Гоночный самолет Blackburn Pellet. Великобритания

1

Когда Великобритания в 1923 году после неапольской победы Х.К. Баярда (H. C. Biard) на Supermarine Sea Lion II стала страной проведения шнейдеровских гонок компания Blackburn решила построить претендента на участие в этих соревнованиях. В марте 1923 года было заявлено, что фирма готова построить небольшую  быструю одноместную летающую лодку.

Выбор конфигурации был сделан быстро, поскольку наиболее подходящий корпус уже существовал в форме незавершенной летающей лодки Blackburn N.1B (N56), которая несмотря на то, что хранилась с 1918 года, находилась в отличном состоянии. Также следует сказать, что Blackburn N.1B был построен по той же спецификации, что и летающая лодка Supermarine Baby, которая была конверсией военной амфибии Sea King II, получившей в своей весьма удачной гоночной версии обозначение Sea Lion II. Сразу же начались работы по проектированию и постройке подходящих для гоночного самолета крыльев.

Гоночный самолет Blackburn Pellet. Великобритания

схемы Blackburn Pellet

Машина получившая наименование Blackburn Pellet, представляла собой одностоечный полутораплан с малым межплоскостным расстоянием. Нижнее крыло было установлено непосредственно на фюзеляж круглого поперечного сечения и крепилось к нему небольшими подкосами. Верхнее крыло было установлено с небольшим поперечным V; также оно несло большие элероны, управлявшиеся с помощью работающих на сжатие стержней. Деревянные подкрыльевые поплавки (на данном этапе они почти наверняка были поплавками, предназначавшимися для N.1B) были присоединены боллтами к нижнему крылу непосредственно под V-образными межплоскостными стойками. Система N-образных стоек поддерживала 450-сильный двигатель Napier Lion, установленный на верхней части центроплана верхнего крыла.

Гоночный самолет Blackburn Pellet. Великобритания

450-сильный двигатель Napier Lion

Двигатель был размещен в обтекаемой гладкой гондоле с плотной установкой, что выступали только заглушки выхлоных труб и кожухи распредвала. Двигатель вращал большой двухлопастный воздушный винт, законцовка которого слишком близко находилась от верхней части корпуса и затылка пилота. Охладжающие поверхности радиаторов были установлены заподлицо на нижней стороне верхнего крыла. Для уменьшения сопротивления со стороны головы пилота использовались обтекаемый подголовник и длинное суживающееся ветровое стекло, которое для доступа к кабине откидывалось вперед.

Гоночный самолет Blackburn Pellet. Великобритания

Pellet в первоначальном виде с деревянным винтом готов к первому запуску в Бро, сентябрь 1923 года

Для обеспечения достаточного времени для устранения детских болезней и чтобы ознакомиться с еще неиспытанным прототипом Р.У. Кенуорти (R. W. Kenworthy) предусмотрел, что Blackburn Pellet должен был быть готов к практическим полетам к августу 1923 года — за месяц до начала гонок. 23 июля был выделен гражданский регистрационный номер G-EBHF для готовности к первому полету. Однако компания пропустила намеченную дату и Pellet был запущен в первых числах сентября, когда сразу после выхода со стапеля в Бро (Brough) приливная волна погрузила правый подкрыльевой поплавок и перевернула самолет кверху килем, бросив Кенуорти в воду. Хотя до гонок оставалсь всего три недели, Роберт Блэкберн (Robert Blackburn) был непоколебим. Работая день и ночь, он вместе с выделенным персоналом спас машину, перебрав двигатель до мельчайших деталей, просушив планер, выполнив ремонт и установив большие подкрыльевые поплавки.

