса танка Т-34, выпускаемого в настоящее время».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 338. Л. 228]

Данное письмо было подписано народным комиссаром обороны СССР С.К. Тимошенко и начальником Генерального штаба КА Г.К. Жуковым, после чего 14 апреля 1941 г. направлено на рассмотрение председателю Комитета Обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилову.

Вопрос о вооружении танка Т-34 новой 57-мм пушкой ЗИС-4 также был инициирован руководством ГАБТУ КА. Разработанная в конце 1940 г. на заводе № 92 танковая 57-мм пушка ЗИС-4 обладала повышенной относительно 76,2-мм пушки Ф-34 бронепробиваемостью и позволяла более эффективно бороться с танками и другими бронированными объектами противника. Бронебойный снаряд при выстреле из пушки ЗИС-4 с дистанции 1000 м пробивал броневой лист толщиной 70 мм, расположенный под углом 30° к вертикали. Накануне совещания в Комитете обороны при СНК СССР, 24 апреля 1941 г., танк Т-34 с установленным в нем опытным образцом пушки ЗИС-4 был доставлен на АНИОП для проведения полигонных испытаний.

Танк Т-34 с пушкой ЗИС-4 (АНИОП, весна 1941 г.)

Танк Т-34 с пушкой ЗИС-4 (АНИОП, весна 1941 г.)

Кроме вопросов, связанных с усилением броневой защиты и вооружения танка Т-34, также по предложению руководства ГАБТУ КА на совещании у К.Е. Ворошилова 25 апреля 1941 г. был рассмотрен вопрос об увеличении годового плана по выпуску танков Т-34 с 2500 до 3000 штук, из которых 2000 танков должен был изготовить завод № 183 и 1000 – СТЗ.
Учитывая большую важность вопроса обеспечения Красной Армии танками Т-34 участниками совещания было решено подготовить проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) о производстве танков Т-34 в 1941 г., по аналогии с тем, как это было ранее сделано в отношении танков КВ и Т-50. В результате в Протоколе совещания было записано:

«1. Поручить тов. Малышеву и тов. Федоренко к 26 апреля 1941 года представить на обсуждение проект постановления о производстве в 1941 году танков Т-34. В проекте предусмотреть:
а) увеличение программы выпуска в 1941 г. танков Т-34 по заводу № 183 до 2000 шт.;
б) выпуск модернизированных танков Т-34 (включая торсионную подвеску, расширение башни, погона, установку командирской башенки, утолщение брони до 60 мм лобовой части и башни), начиная с 1301 номера машины, считая от начала выпуска;
в) дополнительное экранирование танков существующего выпуска экранами толщиной не менее 15 мм;
г) возможность установки в танк 57 мм пушек;
д) повышение качества брони (повышение коэффициента «К») для Мариупольского завода;
е) сроки изготовления новых образцов танков типа Т-34 с торсионной подвеской».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 339. Л. 115]

В связи с тем, что обсуждение вопросов, касавшихся модернизации танка Т-34 заняло много времени, рассмотрение еще двух проектов постановлений «Об усилении броневой защиты танков Т-28, БТ и Т-26 путем экранирования» и «Об утверждении плана заказов бронетанкового вооружения на 1941 г.», также назначенное на 25 апреля 1941 г., было перенесено на следующий день.

Необходимо отметить, что принятые на совещании решения относительно танка Т-34 полностью соответствовали разработанному в ГАБТУ КА плану по развитию и усовершенствованию автобронетанкового вооружения на 1941 г. Основные положения этого плана были изложены заместителем начальника ГАБТУ КА генерал-майором технических войск И.А. Лебедевым в «Объяснительной записке к плану опытных заказов ГАБТУ КА на 1941 г.». Ниже приведем выписки из этого документа:

