Продолжение интересного цикла статей Желтова И.Г., Макарова А.Ю. с сайта «Т-34 информ» выкладывается на сайт АИ по наводке уважаемого коллеги E.tom-а.
Ситуация с производством «тридцатьчетверки» на заводе № 183 в конце января 1941 г. стала критической – завод не выполнил в срок Постановления Комитета обороны при СНК СССР № 428сс и не внес в конструкцию танка Т-34 всех предусмотренных этим документом изменений и улучшений. В связи с этим, по состоянию на 1 февраля 1941 г. неутвержденными заказчиком на программу 1941 г. оставались чертежи по большому количеству групп, в том числе чертежи корпуса и башни танка Т-34. Заключение договора между заводом № 183 и ГАБТУ КА на поставку Красной Армии танков Т-34 в 1941 г., а также договора между заводом № 183 и Мариупольским заводом им. Ильича на поставку броневых деталей затягивалось на неопределенный срок. Усугубляло непростую ситуацию и то, что 1 февраля 1941 г. истекал срок действия выданного начальником БТУ ГАБТУ КА военинженером 1 ранга Б.М. Коробковым разрешения на приемку танков Т-34 по чертежам и техническим условиям 1940 г., продлевать которое руководство ГАБТУ КА не торопилось. Такое положение дел грозило парализовать работу завода № 183 по выпуску танков Т-34.
К концу января 1941 г. конструкторами КБ-520 завода № 183 был подготовлен комплект чертежей броневых деталей корпуса и башни танка Т-34, частично удовлетворявших требованиям Постановления КО № 428сс. В новых чертежах толщина броневых деталей крыши башни и передней части днища корпуса танка Т-34 была увеличена соответственно с 15 и 16 мм до 20 мм, толщина броневых деталей задней части днища корпуса – с 13 до 16 мм. Также была увеличена с 25 до 40 мм толщина броневых деталей защиты картеров бортовых редукторов. В целях снижения массы подверглась изменениям конструкция большого количества броневых деталей корпуса танка Т-34 (верхний и нижний листы носа, балка носа, листы подкрылков и др.). Кроме этого конструкторами КБ-520 были изготовлены чертежи броневых деталей крышки люка механика-водителя с новыми смотровыми приборами (по сборочному чертежу 34.29.167сб), при разработке которых были учтены замечания, сделанные по итогам испытаний пулевым и снарядным обстрелом, о которых было подробно рассказано в предыдущей главе.
Как только комплект чертежей броневых деталей корпуса и башни танка Т-34 был изготовлен, 27 января 1941 г. главный инженер завода № 183 С.Н. Махонин отправил начальнику БТУ ГАБТУ КА Б.М. Коробкову телеграмму:
«КОМАНДИРУЙТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ ПРОГРАММУ 1941 ГОДА ТЧК
ОТСУТСТВИЕ УТВЕРЖДЕННЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ НЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВОРОТА РАБОТЫ НА ЗАВОДЕ ЗПТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ КООПЕРАЦИИ ЗПТ НЕ ВЫДАЕМ ЧЕРТЕЖЕЙ СТЗ КОТОРЫЙ ТАКЖЕ ЛИШЕН ВОЗМОЖНОСТИ ВЕСТИ РАБОТУ ПО ЧЕРТЕЖАМ 1941».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 232. Л. 74]
Однако руководство ГАБТУ КА не направило своих представителей в Харьков для утверждения чертежей, так как вопрос окончательного согласования конструкции модернизированного танка Т-34 для его производства в 1941 г. должен был решаться в Москве на более высоком уровне.
Необходимо отметить, что в январе 1941 г. в Народном комиссариате среднего машиностроения готовился проект постановления Комитета обороны при СНК СССР под названием «О танке Т-34». Основные положения этого документа сводились к тому, что улучшение конструкции танка Т-34, его модернизация, должны были проводиться поэтапно. Первый этап модернизации, по предложению руководства НКСМ, должен был включать в себя частичное выполнение требований Постановления КО № 428сс, таких как оснащение серийного танка Т-34 пушкой Ф-34, увеличение боекомплекта танка, повышение прицельной скорострельности из пушки, усиление броневой защиты днища корпуса танка и крыши башни, улучшение обзорности, а также увеличение срока службы и повышение надежности работы узлов и механизмов танка. При этом все изменения в конструкцию модернизированного танка Т-34 предлагалось вносить только после проведения совместных с представителями заказчика испытаний. Второй этап модернизации заключался в создании фактически нового среднего танка – танка Т-34 с торсионной подвеской, полностью отвечавшего требованиям, указанным в Постановлении КО № 428сс. Напомним, что мнение о поэтапной модернизации танка Т-34 и о необходимости создания нового танка с торсионной подвеской разделяло и руководство ГАБТУ КА (о чем было подробно рассказано в 8 главе).
В проекте постановления «О танке Т-34» предлагалось утвердить разработанные в НКСМ тактико-технические требования для проектирования танка Т-34 с торсионной подвеской, изготовить по ним на заводе № 183 два опытных образца, испытать их, и результаты испытаний к 1 августа 1941 г. представить в Комитет обороны при СНК СССР на рассмотрение. При этом переход на производство танков Т-34 с торсионной подвеской предлагалось осуществить в 4 квартале 1941 г. Согласно проекту постановления завод № 183 должен был изготовить в конце 1941 г. 50 таких танков. До перехода на производство танков Т-34 с торсионной подвеской НКСМ предложило отказаться от расширения башни модернизированного танка Т-34 и оснащения его командирской башенкой и гусеницей с цевочным зацеплением, как того требовало Постановление КО № 428сс.
Проект постановления «О танке Т-34» 31 января 1941 г. был отправлен на рассмотрение председателю Комитета обороны при СНК СССР Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову. К проекту постановления прилагались разработанные в НКСМ тактико-технические требования к танку Т-34 с торсионной подвеской, а также подписанное народным комиссаром среднего машиностроения В.А. Малышевым письмо следующего содержания:
«Во исполнение постановления К.О. при СНК Союза ССР № 428-сс от 19/XI-40 г., по танку Т-34:
1. Завод № 183 подготовил ряд мероприятий по улучшению танка, обеспечивающих его надежность, лучшую обзорность и увеличение боекомплекта –
а) разработаны, испытаны и ставятся на танки главный фрикцион и вентилятор, обеспечивающие гарантийный километраж – 3000 клм.;
б) улучшена и проходит испытание боеукладка снарядов, обеспечивающая скорострельность системы;
в) разработано размещение увеличенного боекомплекта снарядов и дисков ДТ;
г) обеспечена лучшая обзорность водителю путем установки дублирующих приборов наблюдения, которые проходят испытания;
д) запас горючего, смазки и охлаждение, обеспечивает надежную работу двигателя в течение 10 – 12 часов; воздухоочиститель обеспечивает очистку в 95% в условиях нормальной запыленности, и заводами проводится дальнейшая работа по улучшению воздухоочистителя для работы в особо пыльных условиях;
е) разработаны необходимые изменения, обеспечивающие утолщение днища корпуса и крыши башни.
Наряду с этим, при осуществлении ряда изменений, предусмотренных постановлением К.О. при СНК Союза ССР, встретились значительные затруднения:
1. Завод № 183, СТЗ и Мариупольский завод им. Ильича имеют заделы деталей и механизмов. Цикл производства их в отдельных случаях (бронедетали) достигает 2-х месяцев, что заставляет нас ставить вопрос о необходимости использования имеющихся заделов.
2. НКО до сих пор не поставляет пушку Ф-34 и не утвердил чертежи бронировки системы для запуска в производство.
3. Разработанные варианты командирской башни не удовлетворяют требованиям НКО. Установка командирской башни может быть рекомендована только при разработке танка Т-34 с торсионной подвеской.
