Гонки 1933 года на кубок Дётч-де-ла-Мёрт Часть 10 Уроки, извлеченные из гонок

1

Завершаю выкладывать материалы технического меморандума NACA №724, посвященного гонкам 1933 года на кубок Дётч-де-ла-Мёрт. Сегодня на сайте размещается его десятая часть, представляющая собой перевод статьи Раймонда Саладина «Уроки, извлеченные из гонок 1933 года на кубок Дейч-де-ля-Мёрт»[1].

Гонки 1933 года на кубок Дейч-де-ля-Мёрт оказались крайне поучительными. Мы кратко напомним его основные правила, а именно: получение максимальной скорости на дистанции 2000 км (1242 миль) на самолете, оснащенном двигателем с рабочим объемом цилиндров не превышающим 8 литров (488 куб. дйм).

Эти требования предоставили конструкторам большой простор для поисков. Не желая принизить авиационную техническую службу (Service Technique de l’Aeronautique), которая делает все возможное (и их задачи не всегда легкие), следует признать, что ее очень  строгие правила иногда сильно мешают нашим авиационным конструкторам. Регламент конкурса освободил их от прежних ограничений, и результаты превзошли все ожидания.

Фактически компании Potez, Renault и Farman оснастили свои самолеты двигателями (рабочий объем у всех был меньше 8 литров) мощностью 270 л.с., 170 л.с. и 400 л.с. соответственно. Усовершенствованные самолеты показали следующие скорости: Potez — максимальная 356 км/ч (221,2 миль/ч), средняя 322 км/ч (200,1 миль/ч); Caudron — максимальная 333 км/ч (206,9 миль/ч), средняя 317 км/ч (197 миль/ч); Farman — максимальная 330 км/ч (205,1 миль/ч), средняя 300 км/ч (186,4 миль/ч). Я могу добавить, что самолет Farman, который был вынужден покинуть гонку из-за механического дефекта, никогда не создавал впечатления, что его пилот Салель выжимал из двигателя все что можно. В данных гонках максимальные значения определяются не как обычно, а через каждые 100 км (52,1 миль) — один круг гонок, что придает этим показателям дополнительную значимость.

При нынешнем уровне развития от двигателей ничего лучше получить невозможно. Гонки самолетов средних размеров Дейч-де-ля-Мёрт 1933 года открыли двери для соревнований 1934 года. Они выполнили свою задачу.

Все самолеты были монопланами. Они имели высокую удельную нагрузку на крыло, превышающую 100 кг/м² (20,48 фнт/кв.фт). Маленькие, компактные, коренастые крылья напоминали плавники и позволяли выполнять только длинные и опасные взлеты и посадки на скоростях от 180 до 200 км/ч (от 111,85 до 124,3 миль/ч). Но как только самолеты оказывались в воздухе, они благодаря обтекаемым формам позволяли самолетам развивать высокие скорости в полном соответствии с принципами гидродинамики. Конструкторы обратили особое внимание на капоты двигателей, фюзеляжи и шасси.

Potez имел обычное шасси, убираемое во время полета в крыло. Эта конструктивная особенность прибавила самолету 40 км/ч (24,86 миль/ч) скорости. Farman имел одноколесное шасси, которое «поглощалось» фюзеляжем во время полета. Шасси у самолета Caudron было неубирающимся, но основные стойки для сведения к минимуму этого недостатка и обеспечения наименьшего лобового сопротивления имели обтекаемую форму.

Для достигнутых скоростей расход топлива был очень мал. Детре, победитель на «Potez-Potez», тратил менее чем 15 литров (3,96 галл.) на 100 км (52,1 миль), а Дельмотт, занявший второе место на «Caudron-Renault», тратил на той же дистанции всего 19 литров (5 галл.). Эти величины были меньше, чем у автомобилей класса люкс.

Гонки 1933 года позволили реализовать превосходное сочетание планера и двигателя, из которого с одной стороны можно будет получить превосходные самолеты-истребители, а с другой быстрые туристические самолеты. Практическое применение самолетов, полученных из гоночных, и связанные с этим неизбежные изменения для организации серийного производства в настоящее время являются вопросом нескольких месяцев.

Кстати, следует отметить, что самолеты гонок на кубок Дейч-де-ля-Мёрт были очень сложными в плане пилотирования (как и все отличные гоночные самолеты с высокой удельной нагрузкой на крыло) и не могут быть доступны среднему пилоту. Только летчики экстра-класса могли заставить машины сделать все возможное. Детре, победитель на Potez 53, Дельмотт, Салель, Арну и Лемуан все показали высокое мастерство.