«В совокупности общим планом поставлены задачи – дальнейшего повышения боевых свойств серийных танков и создания новых образцов танкового вооружения.
I. Решение этих задач идет в направлении:
1. Повышения боевых свойств серийных танков путем:
а) Увеличения толщин бронирования и улучшения качества брони.
б) Усиления вооружения на танках:
– Постановка на танках типа «КВ» 76 мм пушек с зенитной баллистикой и 107 мм пушки с начальной скоростью 800 м/сек.
– Постановка в танк Т-34 57 мм пушки с начальной скоростью 1000 м/сек.
– Постановка в танк Т-40 23 мм автоматической пушки.
в) Постановка дизелей повышенной мощности в танки «КВ», Т-34, Т-50 с разработкой нового типа дизеля 1200 л.с. для танка «КВ».
г) Увеличения обзорности из танков, что достигается постановкой на основной башне дополнительной командирской башенки с круговым обзором.
д) Постановки на серийных танках «КВ», Т-34 и Т-50 современной трансмиссии планетарного типа, которая значительно увеличит срок службы, повысит маневренность и облегчит управление танком.
е) Постановки на танках «КВ», Т-34 и Т-50 огнеметов.
ж) Постановки на танках Т-34 торсионной подвески.
з) Изыскание новых типов танковых трансмиссий (электротрансмиссия и гидротрансмиссия) и новых типов паротепловых двигателей.
<…>
3. Отработки для танковых войсковых соединений самостоятельных средств борьбы с пикирующими бомбардировщиками и штурмовой авиацией. Решение данного вопроса достигается установкой на танках Т-34 и Т-50 спаренных 23 мм автоматических пушек.
4. Обеспечение танковых частей средствами преодоления противотанковых препятствий и скрытого маневрирования путем создания мостовых танков и танков-тральщиков, устройством специальных приспособлений для транспортировки и сброса зарядов взрывчатых веществ и дымопуска из танков с помощью шашек».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 23. Л. 136 – 137]

26 апреля 1941 г. в народном комиссариате среднего машиностроения был подготовлен проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О производстве танков Т-34 в 1941 г.», составленный с учетом протокольных решений, принятых на совещании у К.Е. Ворошилова. Согласно этому документу, годовой план по выпуску танков Т-34 увеличивался не до 3000 танков, как просило ГАБТУ КА, а до 2800, из которых 1800 танков должен был изготовить завод № 183 и 1000 – СТЗ. Отметим, в этот проект постановления впервые был включен пункт, обязывавший завод № 183 изготовить два опытных образца нового танка Т-44, разработкой которого КБ-520 занималось с начала 1941 г. в инициативном порядке. Согласно прилагавшимся к проекту постановления тактико-технических требованиям, танк Т-44 массой 29,5 т должен был быть оснащен дизелем В-5 и иметь усиленную, по сравнению с танком Т-34М, броневую защиту (толщина башни и лобового листа корпуса – 75 мм) и вооружен более мощной 76,2-мм танковой пушкой ЗИС-5 с баллистикой 76,2-мм зенитной пушки 3К.

Тактико-технические требования на танк Т-34М, напротив, были изъяты из числа приложений к проекту постановления, а сам танк Т-34М в тексте документа именовался «улучшенным танком Т-34». При этом заводу № 183 разрешалось перейти на серийный выпуск танков Т-34М, не дожидаясь результатов испытаний на гарантийный километраж опытных образцов. Связано это с тем, что в конце апреля 1941 г. руководством НКСМ и ГАБТУ КА было принято совместное решение устанавливать в танк Т-34М вместо дизеля В-5 дизель В-2-34, а также максимально использовать в конструкции танка Т-34М детали, механизмы и агрегаты серийного танка Т-34, к тому времени доведенные до требуемого уровня надежности. К таким механизмам и агрегатам прежде всего относились главный фрикцион с центробежным вентилятором системы охлаждения дизеля В-2-34, коробка передач, бортовые фрикционы и бортовые редукторы. Использование в танке Т-34М элементов трансмиссии серийного танка Т-34 было вполне возможным, так как весовые и габаритные характеристики этих машин и условия работы трансмиссии в них были примерно одинаковыми. Таким образом для завода № 183 переход на производство улучшенного танка Т-34М значительно упрощался, а ранее сделанные КБ-520 наработки по трансмиссии для этой машины могли быть использованы при проектировании нового танка Т-44. Вместе с препроводительным письмом № 232/ог 28 апреля 1941 г. проект постановления был отправлен на согласование начальнику ГАБТУ КА Я.Н. Федоренко.