4. Вес танка Т-34 в настоящее время 26800 кгр. Вводимые изменения по постановлению К.О., за счет утолщения бронедеталей, увеличения боекомплекта, применения литых бронедеталей, доводят вес танка Т-34, при проведении мероприятий по сокращению веса, до 27500 кгр. Дальнейшее облегчение веса в значительной степени нарушает принятую технологию и оснастку производства и создает серьезные трудности в серийном выпуске танков Т-34 в 1941 г.
В целях бесперебойного выпуска танков Т-34 в 1941 г. и проведения необходимых улучшений, прошу разрешить:
а) использовать имеющиеся заделы деталей механизмов танка Т-34 на заводах Мариупольском (НКСП), № 183 и СТЗ (НКСМ).
б) Вводить частичные улучшения в танк Т-34, после проведения совместно с НКО испытаний.
в) Обязать НКО, НКСП и НКВ обеспечить поставку необходимых для танка Т-34 в связи с постановлением Комитета Обороны № 428сс от 19.XI-40 г. бронедеталей и оборудования.
Одновременно НКСМ, в соответствии с постановлением Комитета Обороны № 428сс от 19.XI-40 г. представляет соображения по варианту танка Т-34 с торсионной подвеской, предусматривающие дальнейшее улучшение танка Т-34:
1. Меньший вес танка.
2. Больший полезный объем боевого отделения с удобным размещением боекомплекта и экипажа, обеспечивающий большую прицельную скорость ведения огня.
3. Увеличенный запас топлива внутри танка дает увеличение радиуса действия на 50 – 60 клм.
4. Возможность дальнейшего расширения башни, обеспечивающее более удобное размещение экипажа и установку командирской башенки с круговым обзором.
На производство этот вариант можно ввести с конца 1941 г. имея в виду, что испытания на пробег в 7000 клм потребует не менее 2 – 3-х месяцев, а подготовка к производству – до 5 – 6 месяцев.
Прошу разрешить изготовление 2-х опытных образцов с представлением их на испытание к 1.VI-41 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ: проект постановления КО».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 338. Л. 18 – 21]
Рассмотрение проекта постановления «О танке Т-34» было включено в повестку дня запланированного на 11 февраля 1941 г. совещания у председателя Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилова.
Учитывая срочность вопроса, руководство НКСМ решило не дожидаться результатов рассмотрения проекта постановления «О танке Т-34» в Комитете обороны и назначило на 8 февраля 1941 г. совещание в Главспецмаше НКСМ по обсуждению и согласованию полученных от завода № 183 чертежей броневых деталей корпуса и башни «тридцатьчетверки». Для участия в работе совещания в Москву были вызваны представители заводов № 183 и Мариупольского им. Ильича. Предварительно, 4 февраля 1941 г. два комплекта чертежей из Главспецмаша НКСМ были отправлены начальнику БТУ ГАБТУ КА Б.М. Коробкову и начальнику 3-го Главного Управления НКСП Я.В. Юшину для ознакомления. В препроводительном письме № 52-478с содержалась просьба рассмотреть представленные чертежи для дальнейшего их утверждения на производство в 1941 г.
Как и было назначено, 8 февраля 1941 г. все заинтересованные стороны собрались в Главспецмаше НКСМ для обсуждения и согласования чертежей броневых деталей корпуса и башни модернизированного танка Т-34. В работе совещания приняли участие: представители завода № 183 – заместитель начальника КБ-520 А.В. Колесников и старший конструктор А.А. Молоштанов; представители Мариупольского завода им. Ильича – главный инженер В.С. Ниценко и заместитель главного технолога П.М. Ходос; представители ГАБТУ КА – военинженер 2 ранга И.А. Бурцев и военинженер 3 ранга Н.Я. Горюшкин; Главспецмаш НКСМ на совещании представляла инженер технического отдела Н.И. Масальская.
При рассмотрении разработанных заводом № 183 чертежей, часть из них, удовлетворявшая требованиям Постановления КО № 428сс, была согласована представителями ГАБТУ КА для производства в 1941 г. К таким чертежам, прежде всего, относились чертежи утолщенных броневых деталей днища корпуса и защиты картеров бортовых редукторов. По мнению руководства завода № 183 производство этих броневых деталей на Мариупольском заводе следовало начать с 1001 комплекта (здесь и далее номер комплекта дается от начала производства деталей танка Т-34). Также на программу 1941 г. были согласованы чертежи броневых деталей корпуса танка Т-34, находившихся в валовом производстве Мариупольского завода по состоянию на 31 декабря 1940 г. и не требовавших изменения конструкции.
Кроме этого представителями ГАБТУ КА были согласованы чертежи измененных броневых деталей крыши корпуса танка Т-34: деталь 34.29.011-2 – передний лист крыши (подбашенный лист); 34.29.850-2 и 34.29.851-2 – правый и левый листы крыши над моторным отделением; 34.29.052-2 и 34.29.053-2 – правый и левый колпак над продольными жалюзи; 34.29.014-1 и 34.29.015-1 – правый и левый листы крыши над трансмиссионным отделением. Изменения в детали крыши корпуса были внесены во исполнение требования Постановления КО № 428сс об увеличении боекомплекта танка Т-34 с 77 до 100 артиллерийских выстрелов. В январе 1941 г. конструкторами КБ-520 разрабатывался проект размещения укладки боекомплекта к пушке в нишах подкрылков правого и левого бортов, при этом в конструкцию топливной системы и системы смазки дизеля В-2 предполагалось внести значительные изменения, повлиявшие, в том числе, и на конструкцию броневых деталей крыши корпуса танка. Так, в переднем листе крыши (деталь 34.29.011-2) было отменено два люка диаметром 65 мм для обеспечения заправки передних топливных баков. На правом и левом листах крыши над мотором (детали 34.29.850-2 и 34.29.851-2) отменялись отверстия диаметром 90 мм для доступа к четвертым узлам подвески, при этом в правом листе крыши вводился дополнительный люк диаметром 65 мм для обеспечения заправки топливом. Соответственно в правом броневом колпаке (деталь 34.29.052-2) над этим люком был сделан второй прямоугольный вырез, аналогичный вырезу над горловиной масляного бака, закрывавшийся снаружи броневой крышкой. Форма броневых колпаков, закрывавших продольные жалюзи (детали 34.29.052-2 и 34.29.053-2), по сравнению с серийным вариантом этих деталей, за счет отмены концевых выступов, была упрощена. На правом и левом листах крыши над трансмиссионным отделением (детали 34.29.014-1 и 34.29.015-1) были изменены места расположения люков для обеспечения заправки кормовых топливных баков. По мнению руководства завода № 183 производство броневых деталей крыши корпуса модернизированного танка Т-34 по измененным чертежам следовало начать с 751 комплекта.
Чертежи броневых деталей крышки люка механика-водителя с новыми смотровыми приборами (детали 34.29.1051 – «корпус люка», 34.29.1052, 34.29.1053 – створки левая и правая) представителями ГАБТУ КА согласованы не были «впредь до получения положительных результатов при обстреле». Мнение представителей Мариупольского завода относительно производства этих литых броневых деталей, отмеченное в протоколе совещания, было следующим:
«Детали вводятся совершенно новые, литой конструкции, которая выполнена чрезвычайно сложно. Гарантировать однородность качества в таком литье невозможно, в силу резких переходов от больших толщин к малым и наоборот. Механическая обработка исключительно сложная. Снарядный обстрел этих деталей в количестве 3-х штук на Мариупольском заводе подтвердил их неудовлетворительные качества, как конструктивные, так и технологические. Рекомендовать литую деталь таких малых размеров в особо ответственном месте как щит водителя не считаем возможным.