Теперь я перейду к единственному иностранному участнику гонок — англичанину Комперу (Comper), о котором еще не упоминалось. Он прошел трассу со скоростью 238 км/ч (141,67 миль/ч) на самолете с изготовленным в больших количествах двигателем мощностью 135 л.с.. Эта демонстрация была полезной, показав качества планера и двигателя, а также мастерство пилота. Англичанин решил рискнуть с системностью, ожидая ослабления соперников, веря в надежность двигателя и считая, что усилия, требуемые от двигателей самолетов его конкурентов, не позволят им завершить 2000-километровую трассу (1242,7 миль). Он отстал, но сохранял дистанцию и закончил с резким ускорением. Однако он завершил трассу в одиночестве, когда его соперники уже давно прибыли.

Подготовка к гонкам на кубок Дейч-де-ля-Мёрт стоила очень дорого. Людовик Аррашар (Ludovic Arrachart) погиб, а Валю (Vallot) серьезно повредил свой самолет. Во время гонок произошел только один несчастный случай, когда Арну, чей самолет из-за неисправности со стойкой шасси скапотировал, выбыл из числа участников соревнования.

После войны, когда скорость впервые (Сади-Лекуант, 20 октября 1920 года) превысила отметку 300 км/ч (186,4 миль/ч), рабочий объем двигателей гоночных самолетов составлял 25 литров (1525,5 куб. дйм), а их мощность не достигала 500 л.с.. В 1933 году скорость 322 км/ч (200,1 миль/ч) была достигнута самолетами с двигателями, рабочий объем которых составлял 8 литров (488,2 куб. дйм), а мощность была 270 л.с.. Более того, эта скорость поддерживалась на протяжении всей дистанции в 2000 км (1242,7 миль), в то время как впервые 300 км/ч (186,4 миль/ч) были зафиксированы на дистанции в несколько километров.

Таким образом, гонки на кубок Дейч-де-ля-Мёрт демонстрируют прогресс в скорости, достигнутый с 1920 по 1933 год. Теперь мы знаем, что будущие туристические самолеты будут иметь высокую среднюю скорость, потому что спортивные самолеты всегда являются прародителями обычных самолетов и больших диапазонов скоростей. В результате исследований, проведенных благодаря конкурсу на кубок Дейч-де-ля-Мёрт, можно прогнозировать новые экономичные самолеты-истребители с повышенной эффективностью.

В вопросе скорости (в первую очередь относительно практического применения) интересно отметить, что в 1933 году была развита большая, чем в 1920 году скорость на двигателях с в три раза меньшим рабочим объемом. Этот факт показывает тенденцию к высокой эффективности экономичной авиации. В ближайшем будущем это более важно, чем увеличение рекорда скорости во всех классах с 300 км/ч (186,4 миль/ч) с 350 л.с. в 1920 году до 700 км/ч (435 миль/ч) в 1933 году, но с гигантским увеличением мощности до 2000 лошадиных сил.

Успех гонок на кубок Дейч-де-ля-Мёрт имеет гораздо больший интерес, так как он показывает достоинства его требований и эффект, который в будущем будет использован для прогресса. Для обеспечения будущего авиации ничем не следует пренебрегать. Именно поэтому в истории авиации правила конкурса 1933 должны быть отмечены особым образом. Необходимые исследования в области чистой скорости должны на практике сопровождаться увеличением диапазоне скоростей. Именно в этой связи представляют интерес применяемые в Англии и Германии предкрылки и закрылки.

Был задан вопрос: почему Франция не использует эти два дополнительных метода поддержки, преимущества которых хорошо известны. Эти преимущества становятся все более заметными, поскольку применяются на высокоскоростных самолетах. Американцы используют эти устройства на коммерческих самолетах со скоростью порядка 300 км/ч (186,4 миль/ч). Вполне логично, что вскоре мы должны увидеть их использование во Франции.

Перевод Дуайта М. Майнера (Dwight M. Miner), Национальный консультативный комитет по аэронавтике (National Advisory Committee for Aeronautics)

ТАБЛИЦА 1 САМОЛЕТЫ

Гонки 1933 года на кубок Дётч-де-ла-Мёрт Часть 10 Уроки, извлеченные из гонок

ТАБЛИЦА 2 ДВИГАТЕЛИ

Гонки 1933 года на кубок Дётч-де-ла-Мёрт Часть 10 Уроки, извлеченные из гонок

обратите внимание: приведены данные из выпуска журнала «L'Aeronautique» за июнь 1933 года. Верхние данные в метрических единицах, нижние — в английских единицах.


  1. La Nature, August 1933

источник: «TECHNICAL MEMORANDUMS NATIONAL ADVISORY COMMITTEE FOR AERONAUTICS No. 724. 1933 CONTEST FOR THE DEUTSCH DE LA MEURTHE TROPHY»

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account