С легкой руки немецких историков 18-го века считается, что до 862 года, до призвания на Русь варяжского Рюрика у славян не было государственности. Те источники, которые существовали ранее и противоречили этому мнению, отрицались, как недостоверные. А таким ли уж варягом был легендарный Рюрик?
Содержание:
Источники и археологические данные
В 9 веке у ильменских словен, населявших современную Новгородскую землю, уже существовали зачатки государственности. И воинственные соседи, хазары и германцы, были вынуждены с нашими предками считаться.
Впервые имя Гостомысла встречается на страницах летописей в 15-м веке, несомненно, они писались на основании более древних источников. На эти древние источники ссылается в своих работах и Василий Татищев.
Недалеко от Старой Ладоги есть место, которое именуется Рюриковым городищем, археологами доказано, что в 9-м веке там есть следы и славянского и варяжского пребывания, а западные источники существование Гостомысла не ставят под сомнение.
А еще есть холм Гостомысла и могила его на Волотовом поле близ Великого Новгорода.
Гостомысл, сын Буривоя
Отца Гостомысла, военного вождя, посадника или представителя дорюриковской славянской правящей династии, звали Буривой. Он вел войну с варягами. Он захватил некий Великий град, возможно являвшийся прародителем Великого Новгорода и стал там княжить до самой своей смерти.
А после нее варяги снова обложили соплеменников Буривоя тяжелой данью и люди позвали княжить сына Буривоя, того самого Гостомысла.
И был сей муж мудр, и княжил долго, давая защиту людям и мир земле. Он прогнал варягов, а с некоторыми враждебными племенами заключил договоры, скрепленные брачными союзами.
Гостомысл умер глубоким стариком, около 860-го года. А с наследником ему помог определиться вещий сон.
Сон Гостомысла
У правителя Гостомысла было три дочери, всех их он выдал за князей-соседей. А вот с наследником мужского рода не повезло. Четверо сыновей Гостомысла умерли еще при жизни отца и то, что власть некому передать, вождя очень печалило.
Однажды он увидел сон, что из чрева его средней дочери Умилы выросло огромное древо, с могучими корнями и раскидистыми ветвями, покрывшими всю землю.
Призванные волхвы истолковали сон: наследника Гостомыслу родит именно Умила. То есть имелся вполне легитимный наследник, правда, по женской линии.
Сын Умилы, как отголосок матриархата
Не будем забывать, что славяне были язычниками, культ женского начала у них был очень силен. Да и матриархат был сравнительно недавним распространенным укладом.
Перед смертью Гостомысл позвал старейшин и поручил им послать гонцов именно к сыну Умилы Рюрику, с тем, чтобы внук прибыл и стал княжить.
Если это не так, то неужели выбор призванного варяга наши предки могли осуществлять случайным образом? Ведь с варягами они сражались, а тут — приезжайте и владейте нами?
Нет, скорее всего выбор мог быть обусловлен именно родством Рюрика с последним представителем, угасшей со смертью Гостомысла, династии.
Так что не таким уж и чужим был варяг Рюрик для славян. И не чуждую династию позвали наши предки на княжение, а родного внука своего предводителя Гостомысла.