Кроме всего вышеуказанного Мар. з-д из-за отсутствия литейной базы дополнительной отливки деталей, сверх имеющихся в производстве, в настоящее время, принять не может. Считаем необходимым рекомендовать разработку конструкции щитка водителя в штампованном виде».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 47. Л. 161]
Не были согласованы и измененные чертежи броневых деталей носовой части корпуса – 34.29.904-3 верхний лист носа, 34.29.905-1 лист носа нижний и 34.29.906-2 балка носа, производство которых предлагалось начать с 1001 комплекта. Конструкция этих броневых деталей была изменена заводом № 183 (относительно серийно выпускавшихся) в целях снижения массы модернизированного танка Т-34 и установки крышки люка механика-водителя с новыми смотровыми приборами. Основными отличиями нового верхнего листа носа корпуса (деталь 34.29.904-3) от серийного варианта (деталь 34.29.904-2) являлись: увеличенная выштамповка над люком для более свободного расположения головы механика-водителя; отсутствие двух прямоугольных шахт под установку боковых перископических смотровых приборов; измененные координаты расположения отверстий для установки буксирных крюков (вместо буксирных рым). При этом в процессе производства детали выштамповка над люком механика-водителя должна была подвергаться сложной механической обработке, в верхней части – строжке (для снижения массы детали) и в передней части – выфрезеровке под петлю крышки люка (для обеспечения взаимозаменяемости серийных и новых крышек люка механика-водителя). На нижнем листе носа (деталь 34.29.905-1) были отменены две группы отверстий для крепления кронштейнов труб осей балансиров первых узлов подвески и введены боковые фаски для снижения массы детали. Также в целях снижения массы была изменена конструкция балки носа. По сравнению с серийной балкой (деталь 34.29.906-1), у новой балки (деталь 34.29.906-2) были изменены толщина и ширина тела, уменьшена толщина полок и увеличено расстояние между ними, а также введены фигурные вырезы на полках между отверстиями с резьбой для гужонов.
При рассмотрении чертежей этих броневых деталей, конструкция верхнего листа носа (деталь 34.29.904-3) представителями Мариупольского завода была признана чрезвычайно сложной для серийного производства, особенно в части механической обработки выштамповки над люком механика-водителя. Нареканий к конструкции нижнего листа носа (деталь 34.29.905-1) и балки носа (деталь 34.29.906-2) в целом не было, однако относительно балки представителями Мариупольского завода в протоколе совещания было отмечено:
«Изменение этой детали технически возможно, но при этом требуется замена всех моделей, забракование полного парка валков в количестве 9 шт. и всего задела прокатанных балок в количестве 360 шт.»
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 47. Л. 161]
Также между представителями заводов № 183 и Мариупольского вызвала разногласия новая конструкция листов подкрылков (детали 34.29.012-2 и 34.29.013-2 – правый и левый) и днищ подкрылков (детали 34.29.065-2, 34.29.066-2, 34.29.067-3, 34.29.069-2, 34.29.070-2 и 34.29.071-2) корпуса танка Т-34.
Напомним, что в конце 1940 г. конструкция днищ подкрылков была упрощена – по требованию технологов Мариупольского завода был отменен загиб кромок полок днищ в местах их соединения с листами подкрылков. Такое решение значительно упростило производство этих броневых деталей. В новом варианте конструкции днищ подкрылков загиб кромок полок вновь был введен, за счет чего ширина листов подкрылка была уменьшена на 12 мм (относительно серийно выпускавшихся), что в свою очередь давало небольшое снижение массы корпуса танка. Необходимость проведения таких изменений заводом № 183 объяснялась следующим:
«Загиб широкой полки деталей вызван по следующим причинам:
1) уменьшением веса машины, согласно постановления Правительства (на 36 кгр.).
2)Устранением трещин в деталях при сварке корпуса.
При загнутых полках устраняются острые кромки деталей и удаляются друг от друга сварные швы. Эти мероприятия устраняют трещины, что проверено на заводе 183 при сварке корпуса с деталями по предъявляемым чертежам».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 47. Л. 157]Мнение представителей Мариупольского завода по данному вопросу было противоположным:
«Детали изменены не в соответствии с правительственным решением. Введен отгиб продольной кромки на широкой полке детали, что создает большие трудности при правке в сыром и каленом виде и задолживает остродефицитные прессы, предназначенные для судовой брони, на основании чего детали в представленной на чертежах конструкции не могут быть приняты. Загиб указанной крышки конструктивно ничем не вызывается и доводы завода 183 на появление трещин при сварке из-за отсутствия отгиба кромки опровергаются исследовательской работой НИИ-48 на заводе 183 с участием члена Всесоюзной сварочной комиссии т. ГОРЯЧЕВА и инженера ЯШИНА, рекомендующих сварные соединения без отгиба широкой полки».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 47. Л. 157]
В итоге новые чертежи листов подкрылков (детали 34.29.012-2 и 34.29.013-2) и днищ подкрылков (детали 34.29.065-2, 34.29.066-2, 34.29.067-3, 34.29.069-2, 34.29.070-2 и 34.29.071-2) представителями ГАБТУ КА на программу 1941 г. согласованы не были. Листы подкрылков – по причине отсутствия в них вырезов для установки бортовых смотровых приборов механика-водителя и радиста, предусмотренных Постановлением КО № 428сс, а днища подкрылков – по причине сложности их изготовления.
Процесс согласования чертежей броневых деталей башни танка Т-34 на программу 1941 г. оказался менее продуктивным. Всего на рассмотрение заводом № 183 было предъявлено четыре варианта башни под установку пушки Ф-34. Два из них (сварная башня и башня с литым корпусом) с броневыми деталями крыши толщиной 15 мм, и два варианта (сварная башня и башня с литым корпусом) – с броневыми деталями крыши с увеличенной согласно Постановлению КО № 428сс толщиной с 15 до 20 мм. При этом башни с крышей толщиной 15 мм, по мнению руководства завода № 183 следовало выпускать до 1000 комплекта включительно, а башни с 20-мм крышей – начиная с 1001 комплекта.
Новые башни, разработанные под установку пушки Ф-34, от башен, находившихся в серийном производстве, отличались в основном следующим:
-
-
- отсутствием на крышке башенного люка прибора кругового обзора;
- наличием защитных броневых планок (детали 34.30.225, 34.30.226) справа и слева от амбразуры пушки Ф-34;
- усиленным креплением дверцы ниши башни (6 болтов вместо 4);
- наличием на броневых деталях фасок, предназначенных для снижения массы башни.
-
Кроме этого на литых корпусах башни (детали 34.30.182-4 и 34.30.182-5) бронировки боковых смотровых приборов, согласно разработанным КБ-520 чертежам, должны были отливаться зацело с корпусом башни, то есть являться ее частью. Следует отметить, что литые корпуса башен с подобной конструкцией оснований смотровых приборов уже изготавливались на Мариупольском заводе при освоении их производства. Но осенью 1940 г. по требованию технологов Мариупольского завода, бронировки оснований боковых смотровых приборов башни с литым корпусом стали изготовляться на заводе № 183 в виде отдельных деталей, по аналогии со сварными башнями. Однако, как показали результаты снарядного обстрела башни танка Т-34, проведенного в сентябре 1940 г. на Артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (далее – АНИОП) РККА, прочность сварного соединения оснований смотровых приборов с бортами башни оказалась недостаточной. В связи с этим в конце 1940 г. заводом № 183 при поддержке ГАБТУ КА начал прорабатываться вопрос о возобновлении производства корпусов литых башен танка Т-34 с бронировками боковых смотровых приборов отлитых зацело с корпусом башни. Реакция Мариупольского завода на данное предложение была негативной – в письме № 395 от 21 января 1941 г. главный инженер завода В.С. Ниценко сообщил руководству завода № 183, ГАБТУ КА и 3-му ГУ НКСП, что отливать основания смотровых приборов зацело с корпусом башни, как это делалось ранее, нецелесообразно по следующим причинам:
«Существовавшее литое основание еще менее удовлетворяет снарядостойкости, чем штампованное своей неравнопрочностью, стенка основания легко пробивается насквозь, нарушение линейных размеров колодца для стекла делает башню слепой и т.д.