После согласования с руководством ГАБТУ КА и внесения в него некоторых не принципиальных корректировок и дополнений, 29 апреля 1941 г. проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О производстве танков Т-34 в 1941 г.» был напечатан в окончательной редакции и зарегистрирован в книге учета машбюро Комитета обороны при СНК СССР под номером 5109. Ниже приведем текст этого документа и прилагавшиеся к нему скорректированные тактико-технические требования на танк Т-44.

«Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить Наркомсредмашу на 1941 год план производства:
а) танков Т-34 в количестве 2800 штук, в том числе по заводу № 183 – 1800 штук и по СТЗ – 1000 штук, с обеспечением поставки этих машин НКО по следующему графику:

Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

б) запасных частей к танкам Т-34 по заводам № 183 и СТЗ для НКО на сумму 18 млн. рублей, в том числе коробок перемены передач – 200 штук с обеспечением поставки в сроки по согласованию с ГАБТУ КА.
2. Обязать Наркомсредмаш – тов. Малышева и директора завода № 183 – тов. Максарева внести в танки Т-34 следующие улучшения:
а) увеличить толщину брони башни и переднего лобового листа корпуса до 60 мм.;
б) установить торсионную подвеску;
в) расширить погон башни до размера не менее 1600 мм и установить командирскую башенку с круговым обзором;
г) устанавливать бортовые листы корпуса танка вертикально, с толщиной брони равнопрочной 40 мм броне при угле наклона 45°.
3. Установить полный боевой вес улучшенного танка Т-34 – 27,5 тонн, для чего разрешить Наркомсредмашу:
а) изменить ширину гусеницы с 550 мм. до 450 мм.;
б) исключить из возимого ЗИПа шпоры, брезент и один домкрат.
4. Обязать Наркомсредмаш – тов. Малышева и директора завода № 183 тов. Максарева обеспечить в 1941 году выпуск 500 штук улучшенных танков Т-34 в счет программы установленной настоящим постановлением.
При этом разрешить:
а) начать серийное производство улучшенных танков Т-34 на заводе № 183 не ожидая результатов испытаний на гарантийный километраж;
б) перейти на Сталинградском тракторном заводе на выпуск улучшенных танков Т-34 с 1 января 1942 года.
Установить, что изготовление танков Т-34, до начала выпуска улучшенных танков, производится по тактико-техническим требованиям, действовавшим в 1 кв. 1941 г.
5. Обязать Наркомсудпром – тов. Носенко изготовить в 1941 году на Мариупольском заводе 2300 комплектов бронедеталей корпуса и башни танка Т-34 и на заводе № 264 – 450 корпусов комплектно с погонами и бронедеталями для корпуса и башни с поставкой заводу № 183 и СТЗ по следующему графику:

Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

Х) В том числе 850 комплектов для улучшенного танка Т-34 с началом поставки в августе месяце с.г.
ХХ) В том числе 60 бронекорпусов и башен для улучшенного танка Т-34 с началом поставки в декабре месяце с.г.