Гоночный самолет Blackburn Pellet. Великобритания

Blackburn Pellet на реке Хэмбл после спуска со слипа завода компании Fairey, утро 26 сентября 1923 года (тематическая пресса) 

Гоночный самолет Blackburn Pellet. Великобритания

Pellet в ангаре Сандерса в Коузе, вечер 26 сентября 1923 года. В разгаре работы по замене винта и установке между центральными секциями  цилиндрических радиаторов Леблана (фото "Flight")

Сделать еще одну попытку полета Pellet-а в Бро времени не оставалось, и машина была отправлена по железной дороге в Саутгемптон, где в Хэмбле на заводе Fairey Aviation Co Ltd она была собрана. Неся на себе гоночный номер "6", самолет был спущен со стапеля Fairey на рассвете 26 сентября 1923 года за день  до гонки. Хотя при рулежке поднималось большое количество воды, самолет взлетел достаточно резво. Но как только Pellet оказался в воздухе, он оказался слишком тяжелым на нос, и Кенуорти пришлось приложить все свои силы, чтобы предотвратить пикирование. Ситуация еще более осложнялась тем, что вода в системе охлаждения двигателя из-за недостаточного площадь радиатора начинала кипеть. В море к югу от находящейся в Калшоте базы гидропланов Королевских ВВС была сделана успешная вынужденная посадка, но Pellet дрейфовал примерно час, когда в поле зрения оказался катер компании S. E. Saunders Ltd, взявший самолет на буксир и доставивший в Коуз, остров Уайт. Здесь механики мистера Ньюмена (Mr Newman) работали всю ночь, шунтируя крыльевые радиаторы и устанавливая под мотогондолой между стойками центроплана большие радиаторы Ламблена. Также вместо деревянного винта, который почти наверняка накануне был поврежден, был установлен двухлопастный металлический винт.

Гоночный самолет Blackburn Pellet. Великобритания

вариант окраски гоночного самолета Blackburn Pellet

На следующее утро Pellet, завершив обкатку двигателя в 11:48, был готов — за несколько минут до последнего времени начала испытаний на мореходность и водонепроницаемость. Он покинул стапель Сандерса без проишествий,но как только Кенуорти запустил двигатель Lion и начал разбег по реке Медина, то был отклонен гребной шлюпкой. Самолет начал подпрыгивать, ударяясь о море с серией оглушительных шлепков. Затем он преждевременно оказался в воздухе в состоянии полусваливания и, в соответствии с крутящим моментом воздушного винта, медленно развернувшись вправо коснулся правым поплавком водной поверхности, заглубился носом, снова развернулся вправо и погрузился в воду.

Гоночный самолет Blackburn Pellet. Великобритания

Гоночный самолет Blackburn Pellet. Великобритания

за несколько секунд до катастрофы: последовательность кадров подпрыгивающего Pellet-а. 27 сентября 1923 года

Возникли серьезные опасения относительно безопасности Кенуорти, ибо он был в ловушке воздушной пробки внутри корпуса и в течение 61 секунды находился в воде. Однако ему удалось выбраться из кабины и буквально выскочить на поверхность. Затем он взобрался на верхушку перевернутой машины и был подобран моторным катером "Vivid". Обломки был выброшены на берег в течение ночи и были доставлены инженером Ньюменом назад в ангар Сандерса.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Компания-производитель: Blackburn Aeroplane and Motor Co Ltd, завод Olympia (Olympia Works), Раунжхей-Роад (Roundhay Road), аэродромы Лидс (Leeds) и Бро, Восточный Йоркшир (East Yorks)

Силовая установка: один 450-сильный двигатель Napier Lion

Размеры:

размах крыла
верхнего 34 фт 0 дйм (10,36 м)
нижнего 29 фт 6 дйм (8,99 м)
длина 28 фт 7 дйм (8,71 м)
высота 10 фт 8 дйм (3,25 м)

Вес:

общий полетный 2800 фнт (1270 кг)

Летные характеристики (расчетные):

максимальная скорость 140 уз (259 км/ч)

Производство: изготовлен только один самолет, номер заказа записан не был. В соответствии с датированным 23 июля 1923 года сертификатом регистрации №1108 на имя Blackburn Aeroplane and Motor Co Ltd был выделен номер гражданской регистрации G-EBHF. Первый полет в Хэмбле состоялся 26 сентября 1923 года, 27 сентября 1923 года затонул во время несчастного случая при взлёте недалеко от Коуза, остров Уайт.

источник: A J Jackson "Blackburn Aircraft since 1909"

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account