Кроме всего вышеуказанного, конструктивное выполнение было слишком трудоемкое и невозможное для массового производства, о чем убедился сам т. МАКСАРЕВ, будучи у нас на заводе».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 47. Л. 108]
Районный инженер ГАБТУ КА на Мариупольском заводе военинженер 2 ранга Г.Э. Зухер согласился с мнением В.С. Ниценко по этому вопросу, в письме № 10с от 23 января 1941 г. начальнику 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА военинженеру 1 ранга С.А. Афонину он отметил:
«При имеющемся конструктивном выполнении основания смотрового прибора зацело с литым корпусом башни отработкой технологии изготовления весьма трудно добиться необходимой плотности литого металла в месте приливов. Кроме того механическая обработка башен с выполненным зацело приливом смотрового прибора – весьма сложна и громоздка. Ремонт этих приборов после пробития невозможен, вследствие чего башня будет просто слепая. Необходимо потребовать от конструкторов завода № 183 новой конструкции смотрового прибора, который был бы приемлем для отливки и мехобработки. После этого можно потребовать от завода им. Ильича выполнения таких башен»
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 47. Л. 111]
Тем не менее, несмотря на возражения Мариупольского завода, такое техническое решение, в конечном счете, было реализовано в чертежах литых корпусов башен 34.30.182-4 и 34.30.182-5, представленных заводом № 183 для утверждения на программу 1941 г., и поддержано ГАБТУ КА. При рассмотрении вышеуказанных чертежей на совещании в Главспецмаше НКСМ представители Мариупольского завода подтвердили свою позицию и со своей стороны предложили «до конструктивной переработки этого места заводом 183 – отливку башен производить по чертежу 34.30.182-3 со вставными основаниями смотровых приборов…». При этом в чертеж 34.30.182-3 ими было предложено внести следующие изменения: отливку защитных ребер по бокам амбразуры, увеличение ширины перемычки в лобовой части с 60 до 130 мм, увеличение глубины паза под установку крыши толщиной 20 мм, ввод фасок для снижения массы корпуса башни. Но достигнуть согласия по этому вопросу на совещании так и не удалось, представители ГАБТУ КА настаивали на отливке оснований смотровых приборов зацело с корпусом башни, исходя из того, что существующие основания смотровых приборов хуже, чем литые заодно с обечайкой. Однако разногласия по поводу конструкции оснований смотровых приборов были далеко не главными препятствием при согласовании чертежей броневых деталей башни на программу 1941 г.
Основным недостатком разработанных заводом № 183 чертежей башни танка Т-34 являлось то, что ни один из четырех вариантов конструкции башни полностью не соответствовал требованиям Постановления КО № 428сс – башня не была расширена (относительно серийной башни) и на ней отсутствовала командирская башенка для обеспечения кругового обзора.
В связи с этим представители ГАБТУ КА не согласовали представленные чертежи броневых деталей башни, записав в протоколе совещания: «Не утверждается до решения вопроса о башне».
Таким образом, на совещании в Главспецмаше НКСМ значительная часть разработанных заводом № 183 чертежей броневых деталей корпуса и башни танка Т-34 для производства в 1941 г. не была согласована с заказчиком. Также заводом № 183 не было достигнуто согласие и с Мариупольским заводом относительно конструкции наиболее трудоемких в производстве броневых деталей. В общих замечаниях, составленных представителями завода № 183 к протоколу совещания, было отмечено:
«Завод № 183 считает, что отказ завода имени Ильича изготовлять детали по предъявленным чертежам: 34.29.011-2 [передний лист крыши], 34.29.012-2; 34.29.013-2 [листы подкрылков], 34.29.065-2, 34.29.066-2, 34.29.067-3, 34.29.069-2, 34.29.070-2, 34.29.071-2 [днища подкрылков], 34.29.904-3 [верхний лист носа], 34.29.906-2 [балка носа], 34.29.1051, 34.29.1052, 34.29.1053 [детали крышки люка механика-водителя], 34.30.182-4, 34.30.182-5 [литой корпус башни] приведет к ухудшению конструкции и боевых качеств танка Т-34 и поэтому настаивает изготовлять перечисленные детали по указанным чертежам».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 47. Л. 165]
Протокол совещания со всеми замечаниями и особыми мнениями был подписан его участниками 10 февраля 1941 г., а на следующий день, 11 февраля, в Кремле у председателя Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилова состоялось еще одно совещание, определившее вектор дальнейшей модернизации танка Т-34.
На совещании у К.Е. Ворошилова, основной целью проведения которого являлось рассмотрение и согласование плана заказов автобронетанкового вооружения на 1941 г., вторым вопросом обсуждался подготовленный в НКСМ и вынесенный В.А. Малышевым на предварительное рассмотрение Комитета обороны проект постановления «О танке Т-34». Предложения В.А. Малышева о поэтапной модернизации танка Т-34, сформулированные в этом документе в основном получили поддержку со стороны К.Е. Ворошилова. По итогам совещания относительно производства танка Т-34 в 1941 г. было принято следующее протокольное решение:
«1. Разрешить Мариупольскому заводу НКСП поставлять заводу № 183 НКСМ в счет программы 1941 года бронеконструкции для танков Т-34 до № 1250 (от начала выпуска Т-34) по чертежам 1940 года. Бронезащиту амбразуры пушки Ф-34 ввести с № 451.
2. Предложить НКСМ, НКСП и НКО до 20 февраля 1941 г. отработать и утвердить чертежи по бронекорпусу и башне танка Т-34 с учетом конструктивных изменений, предусмотренных постановлением КО № 428сс.
3. Предложить Наркомсудпрому приступить к выпуску на Мариупольском заводе бронекорпусов и башен к танку Т-34 по вновь утвержденным чертежам и техническим условиям, начиная с 1251-го порядкового номера машин от начала выпуска.
4. Предусмотренные постановлением К.О. № 428сс конструктивные изменения танка Т-34 в части расширения башни, установки командирской башенки и цевочного зацепления, ввести на танки Т-34 с торсионной подвеской.
5. Вес танка Т-34 со всеми изменениями, предусмотренными постановлением КО № 428сс, установить 27,5 тонн, а с торсионной подвеской не более 25 тонн».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 340. Л. 11]
Из приведенного выше текста протокола видно, что принятые на совещании 11 февраля 1941 г. решения отменяли часть пунктов Постановления КО № 428сс, касавшихся сроков и объемов модернизации танка Т-34. Теперь модернизация танка Т-34 должна была вестись по двум направлениям – так называемым большой и малой модернизации.
Большая модернизация представляла собой создание фактически нового среднего танка с торсионной подвеской и расширенной башней (по сравнению с башней серийного танка Т-34) с командирской башенкой, со всеми изменениями, изложенным в Постановлении КО № 428сс. При этом руководству ГАБТУ КА, НКСМ и завода № 183 предстояло согласовать тактико-технические требования на проектирование этой машины, так как по ряду параметров (боевая масса, состав экипажа и др.) имелись разногласия. На разрешение всех спорных вопросов, разработку технического проекта и изготовление макета танка Т-34 с торсионной подвеской отводилось немногим более месяца.
Малая модернизация представляла собой комплекс мероприятий по повышению боевых и эксплуатационных характеристик серийного танка Т-34, проводимых без радикального изменения конструкции машины. Перечень этих мероприятий включал в себя оснащение танка Т-34 пушкой Ф-34 и новым дизелем мощностью 600 л.с., увеличение боекомплекта, повышение прицельной скорострельности из пушки, улучшение обзорности, усиление броневой защиты днища корпуса танка и крыши башни, а также увеличение срока службы и повышение надежности работы узлов и механизмов танка. От расширения башни танка Т-34 и оснащения его командирской башенкой и гусеницами с цевочным зацеплением, в рамках малой модернизации было решено отказаться.
Необходимо отметить, что решения, принятые на совещании у председателя Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилова, устраивали все заинтересованные стороны. Разрешение на производство броневых деталей танка Т-34 до 1250 комплекта включительно по чертежам и техническим условиям 1940 г., данное Мариупольскому заводу позволяло полностью использовать имевшиеся на заводе заделы на всех стадиях производства. НКСМ получал время на относительно безболезненный для заводов № 183 и СТЗ переход на выпуск модернизированной «тридцатьчетверки», а ГАБТУ КА, в случае выполнения заводом № 183 своих обязательств, получал в 1941 г. вполне приемлемый по своим характеристикам модернизированный танк Т-34, а также новый, полностью отвечавший современным требованиям, средний танк с торсионной подвеской.