6. Обязать Наркомсудпром – тов. Носенко и директоров Мариупольского завода тов. Гармашова и Кулебакского завода тов. Скиба к 1 июля 1941 года изготовить и поставить заводу № 183 два комплекта бронедеталей корпусов и башен для улучшенного танка Т-34, для чего Наркомсредмашу (завод № 183) к 15 мая 1941 года выдать чертежи: Мариупольскому заводу на измененный корпус и башню, и Кулебакскому заводу на измененный погон улучшенного танка Т-34.
7. Обязать Наркомсредмаш – тов. Малышева и директора завода № 183 – тов. Максарева:
а) к 15 октября 1941 года изготовить два опытных образца танков Т-44 согласно тактико-техническим требованиям по приложению № 1;
б) к 1 ноября 1941 года изготовить один образец планетарной трансмиссии для танка Т-34, согласно тактико-техническим требованиям по приложению № 2, приняв за основу схему, предложенную т.т. Благонравовым и Данченко.
Для изготовления указанных образцов выделить Наркомсредмашу из резервного фонда СНК СССР 3,5 млн. рублей.
8. Обязать Наркомсудпром (Мариупольский завод) к 1 сентября 1941 года изготовить и поставить заводу № 183 два комплекта бронедеталей к танку Т-44. Наркомсредмашу (завод № 183) представить Мариупольскому заводу чертежи на изготовление бронедеталей танка Т-44 к 1 июля 1941 года.
9. Наркомсредмашу совместно с НОК (ГАБТУ КА) в течение ноября месяца 1941 года провести испытания танков Т-44 и к 1 декабря 1941 г. о результатах доложить Комитету Обороны.
10. Обязать:
а) Наркомсредмаш – т. Малышева и директора завода № 183 – т. Максарева в июне месяце с.г. изготовить и совместно с НКО (ГАБТУ КА) испытать два опытных образца танка Т-34 с дополнительным экранированием башни и лобового листа корпуса, бронею толщиною 13 – 15 мм, обеспечив в 1941 г. экранирование 500 шт. танков Т-34, находящихся в войсковых частях, путем высылки на места специальных бригад с материалом и инструментом;
б) Наркомсудпром тов. Носенко и директора Мариупольского завода тов. Гармашова обеспечить изготовление броневых деталей для экранирования 2-х танков Т-34 в двухнедельный срок по получении чертежей от завода № 183;
в) НКО (ГАБТУ – тов. Федоренко) организовать для экранирования танков Т-34 в войсковых частях базы, обеспечив их оборудованием для производства сварочных и механических работ и вспомогательной рабочей силой;
СТЗ и заводу № 183 выпускать экранированные танки по утвержденному образцу с августа 1941 г.;
Мариупольскому заводу поставлять заводу № 183 в соответствии с выпуском экранированных танков броневые детали, начиная с июля месяца 1941 г.;
Заводу № 264 Наркомсудпрома с июля 1941 г. поставлять СТЗ корпуса и башни с деталями для экранирования.
11. Обязать Наркомсредмаш – тов. Малышева и директора завода № 75 тов. Кочеткова в 1941 году увеличить производство танковых дизель-моторов В-2 до полного обеспечения программы выпуска танков Т-34, согласно настоящему постановлению.
12. Обязать НКО – тов. Кулик поставить заводам № 183 и СТЗ 2400 76мм. танковых пушек Ф-34 и 400 57мм пушек ЗИС-4 с оптикой по следующему графику:

Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

13. Обязать Наркомвооружения – тов. Ванникова и директора завода № 92 – т. Елян организовать производство пушек ЗИС-4 в количестве 400 шт. с выпуском их начиная с 1-го сентября 1941 г. по графику согласно п. 12.
14. Обязать Наркомвооружения – т. Ванникова:
а) организовать на заводах 2-го Главка производство призм для смотровых приборов по чертежам завода № 183 и обеспечить поставку их, начиная с июня месяца с.г., в объеме программы второго полугодия по танкам Т-34;
б) разработать ручной танковый перископ на базе существующих перископов и обеспечить поставку их, начиная с июля месяца с.г. в объеме программы второго полугодия по танкам Т-34.
15. Обязать Наркомсудпром – т. Носенко и директора Мариупольского завода – т. Гармашова организовать производство заготовок люков танка Т-34 с улучшенными смотровыми приборами и обеспечить поставку их начиная с июля месяца, в объеме программы 1941 года.
16. Отметить, что Народным Комиссариатом по Строительству – тов. Гинзбург не выполнено Постановление Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 7 июня 1940 г. № 976-368сс по строительству объектов на заводах Наркомсредмаша №№ 75, 183 и Сталинградском тракторном заводе, в установленные указанным Постановлением сроки.
17. Обязать Наркомстрой – т. Гинзбург закончить строительство объектов на заводах № 183 и Сталинградском тракторном заводе в следующие сроки:
а) по заводу № 183:
1. Инструментальный цех к 1 декабря 1941 г. с окончанием строительных работ в сроки:
а) механический участок – к 1 июня
б) термический цех – к 15 августа
в) производственно-бытовой цех – к 1 декабря
2. Молярно-укомплектовочный с эстакадой к 1 января 1942 г.
3. Цех «700» с удлинением пролетов №№ 1, 7, 8 и 9 – к 1 июня 1941 г.
4. Бытовые цеха «200» – к 1 сентября 1941 г.
5. Сооружение водопроводных и канализационных сетей к цехам: 700, 680, Н-750, Н-150 и 200 – к 1 октября 1941 г.
6. Склад формовочных песков при сталелитейном цехе – к 1 января 1942 г.
7. Водоводы и насосные станции для снабжения заводов № 75 и 183 технической водой в объеме техпроекта – к 1 ноября 1941 г.
8. Воздуховод от компрессорной завода № 75 к сталелитейному цеху – к 1 сентября 1941 г.
9. Электростанции (с монтажом) при цехах 700, 680, Н-750, Н-150 и 200 – к 1 сентября 1941 г.
б) По Сталинградскому тракторному заводу:
1. Цех цветного литья – к 1 июля 1941 г.
2. Брусковые дома (10 шт.) – к 1 июля 1941 г.
18. Увеличить объем работ Наркомстроя на 1941 г. по заводу № 183 на 4 млн. руб. сверх общего лимита, установленного Наркомстрою по заводам Наркомсредмаша.
19. Разрешить Наркомсредмаш – т. Малышеву уменьшить установленный объем работ по ТЭЦ завода № 183 до 3 млн. руб., с использованием освобождающихся средств на строительство указанных выше объектов завода № 183.
20. Разрешить Наркомсредмаш – т. Малышеву произвести расширение термического цеха завода № 183 с постройкой печей на мазуте, до ввода в эксплоатацию газогенераторной станции.
21. Промбанку СССР – т. Гроссману финансировать строительство на заводе № 183, СТЗ НКСМ и Мариупольском заводе им. Ильича Наркомсудпрома до 1 января 1942 г. без утверждения проектов и смет, по фактически выполненным объемам работ и единичным расценкам, утвержденным Наркомсредмашем и Наркомсудпромом.
22. Обязать: Харьковский, Сталинградский и Сталинский Облисполкомы обеспечить строительство на заводах № 183, СТЗ, 75 и Мариупольском заводе всеми местными строительными материалами (кирпич, известь, песок, бут, щебень и пр.), в сроки и количествах по заявкам заводов.
23. Обязать: Наркомтяжмаш, Наркомобщмаш, Наркомэлектропром, НКПС, Наркомстройматериалов СССР, Наркомчермет, Наркомцветмет, Наркомхимпром, Наркомрезинпром, Наркомлес, Наркомпищепром, Наркомтекстильпром, Наркомлегпром, Наркомбумпром, Наркомторг СССР, Наркомэлектростанций, Наркомместпром РСФСР, Наркомместпром УССР, Наркомнефть, Наркомстрой, Наркомуголь, Наркомсудпром, Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапром и НКВД изготовить и поставить для производства и строительства заводов № 183, СТЗ и 75 НКСМ оборудование, инструмент и материалы целевым назначением, согласно приложениям № 4 – 9, а также в недельный срок рассмотреть заявки заводов: №№ 183, 75 и СТЗ НКСМ на планируемую продукцию (приборы, потенциометры, строймеханизмы, газойль, спирт и др.), не вошедшую в настоящее постановление, и удовлетворять их полностью.
