Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Ровно 85 лет назад, 20 марта 1932 года, состоялся первый испытательный полет американского истребителя Boeing Р-26 по прозвищу Peashooter (игрушечное духовое ружье, стреляющее горохом). На тот момент это была весьма перспективная машина – первый в мире цельнометаллический истребитель с гладкой дюралевой обшивкой и фюзеляжем типа «монокок», а также – первый одноместный истребитель, штатно оснащенный радиостанцией и посадочными тормозными щитками. В то же время в нем содержался и ряд «традиционных» решений, таких как расчалочное крыло и открытая кабина.
«Пишутер» был построен в количестве 151 экземпляра, большинство из которых служили в американских ВВС до начала 1940-х годов. Кроме того, 11 штук продали в Китай под экспортным обозначением Boeing Model 281, несколько штук – в Панаму и Гватемалу, а один демонстрационный экземпляр – в Испанию. Самолеты, ранее принадлежавшие американскому авиаэскадрону, расквартированному на Филиппинах, в 1941 году были переданы филиппинским ВВС и в их составе принимали участие в боях с японцами. Одному из них даже удалось сбить японский бомбардировщик. Последние Р-26 списали в Гватемале в 1954 году, то есть самолет дослужил до эпохи сверхзвуковой авиации.
Несмотря на относительно небольшой объем серийного выпуска, Р-26 стал своего рода символом американской истребительной авиации середины 1930-х годов. Несколько этих симпатичных машинок сохранилось в музеях, а одна из них поддерживается в летном состоянии и периодически участвует в различных авиационных показах.