Во исполнение указаний протокольного решения, принятого у председателя Комитета обороны при СНК СССР, 12 февраля 1941 г в Москве состоялось совместное заседание представителей Главспецмаша НКСМ и ГАБТУ КА по согласованию мероприятий по малой модернизации серийного танка Т-34. В результате обсуждения, стороны приняли следующие решения, зафиксированные в протоколе:
Стоит заметить, что решения, указанные в протоколе были предварительными, так как они не были согласованы с руководством завода № 183, представители которого на этом совещании отсутствовали.
На следующий день, 13 февраля 1941 г., в Главспецмаше НКСМ прошло повторное совещание по согласованию чертежей броневых деталей танка Т-34 на программу 1941 г. Напомним, что первое совещание по этому вопросу состоялось 8 февраля 1941 г. также в Главспецмаше НКСМ. На этот раз в работе совещания приняли участие: от Главспецмаша НКСМ – главный инженер Г.С. Хламов и инженер технического отдела Н.И. Массальская; от завода № 183 – заместитель начальника КБ-520 А.В. Колесников; от 3 ГУ НКСП – главный инженер А.А. Хабахпашев; от ГАБТУ КА – начальник БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга Б.М. Коробков и начальник 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга С.А. Афонин.
В ходе обсуждения участниками совещания было решено, что все броневые детали корпуса и башни танка Т-34 до комплекта № 1251, должны изготавливаться по чертежам, действовавшим на 1 января 1941 г., за исключением литого корпуса башни, крышки башенного люка, дверцы ниши башни и деталей броневой защиты пушки Ф-34. Мнение специалистов Мариупольского завода о нецелесообразности отливки оснований смотровых приборов зацело с корпусом башни было учтено – литой корпус башни должен был изготавливаться по старому чертежу 34.30.182-3 (с вставными основаниями смотровых приборов) со следующими изменениями:
«а) отливка ребер в лобовой части [слева и справа от амбразуры пушки Ф-34];
б) обработка паза на нижней кромке размером 45×140 мм;
в) усиление перемычки в лобовой части;
г) толщина лобовой части между ребрами 52 – 48 мм. Проверка в нижней части на ребрах по R=40 не производится;
д) наружный диаметр башни не должен превышать Ø1785 мм, для чего разрешатся проточка».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41. Л. 184]
В крышке башенного люка отменялись отверстия для установки прибора кругового обзора, а в дверце ниши башни вводились два новых отверстия для дополнительных болтов. Серийное производство измененного литого корпуса башни, крышки башенного люка и дверцы ниши Мариупольский завод должен был начать сразу же после получения от завода № 183 новых чертежей.
Кроме этого Мариупольский завод обязывался изготовить и поставить заводу № 183 по отдельному заказу защитные броневые планки амбразуры пушки Ф-34 – детали 34.30.225 и 34.30.226 для сварных башен и 34.30.233 и 34.30.234 для башен с литым корпусом. Этими защитными планками должны были комплектоваться башни, предназначенные под установку пушки Ф-34 – все сварные башни, а также башни с литыми корпусами, изготовленными по старым чертежам (без ребер слева и справа от амбразуры).
Поставку броневых деталей защиты пушки Ф-34 по чертежам, утвержденным 6 февраля 1941 г., Мариупольскому заводу следовало осуществлять по отдельному договору, причем первые комплекты этих броневых деталей должны были поступить на завод № 183 к 1 марта 1941 г.
Начиная с 1251 комплекта, броневые детали корпуса и башни танка Т-34 должны были изготавливаться со следующими изменениями:
-
-
- увеличенной с 25 до 40 мм толщиной броневых деталей защиты картеров бортовых редукторов (детали 34.29.021-2 и 022-2);
- увеличенной с 16 до 20 мм толщиной броневых деталей днища в передней части корпуса (детали 34.29.009-3 и 34.29.026-1);
- увеличенной с 13 до 16 мм толщиной броневых деталей днища в задней части корпуса (детали 34.29.010-3, 34.29.027-1, 34.29.028-1 и 34.29.038-1);
- увеличенной с 15 до 20 мм толщиной броневых деталей крыши башни (детали 34.30.008-4, 34.30.008-5, 34.30.010-3, 34.30.014-1, 34.30.015-1, 34.30.017-5, и 34.30.117-1);
- в связи с увеличением толщины деталей крыши башни, в лобовом и бортовых листах сварной башни (детали 34.30.001-2, 34.30.018-3 и 34.30.019-3), а также в литом корпусе башни (деталь 34.30.182-4) увеличена глубина паза для установки деталей крыши;
- в связи с изменениями топливной системы и системы смазки двигателя изменялась конструкция броневых деталей крыши корпуса (детали 34.29.011-2, 34.29.014-1, 34.29.015-1, 34.29.029-2, 34.29.052-2, 34.29.053-2, 34.29.850-2, 34.29.851-2 и 34.29.1111).
-
Остальные броневые детали корпуса и башни танка Т-34 для комплектов, начиная с № 1251, Мариупольский завод должен был продолжать изготавливать по чертежам, действительным на 1 января 1941 г.
Относительно броневых деталей крышки люка механика-водителя с новыми смотровыми приборами в протоколе совещания было указано:
«Представленные чертежи дет. 34.29.1051; 34.29.1052; 34.29.1053; 34.29.1061; 34.29.1062 – утвердить по получению положительных результатов при обстреле.
Одновременно заводу 183 начать разработку нового варианта люка со смотровыми приборами в нем, обеспечив представление утвержденных ГАБТУ КА чертежей заводу им. Ильича к 1.III-41 года».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41. Л. 188]
По требованию представителя завода № 183 на совещании был решен вопрос и о конструкции подкрылков танка Т-34. В целях устранения процесса образования трещин на днищах подкрылков после сварки, конструкция их соединения с листами подкрылков была изменена. Для серийного производства в 1941 г. был утвержден вариант соединения этих броневых деталей с использованием дополнительной планки, снижавшей внутренние напряжения в металле в зоне сварки. Утвержденный вариант соединения впервые был рекомендован для серийного производства на техническом совещании, состоявшемся 10 января 1941 г. в отделе «700» завода № 183. Протокол этого технического совещания 20 января 1941 г. с препроводительным письмом № СО365 был отправлен на утверждение начальникам Главспецмаша НКСМ и ГАБТУ КА.
Кроме этого на совещании были учтены требования Мариупольского завода об увеличении допусков на размеры ряда броневых деталей. Завод № 183 обязывался внести в чертежи все оговоренные на совещании изменения и не позднее 20 февраля 1941 г. представить Мариупольскому заводу полный комплект чертежей броневых деталей, утвержденных ГАБТУ КА, за исключением чертежей деталей крышки люка механика-водителя с новыми смотровыми приборами.
Для утверждения чертежей танка Т-34 на программу 1941 г., а также для согласования вопросов, связанных с заключением нового договора, из Москвы в Харьков на завод № 183 выехал начальник 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга С.А. Афонин. Чертежи броневых деталей танка Т-34 со всеми внесенными в них изменениями были утверждены С.А. Афониным уже 18 февраля 1941 г., а через день, 20 февраля, семь комплектов этих чертежей и спецификация на броневые детали отправлены на Мариупольский завод. В препроводительном письме № СО1007, подписанном главным инженером завода № 183 С.Н. Махониным и начальником КБ-520 Н.А. Кучеренко, сообщалось:
«В указанные чертежи бронедеталей внесены все изменения и замечания, изложенные в протоколе совещания в Главспецмаше НКСМ от 13/II-41 г., составленного на основании протокольного решения у Председателя Комитета Обороны СССР от 11/II-41 г. Внесенные в чертежи изменения проработаны Вами и Вашим представителем т. Заседским.
Производство и поставку бронедеталей, согласно прилагаемых чертежей и спецификаций, необходимо производить комплектно в строгом соответствии с номерами машин, указанными в спецификации.