24. Выделить импортный контингент для закупки по импорту металлоре¬жущих станков, кузнечно-прессового оборудования, приборов и аппаратуры и особо дефицитных материалов заводу № 183 – на 2,16 млн. руб., СТЗ – на 2 млн. руб. и обязать Наркомвнешторг – т. Микояна разместить на импорт в течение 1941 г. для заводов № 183, СТЗ и № 75 оборудование, приборы и материалы, согласно приложению № 3.
25. Обязать Наркомэлектропром – т. Богатырева спроектировать по техзаданиям завода № 183, и изготовить для термообработки торсионных валов 2 шахтные печи типа ПШ-625-1 для завода № 183 к 1 июля 1941 г. и 2 шт. для СТЗ к 1 декабря 1941 г.; печи типа ПШ-625-2 – 1 шт. для завода № 183 к 1 июля 1941 г. и 1 шт. для СТЗ к 1 декабря 1941 г., спроектировать и смонтировать на заводе № 183 по его техзаданию один ламповый генератор для поверхностной электрозакалки в III квартале 1941 г.
26. Обязать Наркомтяжмаш – т. Ефремова:
а) поставку инструмента заводам № 183, 75 и СТЗ НКСМ производить непосредственно от заводов поставщиков (транзитными нарядами по фондам 1941 г.);
б) изготовить и поставить СТЗ – 100 шт. патронов типа форкардта разных размеров и 120 шт. электронасосов для переоборудования;
в) изготовить и поставить Мариупольскому заводу НКСП три трех валковых вальцев в 3-м квартале 1941 г. и одну штуку пяти валковых вальцев в 4-м квартале с.г.
27. Обязать Наркомэлектростанций – т. Леткова:
а) обеспечить бесперебойное снабжение теплоэнергией (вода и пар) заводы №№ 183 и 75 от ГЭС № 3 Харэнерго;
б) Обеспечить снабжение электроэнергией СТЗ и заводы № 183 и № 75 НКСМ в часы максимума.
28. Выделить Наркомсредмашу из резервного фонда Совнаркома СССР для премирования рабочих и инженерно-технических работников за выполнение и перевыполнение установленной настоящим постановлением программы:
Заводу № 183 Наркомсредмаша – 500 тыс. руб., в том числе 100 тыс. руб. для треста № 26 Наркомстроя.
Сталинградскому тракторному заводу Наркомсредмаша – 175 тыс. руб.
Мариупольскому заводу НКСП – 125 тыс. руб.
Заводу № 264 НКСП – 100 тыс. руб.
29. Разрешить заводам № 183 (для цехов 100, 700 и 500) и СТЗ Наркомсредмаша (для танкового цеха), Мариупольскому заводу имени Ильича и заводу № 264 НКСП для рабочих, занятых на производстве танковой брони и корпусов – применять в необходимых случаях сверхурочные работы по 2 часа в сутки на каждого рабочего.
Приравнять указанные заводы по всем видам материально-технического снабжения и перевозок к текущим военным заказам (ТВЗ).
30. Разрешить заводам № 183, 264, СТЗ и Мариупольскому размещать заказы для выполнения программы по танкам на предприятиях местной промышленности и промкооперации с обеспечением этих заказов сырьем и материалами из своих фондов (давальческим сырьем).
31. Запретить аннулирование и изменение фондов и нарядов заводов № 183, СТЗ, Мариупольского и № 264 НКСП как по основному производству, так и по строительству на материалы и оборудование, выделенные на 1941 г. и выделяемые настоящим постановлением.
32. Обязать НКПС – т. Кагановича:
а) обеспечить перевозку грузов для производства танков Т-34, идущих в исполнение настоящего постановления первоочередно;
б) принимать к отправке багажом в адрес заводов № 183 и СТЗ грузы весом до 1 тн.
33. Обязать Наркомат Госконтроля – т. Мехлис установить систематический контроль за выполнением настоящего постановления.
34. Обязать секретарей Харьковского, Сталинградского и Сталинского обкомов ВКП(б) взять под повседневное наблюдение работу заводов по танковому производству и оказывать им всемерное содействие в выполнении настоящего постановления».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 339. Л. 118 – 125]

«ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ на ТАНК Т-44.

I. Боевой вес танка – 29 – 29,5 тонн
II. Броня:
а) лобовой лист 75 мм., при угле наклона – 60° ± 10°
б) бортовой вертикальный лист 60 мм. при угле – 0°
в) кормовые наклонные листы 55 мм. при угле наклона – 35° – 45°
г) днище танка – 25 – 20 мм.
д) крыша танка – 30 мм.
е) бронировка бортпередачи равнопрочна корме танка.
ж) башня 75 мм. при угле наклона не менее – 25° и угол наклона для кормы башни не менее – 15°
з) крыша башни – 30 мм.
и) бронировка системы – 60 мм.
III. Вооружение.
Одна 76-мм пушка ЗИС-5 или одна 57 мм. пушка ЗИС-4, спаренные с двумя пулеметами ДТ в башне танка.
Угол возвышения спаренной установки +30°
Угол снижения спаренной установки –5°
Горизонтальный угол обстрела 360°
В носовой части – два спаренных пулемета ДТ с горизонтальным сектором обстрела 30°
Вертикальные углы не менее +15° –7°
Вместо пулеметов ДТ в носовой части танка должна быть обеспечена возможность установки десятилитрового огнемета типа А.Т.О., с запасом огнесмеси на 10–15 выстрелов.
IV. Боекомплект.
Снарядов для 76 мм или 57 мм пушки в танке с рацией – 100 шт.
Снарядов для 76-мм или 57 мм пушки в танке с огнеметом – 90 шт.
Патронов для пулемета ДТ в танке с рацией – 6000 шт.
Патронов для пулемета ДТ в танке с огнеметом – 4500 шт.
Патронов для пистолета ППШ – 450 шт.
Гранат – 25 шт.
V. Экипаж танка – 4 – 5 человек.
VI. Проходимость танка:
а) Подъем и спуск – не менее 42°
б) Вертикальная стенка – 0,8 – 1 мтр.
в) Брод без специальных приспособлений – 1 – 1,2 мтр.
г) Клиренс – не менее 450 мм.
д) Удельное давление на грунт (без погружения) – не более 0,7 кг/см2.
е) Максимальная скорость по шоссе – 55 – 60 км/час.
ж) Минимальная скорость – 5 – 7 км/час.
VII.
1. Двигатель – дизель В-5 в 600 л.с. с инерционным стартером.
2. Рабочий объем топливных баков не менее 600 литров и масляных – 80 литров.
IХ. Ходовая часть танка.
1. Подвеска индивидуальная торсионная.
2. Поддерживающие катки танка с внутренней амортизацией.
3. Гусеница с цевочным зацеплением.
X. Корпус танка.
1. Корпус танка должен быть прочным и жестким, не допускать вибрации и перекосов при движении по местности.
2. В днище корпуса должен быть люк лаза для выхода экипажа.
ХI. Башня и установка вооружения.
1. Башня должна допускать удобное размещение орудийного расчета и иметь наблюдательную башенку. Диаметр погона башни в свету должен быть не менее 1.600 мм.
2. Наблюдательная башенка должна обеспечивать командиру круговой обзор.
3. Пистолетные щели по бокам и в корме башни должны допускать возможность ведения прицельного огня из ППШ.
4. Прицельные приспособления: перископический ПТ и телескопический ТОД.
XII. Средства связи.
1. Для внешней связи установить в носовой части корпуса рацию КРСТБ. На танк с огнеметом устанавливать только приемник.
Для внутренней связи (командир – водитель – радист) установить ТПУ-3 и световую сигнализацию (командир – водитель).
2) Антенна – штыревая, укладывающаяся снаружи вдоль борта танка изнутри вручную и автоматически – при повороте башни».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 339. Л. 126 – 128]

По указанию К.Е. Ворошилова, 30 апреля 1941 г. проект постановления «О производстве танков Т-34 в 1941 г.» вместе с письмом-представлением в СНК СССР и ЦК ВКП(б) и другими документами, касавшимися разработки и производства вооружения, были отправлены на подпись члену Комитета обороны при СНК СССР А.А. Жданову. К препроводительному письму № 2016/ко/ов прилагалась подписанная К.Е. Ворошиловым записка:

«Андрей Александрович!
Посылаю тебе для просмотра и оформления следующие материалы:
1. О танках КВ-3;
2. План заказов на 1941 год по танкам Т-34;
3. Об экранировании танков Т-26, БТ и Т-28;
4. Серия проектов постановлений по опытному моторостроению, винтам и моторным агрегатам;
5. Проект постановления о ручных противотанковых гранатах;
6. Ввиду срочности вопросов, убедительно прошу тебя при первой же возможности их просмотреть, подписать или проголосовать и, не задерживая, возвратить мне.
Жму руку».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 683. Л. 247]

В воскресенье 4 мая 1941 г. вместе с подписанным А.А. Ждановым, К.Е. Ворошиловым и В.А. Малышевым письмом-представлением № 2042/ко проект постановления «О производстве танков Т-34 в 1941 г.» был отправлен на утверждение председателю СНК СССР В.М. Молотову и генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И.В. Сталину. На следующий день, 5 мая 1941 г. постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О производстве танков Т-34 в 1941 г.» было принято и ему был присвоен номер 1216-502сс.

Следует отметить, что незадолго до этого, 30 апреля 1941 г., СНК СССР и ЦК ВКП(б) было принято еще одно совместное постановление, упоминавшееся выше и непосредственно касавшееся работы завода № 183 в 1941 г. – Постановление «Об утверждении плана заказа бронетанкового вооружения на 1941 год».

Харьковские «тридцатьчетверки» Часть 16. Не сбавляя набранных темпов

Во исполнение этих постановлений народным комиссаром среднего машиностроения В.А. Малышевым было издано два приказа – приказ № 168сс от 6 мая 1941 г. «Об утверждении плана заказов бронетанкового вооружения на 1941 год по заводам НКСМ» и приказ № 192с от 10 мая 1941 г. «О производстве танков Т-34 в 1941 году». Оба эти приказа доводили до сведения руководства заводов НКСМ, в том числе и завода № 183, новый годовой план по выпуску бронетанкового вооружения, а также все основные положения принятых правительством постановлений, в части касавшейся этих предприятий.

Таким образом на основании приказов НКСМ № 168сс и № 192с танковое производство завода № 183 должно было изготовить и сдать заказчикам в 1941 г. следующее количество образцов бронетанкового вооружения и запасных частей к ним:

      • 1300 танков Т-34 (в том числе 300 экранированных), а также обеспечить силами специальных заводских бригад экранирование 500 ранее изготовленных танков Т-34, находившихся в войсковых частях;
      • 500 танков Т-34М (начиная с сентября 1941 г.), в том числе 380 машин, вооруженных пушками ЗИС-4;
      • 2 опытных образца танка Т-44;
      • 1 опытный образец планетарной трансмиссии для танка Т-34, приняв за основу схему, предложенную А.И. Благонравовым и М.В. Данченко;
      • 150 главных фрикционов, установленных на дизелях В-2-34 для танков Т-34;
      • запасных частей к танкам Т-34 на сумму 8000000 рублей (в том числе 200 коробок передач);
      • 100 главных фрикционов, установленных на двигателях М-5 для танков БТ-5;
      • 300 главных фрикционов, установленных на двигателях М-17Т для танков БТ-7;
      • 75 главных фрикционов, установленных на дизелях В-2 для танков БТ-7М;
      • 330 коробок передач для танков БТ-7 и БТ-7М;
      • запасных частей к танкам БТ-2, БТ-5, БТ-7 и БТ-7М на сумму 22231600 рублей.

О том как коллектив завода № 183 приступил к выполнению этого непростого правительственного задания, и какие корректировки внесли в него события, разворачивавшиеся в мире, будет рассказано в следующих главах.

источник: https://t34inform.ru/publication/p03-16.html 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account