С получением данных чертежей со штампом «1941 г.» все без исключения имеющиеся у Вас чертежи необходимо изъять с производства и заменить их новыми, утвержденными на 1941 г.
Одновременно с этим сообщаем, что по требованию БТУ КА, заводом № 183 в данное время отрабатывается конструкция новых смотровых приборов и при положительных результатах испытания последних потребует изменения ряда бронедеталей (люк водителя, крыша корпуса под башней, два листа башни и люк башни). В связи с этим, для возможности быстрейшего введения в производство новых смотровых приборов, просим задел указанных деталей иметь на производстве возможно малым».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 232. Л. 115 – 116]
В рамках подготовки к заключению договора между заводом № 183 и ГАБТУ КА на поставку Красной Армии танков Т-34, в Харькове 21 февраля 1941 г. у главного инженера завода № 183 С.Н. Махонина состоялось совещание, на котором присутствовали: исполняющий обязанности главного конструктора завода № 183 А.А. Морозов, начальник КБ-520 Н.А. Кучеренко, начальник 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА С.А. Афонин, районный инженер ГАБТУ КА на заводе № 183 Д.М. Козырев и начальник технического отдела Главспецмаша НКСМ И.П. Терехин. На совещании были утверждены чертежи танка Т-34 по всем ранее не утвержденным группам, в том числе и чертежи на установку 76,2-мм пушки Ф-34.
Следует отметить, что первая пушка Ф-34 поступила на завод № 183 в конце января 1941 г. и была использована для отработки ее установки в башне танка Т-34, а также для ознакомления с ней работников завода. Как следовало из письма № 103/517, отправленного директором завода № 92 А.С. Еляном руководству завода № 183, «система боеспособна, но отправлять ее в часть нельзя, т.к. из нее произведено тысяча выстрелов». В первой половине февраля 1941 г. пробная установка этой пушки была осуществлена в танке Т-34 № 311-25-3, находившемся в распоряжении опытного отдела «500», после чего завод № 183 приступил к подготовке производства на выпуск танков Т-34 с пушкой Ф-34.
Помимо утверждения чертежей на совещании у главного инженера завода № 183 был определен перечень изменений и доработок, которые требовалось внести в конструкцию танка Т-34 в рамках малой модернизации. Согласно принятым на совещании решениям, завод № 183 в 1941 г. должен был провести модернизацию серийных танков Т-34 в следующем объеме:
«1) Как неудовлетворяющий удобство пользования, прибор кругового обзора с танка № 324 выпуска зав. № 183 отменить. Вместо него устанавливать в крыше башни справа впереди ПТК с танка не позднее № 1001. На всех ранее выпущенных заводом танках завод № 183 производит замену прибора кругового обзора панорамой ПТК с № 324 за счет завода, а с № 1 по № 323 вкл. по дополнительному соглашению с БТУ КА.
Разрешается н/заводу № 183 в крышах башни, на которых отсутствует отверстие д/ПТК производить вырезку отверстия огнем.
2) К 10/III-41 г. завод № 183 предъявляет три штуки литых люков [крышек люка механика-водителя] на завод им. Ильича для повторного обстрела. К этому же сроку завод № 183 предъявляет три штуки штампованных люка с оптическими призмами, из них один люк устанавливается на танк для оценки обзорности в пробеге, и два люка отсылаются на завод им. Ильича для испытания обстрелом по Т.У. ГАБТУ КА.
Принятый БТУ КА люк с новыми смотровыми приборами устанавливать на танки не позднее № 1001.
На всех ранее выпущенных танках с № 1-го завод заменяет до 1/I-42 г.
3) До отработки конструкции нового вентилятора допускается к установке на танках существующего по чертежу 34.07.сб [с гарантийным сроком работы не менее 1500 км пробега], но не больше до № 1001.
На всех ранее выпущенных танках с № 1 завод заменяет вентиляторы новыми до 1/I-42 г.
4) Новую боеукладку [об испытаниях которой было рассказано в прошлой главе] завод устанавливает на серийные танки с № 751, а на ранее выпущенных танках с № 1 заменяет до 1/I-42 г.
5) Существующий образец воздухоочистителя устанавливать разрешается до № 1001. К 15.V.41 г. завод № 183 предъявляет к испытаниям новый воздухоочиститель, и если потребуется, по результатам испытаний, к 1/I-42 г. заменять на всех ранее выпущенных танках воздухоочистители, с танка № 1.
6) С танка не позднее № 1001 завод № 183 устанавливает коробку передач с числом зубьев шестерен третьей скорости 27 и 21. На ранее выпущенные танки завод № 183, по дополнительному соглашению с БТУ КА, изготовляет парные комплекты шестерен с измененным количеством зубцов.
7) Разработанный смотровой прибор в башне с зеркальной призмой завод № 183 предъявляет для испытания к 25.III.41 г. При положительных результатах испытания ввести на танках не позднее № 1001, и производит замену на ранее выпущенных танках до 1/I-42 г.
8) ППД укладывать в носовой части корпуса на баллонах. Укладку производить с танка № 751.
9) После испытания новых вариантов гусениц, разработанных заводом, на всех ранее выпущенных танках, начиная с № 1, старые гусеницы заменить в сроки, установленные после утверждения конструкции и определения объема работ».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41. Л. 233 – 235]
К 1 апреля 1941 г. завод № 183 должен был представить чертежи и технические условия на все модернизированные узлы и механизмы, вводимые в серийное производство с машины № 1001, а также изготовить один эталонный танк Т-34 с этими узлами и механизмами для проведения испытаний.
Относительно проектирования танка Т-34 с торсионной подвеской и расширенной башней с командирской башенкой на совещании было решено, что завод № 183 к 15 марта 1941 г. изготовит макет этой новой боевой машины и представит его на рассмотрение и утверждение ГАБТУ КА.
Кроме этого в 1941 г. завод № 183 обязывался провести опытные работы по установке в серийном танке Т-34 дизеля В-5 мощностью 600 л.с., (вместо указанного в Постановлении КО № 428сс дизеля В-2К), и инерционного стартера ИС-9 для пуска двигателя. А также доработать опытный образец огнемета для танка Т-34 с дальностью огнеметания не менее 90 метров и с запасом огнесмеси не менее чем на 10 – 12 выстрелов, и к 15 апреля 1941 г. представить его на испытания в БТУ ГАБТУ КА.
Протоколы совещания по утверждению чертежей танка Т-34 и мероприятий по малой модернизации, вместе с перечнями чертежей 21 февраля 1941 г. с препроводительным письмом № СО1062 были отправлены с завода № 183 в Москву для утверждения начальнику БТУ ГАБТУ КА военинженеру 1 ранга Б.М. Коробкову и начальнику Главспецмаша НКСМ А.А. Горегляду.
А еще через два дня, 24 февраля 1941 г., заводом № 183 был подготовлен и отправлен в ГАБТУ КА на согласование проект договора на поставку Красной Армии танков Т-34 в 1941 г. с приложениями, состоявшими из следующих документов: «Тактико-техническая характеристика танка Т-34 на 1941 год» и «Порядок предъявления рекламаций». Также в качестве приложения к договору в ГАБТУ КА был отправлен согласованный с районным инженером ГАБТУ КА на заводе № 183 Д.М. Козыревым «Перечень конструктивных доработок и изменений на 1941 год по маш. А-34 помимо тех, которые оговорены протоколом СО1062 от 21/II-41 г. на з-де 183». Перечень состоял из 16 пунктов, касавшихся не принципиальных изменений и доработок узлов и механизмов силовой установки и трансмиссии, приборов электрооборудования, а также расширения номенклатуры и размещения комплекта ЗИП. В графе «Мнение завода» было указано:
«1. Завод принимает указанные в данном перечне изменения для конструктивной проработки в 1941 г.
2. Сроки введения в серийное производство по каждому изменению будут определяться после удовлетворительных результатов испытания, согласования с БТУ КА и утверждения Наркомата Среднего Машиностроения в соответствии с постановлением СНК Союза ССР № 2465 от 8/VII-40 г.».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 306 – 308. Л. 1 – 3]
Таким образом, по состоянию на конец февраля 1941 г. все основные спорные вопросы, касавшиеся производства модернизированной «тридцатьчетверки» были урегулированы на самом высоком уровне. Чертежи танка Т-34 по всем группам были утверждены заказчиком на программу 1941 г., а договор между заводом № 183 и ГАБТУ КА находился на стадии оформления.
В феврале 1941 г. коллективом конструкторского бюро КБ-520 и опытного отдела «500» завода № 183, в рамках большой и малой модернизации танка Т-34, был проведен большой объем конструкторских и опытных работ, часть из которых дала положительные результаты. Из сводки № 147с, составленной военным представителем ГАБТУ КА на заводе № 183 военинженером 3 ранга П.П. Байковым:
«I. Работы проводимые в цехе «500»
1. Испытание 2-х типов главных фрикционов с фрикционным креплением вентилятора. Машины с данными фрикционами прошли по 400 клм, после чего испытания были прекращены вследствие поломок 3-х шпилек (как на одном, так и на втором типе).
В настоящее время находится на изготовлении новый главный фрикцион с измененным ведущим барабаном и фрикционной посадкой вентилятора. Последний тип будет изготовлен в середине Марта 1941 г.
2. Проводили испытания ряда вентиляторов с жесткой посадкой на вал мотора. Положительных результатов не достигнуто.
3. Проводились испытания коробок перемены передач.
а) Испытывалось два варианта КПП с пониженной третьей скоростью. Испытания закончены и дано положительное заключение.
б) Продолжаются испытания КПП с постоянным зацеплением 2-й, 3-й и 4-й передач, машина с данной коробкой прошла около 3000 клм. Дефектов по коробке не наблюдается.
4. На 2-х машинах Т-34 производятся испытания ряда заменителей, как по ходовой части, так и трансмиссии.
5. Произведен монтаж Ф-34 на машину Т-34.
6. Смонтированы на 2-х машинах Т-34 новые рации (КРСТБ) и в настоящее время проходят испытания.
7. Продолжаются испытания огнемета. Во время испытания выявлено следующее:
а) Длина продолжительной струи доходит до 65 метров, при этом смеси, находящейся в носовом баллоне хватает всего только на 3 – 4 выстрела.
б) Длина короткой струи достигает до 50 метров, таким способом количество выстрелов можно получить 8 – 10. Для получения короткой струи пользовались специальной ручкой, которая приводилась в движение от руки, при этом продувка воздухом монитора была отключена.
в) Подтекание бензина на опытном образце пока не устранено, спущены в производство чертежи, в которых конструктивно этот дефект устранен.
<…>
II. По конструкторскому бюро «520»1. По большой модернизации Т-34 спущены в цех чертежи на изготовление макета, разрабатывается окончательная компоновка машины, приступают к детальной разработке отдельных узлов и агрегатов.
2. Ведется работа по малой модернизации машин Т-34. В настоящее время разработаны чертежи и спущены в производство по 31 теме из 39, в том числе отправлены в Мариуполь чертежи по 14 темам. По 8 темам чертежи еще не выпущены из Конструкторского бюро. Из них 2 темы по вентилятору и гусенице не нашли еще окончательного конструктивного решения».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41. Л. 230 – 231]
Также определенных успехов в работе добился и танковый отдел «100» завода № 183. Хотя отделу и не удалось полностью выполнить приказ НКСМ № 48сс от 28 января 1941 г. о «ежесуточном выпуске продукции в феврале месяце», всего военной приемке ГАБТУ КА в этом месяце было сдано 85 танков Т-34, из них 16 танков оборудованных радиостанциями и 69 линейных машин. При этом на военпредовские испытания большим пробегом в феврале 1941 г. было предъявлено 87 танков Т-34, из которых 80 машин выдержали испытания с первого раза, 3 машины были приняты со второго раза и 4 машины, не выдержав первый большой пробег, перешли на март месяц. Кроме этого в феврале 1941 г. выдержали испытания повторным большим пробегом 3 танка Т-34 январской сборки. Из 86 танков Т-34, успешно прошедших военпредовские испытания большим пробегом, в феврале 1941 г. дополнительно испытывались контрольными пробегами 38 машин, из которых 28 выдержали испытания и 10 – перешли на март.
Как следует из оперативной сводки № 157с, составленной военным представителем ГАБТУ КА на заводе № 183 капитаном П.Ф. Русаковым, основными дефектами, из-за которых проводились контрольные и повторные большие пробеги, были:
«1. По бортовой передаче:
а) Разрушение концевого роликоподшипника дет. 34-16-049, основная причина перекос картеров б/передачи, слаб и конструктивно неудачен сам подшипник. Для устранения дефекта изменена технология приварки заднего моста, выпущены технические условия, по которым ведется проверка в отделе «700». Конструкторским бюро разработан усиленный роликоподшипник, который изготавливается и будет испытан в цехе «540».
б) Задиры и изгиб дет. 34-16-007 (проставочное кольцо), причина – чрезмерно сильная затяжка набора ведущего валика приспособлением, а затем струной, вызывающая изгиб кольца и проворачивание внутренней обоймы сферического роликоподшипника на шейке фланца. Для устранения дефекта вводится проставочное кольцо дет. 34-16-007 с зубцами, которые предотвратят его проворачивание по отношению торцов зубьев ведущего валика. Обойма сферического роликоподшипника будет насаживаться на шейку фланца в масле в нагретом состоянии, и уменьшена затяжка струны.
2. По подвеске:
а) На 4-х машинах обнаружена большая выработка чугунных втулок регулирующего стакана свечей и значительные задиры штоков. Причины исследуются, и параллельно разрабатывается метод устранения дефекта на заделе и в производстве. Собранные и неотправленные с завода машины будут проверены и обнаруженный дефект устранен. По результатам проверки имеющихся на заводе машин будет решен вопрос об отправленных.
б) При испытании машин по пересеченной местности наблюдаются случаи сбивания площадок амортизатора передней подвески, частые случаи разрушения резиновых амортизаторов и отдельные случаи при ударах на ухабах погнутости осей колес переднего балансира. Причина исследуется Конструкторским бюро и по выявлению причин будут приняты меры.
3. По коробке П.П. – Замена шестерен по сколам зубьев, дефект конструктивный и окончательно может быть изжит при введении в серию К.П.П. с постоянным зацеплением шестерен.
4. По бортовому фрикциону – Частые случаи уменьшения зазора в выключающем механизме после пробега, что приводит к выемке К.П.П. для восстановления зазора и затем к контрольным пробегам. Причина – неудачная конструкция и не доработана технология. Для устранения дефекта введен при монтаже фрикциона на К.П.П. увеличенный зазор и разрабатывается стенд для обкатки фрикциона под нагрузкой с целью приработки деталей и особенно дисков трения за счет приработки которых в основном и уменьшается зазор».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 32. Л. 205 с об.]
По состоянию на 1 марта 1941 г. на заводе № 183 кроме сданных машин в заделе имелось еще 100 танков Т-34 в различной степени готовности:
-
-
- 14 танков, окрашенных, но окончательно не укомплектованных;
- 33 танка, прошедших сдаточные испытания и готовящихся к сдаче под покраску;
- 10 танков, прошедших заводские испытания и готовящихся к сдаточным испытаниям;
- 23 танка, собранных и находящихся на подготовке к заводским испытаниям;
- 20 танков на конвейере в различной стадии сборки.
-
При этом из 100 танков Т-34, находившихся в заделе завода № 183 только 17 машин предназначались для установки пушки Л-11, все остальные танки оборудовались под установку новой 76,2-мм пушки Ф-34.
Отправка первой партии пушек Ф-34 с завода № 92 на завод № 183 состоялась 14 февраля 1941 г., о чем районный инженер УВНА ГАУ КА на заводе № 92 военинженер 1 ранга И.Ф. Телешов уведомил дирекцию завода № 183 письмом № 4/82с. Из Горького в Харьков железнодорожным транспортом было отправлено 10 пушек Ф-34 с заводскими номерами 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 13 и 15. Всего же в феврале 1941 г. завод № 183 получил из Горького 39 пушек Ф-34, предназначенных для установки в танки Т-34.
В счет договора с ГАБТУ КА в феврале 1941 г. с завода № 183 было отправлено железнодорожным транспортом 96 танков Т-34, в том числе 50 линейных и 46 оборудованных радиостанциями. Танки отправлялись следующим получателям:
-
-
- 5 февраля 1941 г. 30 линейных танков (заводские номера: 0963-6, 364-94, 756-46, 938-01, 756-49, 756-42, 714-37, 756-44, 364-95, 0834-3, 0708-3, 0708-5, 827-06, 0836-8, 714-38, 0914-4, 0914-8, 756-71, 714-35, 0368-0, 827-41, 0963-7, 0963-2, 756-43, 0734-7, 0708-2, 0708-6, 364-57, 811-58 и 811-34) – начальнику АБТВ Прибалтийского военного округа;
- 5 февраля 1941 г. 2 танка, оборудованных радиостанциями (заводские номера: 0766-7 и 0449-8) – начальнику Ленинградских Краснознаменных бронетанковых курсов усовершенствования командного состава;
- 5 февраля 1941 г. 2 танка, оборудованных радиостанциями (заводские номера: 810-01 и 810-05) – начальнику Военной академии механизации и моторизации Красной Армии им. Сталина;
- 10 февраля 1941 г. 20 линейных танков (заводские номера: 0914-9, 811-24, 714-15, 714-36, 756-12, 364-98, 0708-9, 364-97, 938-31, 0914-6, 0834-7, 0836-2, 938-21, 0963-4, 827-01, 0368-3, 0834-4, 0836-6, 810-10 и 0963-3) – начальнику АБТВ Западного особого военного округа;
- 13 февраля 1941 г. – 20 танков, оснащенных радиостанциями (заводские номера: 0368-2, 0766-3, 810-12, 848-71, 0766-9, 0766-4, 848-82, 0823-2, 0968-8, 848-20, 848-19, 703-75, 848-22, 703-74, 814-67, 0968-7, 848-17, 0968-3, 0834-2 и 0362-6) – командиру 8-й танковой дивизии;
- 15 февраля 1941 г. – 20 танков, оснащенных радиостанциями (заводские номера: 476-43, 848-31, 0766-5, 848-62, 848-15, 848-21, 0968-4, 848-13, 814-64, 0968-5, 703-76, 703-71, 0968-9, 0968-6, 848-16, 814-63, 814-62, 0823-1, 0826-4 и 848-72) – командиру 12-й танковой дивизии;
- 18 февраля 1941 г. – 2 танка, оснащенных радиостанциями (заводские номера: 0766-0 и 814-69) – начальнику Харьковского бронетанкового училища им. Сталина.
-
В день, когда состоялась последняя февральская отправка танков Т-34 с завода № 183, 18 февраля 1941 г., заместитель начальника БТУ ГАБТУ КА Н.Н. Алымов направил районному инженеру ГАБТУ КА на заводе № 183 Д.М. Козыреву письмо № 144711, содержавшее разнарядку на отгрузку танков Т-34 во 2 – 4 кварталах 1941 г.:
«В дополнение ранее высланной Вам разнарядки на 1 квартал 1941 года № 144232 от 20.1.41 года даю разнарядку на остальные три квартала 1941 года.
1 очередь КОВО
1) г. Львов 68 шт.
2) г. Злочев 156 шт.
3) г. Стрый 180 шт.
4) г. Станиславов 133 шт.
5) г. Ровно 210 шт.
6) ст. Шепетовка 53 шт.
Итого: 800 шт.
2 очередь ЗАПОВО
г. Белосток 250 шт.
3 очередь ПРИБОВО
г. Ионава Литовской ССР 150 шт.
г. Алитус Литовской ССР 100 шт.
Итого: 250 шт.
ВСЕГО: 1300 шт.
Отправку машин в указанные станции назначения производите на имя Начальников АБТВ округов. Машины с рациями отправляйте в пределах 40% от общего занаряженного количества машин каждому округу.
Подвижной состав обеспечивается заводом поставщиком через свой наркомат. Охрану вызывайте с местного гарнизона за 7 дней до отправки транспорта. Для отправки в 20 единиц и более за 10 дней извещайте БТУ КА для присвоения воинского номера транспорта. О каждой отправке телеграфно извещайте 4 отдел БТУ КА».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 13. Л. 72]
В заключение этой главы отметим, что процесс оформления договора между ГАБТУ КА и заводом № 183 на поставку в 1941 г. танков Т-34 завершился 8 марта 1941 г., в этот день заместитель начальника ГАБТУ КА генерал-майор технических войск И.А. Лебедев, представлявший Заказчика, подписал договор. Со стороны Поставщика договор был подписан 6 марта 1941 г. заместителем директора и главным инженером завода № 183 С.Н. Махониным. При регистрации договору был присвоен номер Б1-221.
Неотъемлемой частью Договора № Б1-221 являлись шесть приложений к нему:
1. «Ведомость поставки танков»;
2. «Тактико-техническая характеристика танка Т-34»;
3. «Перечень конструктивных доработок и изменений танка Т-34 в 1941 году»;
4. «Порядок предъявления рекламаций на 1941 год»;
5. «Ведомость возимого и не возимого комплектов ЗИП»;
6. «Форма заявки на предъявляемую представителю Заказчика машину».
Согласно ведомости поставки танков завод № 183 обязывался изготовить и сдать заказчику в 1941 г. всего 1600 танков Т-34, из них 668 танков оснащенных радиостанциями и 932 линейных танка, причем линейные машины должны были быть оборудованы антенным вводом для штыревой антенны и креплениями для установки радиостанции. Танки должны были поставляться в следующей комплектации:
«На танках, указанных в позиции № 1 [линейные танки Т-34], должно быть установлено:
а) Вооружение: Одна 76 мм пушка «Л-11» или «Ф-34». Три пулемета «ДТ» (один, спаренный с пушкой, один установлен у радиста и один запасной). Один пулемет «ППД» или «ППШ». Две сошки к пулеметам «ДТ».
б) Оптика:
1. На танках с пушкой «Л-11»: Один «ТОД-6», один «ПТ-6».
2. На танках с пушкой «Ф-34»: Один «ТОД-7», один «ПТ-7», один «ПТК» и один компас «КИ».
в) Связь: Переговорное устройство «ТПУ-3Р». Штыревая (ложная) антенна.
На танках, указанных в позиции № 2 [танки Т-34, оснащенные радиостанциями], должно быть установлено:
а) Вооружение и оптика тоже что и для танков позиции № 1.
б) Связь: Радиостанция «71-ТК-3» или «10-Р» (КРСТБ).
Переговорное устройство «ТПУ-3Р».
Примечание:
1. Пушку «Ф-34» устанавливать с 269 танка 1941 г.
2. Пулемет «ППД» или «ППШ» устанавливать с 636 танка 1941 г.
3. Радиостанцию «10-Р» устанавливать на танки не позднее одного месяца с момента получения их от завода Поставщика рации (ТПУ-3Р устанавливается не позднее 1-го апреля 1941 г.)».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 99. Л. 55 об., 56]
Отпускная цена за один танк Т-34, как за оснащенный радиостанцией, так и за линейный, была определена в размере 400000 рублей. При этом стоимость пушки, пулеметов и прицелов не входила в эту сумму и оплачивалась отдельно финансовым управлением ГАУ КА. Общая стоимость договора составила 640160000 (шестьсот сорок миллионов сто шестьдесят тысяч) рублей.
Экземпляр подписанного договора № Б1-221 со всеми приложениями и протоколом разногласий 13 марта 1941 г. при препроводительном письме № 145113с был отправлен из ГАБТУ КА в Главспецмаш НКСМ для передачи его заводу № 183.