Гонка за призраком скорости. Последний прыжок «Мустанга» Часть 2
Борьба за скорость продолжается. В настоящее время уже является очевидным тот факт, что никакое улучшение истребителей второй мировой войны не сможет привести к какому-либо увеличению их скорости. Поэтому и появилась объективная необходимость создания принципиально новых ЛА, предназначенных исключительно для рекордов.
Первым взялся за эту работу конструктор-любитель Дэвид Гарбер — пилот авиакомпании Пан Америкен, организовавший еще в начале 70-х годов частную фирму «Аэро Дизайн». Используя лучшие достижения в области поршневой авиации, ему удалось создать довольно необычный самолет, получивший обозначение DG-1. По своей компоновке он напоминал немецкий двухмоторный истрсбитель-бомбардировщик периода второй мировой войны Дорнье-335 и был выполнен по схеме «тяни-толкай». Два высокооборотных двигателя типа «Ванкель» Мазда VX-3 мощностью по 330 лх. (один из которых стоял в носовой, а другой в хвостовой части фюзеляжа) приводили во вращение тянущий и толкающий воздушные винты. Самолет был выполнен из современных композиционных материалов. В результате машина получилась очень легкой и компактной (максимальная взлетная масса — 1137 кг, площадь крыла — всего 4,9 м2!). Правда, мощность силовой установки оказалась явно недостаточной. И хотя Гарбер рассчитывал достичь скорости 800 км/ч, сделать это ему не удалось. К тому же, самолет очень долго доводился. Время было упущено, а рекорд скорости, как сказано выше, в 1979 г. был побит на самолете Р-51 «Рэд Барон».
Тем не менее работа Гарбера не осталась незамеченной. Она подтолкнула других разработчиков к созданию специальных рекордных самолетов. Так, в конце 80-х годов американский миллионер Роберт Понд, увлекающийся авиационным коллекционированием, организовал новое общество, целью которого стало создание самолета, предназначенного для побития мирового рекорда скорости. Главным разработчиком новой машины стал всемирно известный авиаконструктор Берт Рутан — создатель самолетов оригинальных схем (Рутан является автором знаменитого «Вояджера», на котором его брат Дик и летчица Джина Егер совершили в 1986 г. беспосадочный перелет вокруг земного шара).
Новый рекордный самолет так же, как и DG-1, двухдвигательный, однако выполнен по двухбалочной схеме с небольшим центральным фюзеляжем, в котором расположена кабина пилота. В боковых балках установлены двигатели мощностью по 1000 л.с, приводящие во вращение четырехлопастные тянущие воздушные винты. Машина полностью выполнена из композиционных материалов и отличается малой высотой (1880 кг на взлете). В итоге Рутану удалось получить значение удельной мощности силовой установки, равное 1,06 л.с/кг (у самолета Me 209 V-1 — 0,92 л.с/кг, у Р-51 и F8F — 1 л.с/ кг). По предварительным расчетам ЛА должен был достичь скорости порядка 850 км/ч.
Первый полет на самолете «Понд Рейсер» был совершен 22 марта 1991 г. Машину испытывал Дик Руган, также принимавший активное участие в ее создании.
В сентябре 1991-го «Понд Рейсер» участвовал в ежегодных национальных состязаниях гоночных самолетов в Рино, где показал на сложной трассе в полете у земли среднюю скорость 644 км/ч. Однако из-за пожара силовой установки машина вышла из строя, и это отодвинуло дату установления нового рекорда скорости.
В ближайшее время у «Понд Рейсера» может появиться довольно сильный зарубежный противник. Этот новый самолет в настоящий момент создается в России в Сибирском научно-исследовательском институте авиации (СибНИА)*. За всю историю развития авиации в нашей стране это первый случай создания самолета, предназначенного для побития мирового рекорда скорости (в классе самолетов с поршневыми двигателями). До второй мировой войны в Советском Союзе не было создано ни одного специального гоночного двигателя. Поэтому вести какие-либо работы по разработке рекордной машины было бесполезно. Кстати, в средствах массовой информации зарубежные гоночные самолеты в то время представлялись исключительно как ненужное направление развития авиации, предназначенное лишь для развлечения богатой публики.
После второй мировой войны Советский Союз наравне с Соединенными Штатами стал лидером в области создания авиационной и ракетной техники. Советские реактивные самолеты установили целый ряд международных рекордов скорости, многие из которых до сих пор не побиты. Это объясняется, в первую очередь, нашими достижениями в области аэродинамики, двигателестроения и технологии. Необходимо подчеркнуть, что еще в 50-е годы в СССР были созданы самолеты с турбовинтовыми двигателями Ту-95 и Ту-114, до сих пор не имеющие аналогов за рубежом. При этом скорость этих машин, оснащенных двигателями с воздушными винтами, достигала 900 км/ч.
В последнее время в нашей стране были разработаны новые винто-вентиляторные силовые установки, обеспечивающие самолетам околозвуковые скорости. Все это привело к тому, что именно в России появились все возможности для создания рекордного самолета нового типа. На это обратили внимание и за рубежом. В настоящее время американский миллионер Джеймс Холлистер совместно с СибНИА начал работу в этом направлении. В рамках этой советско-американской программы создается новый самолет, который может оказать серьезную конкуренцию «Понд Рейсеру».
Ведущий конструктор машины — Станислав Кашафутдинов — известный советский аэродинамик, один из создателей Су-27. Он предполагает использовать в новом самолете все лучшее, что было заложено в аэродинамику сверхзвукового Су. Достаточно сказать, что внешне (особенно при виде в плане) его аппарат несколько напоминает Су-27. «ARI-Рейсер» (это название самолета упоминалось в печати) так же, как и «Понд Рейсер», будет оснащен двумя 1000-сильными поршневыми двигателями. Однако они располагаются в фюзеляже тандемом один за другим и с помощью удлиненных валов приводят во вращение два толкающих восьмилопастных винто-вентилятора, установленных в хвостовой части планера. По предварительным оценкам, аэродинамическое совершенство «ARI-Рейсера» несколько выше, чем у самолета Ругана, что при одинаковой мощности силовой установки (и возможно при чуть меньшей массе) может обеспечить ему большую скорость полета.
В настоящее время рассматривается вопрос о создании еще одного самолета аналогичного назначения. Автор этого проекта — известный аэродинамик Эдвард Хорки — создатель знаменитого истребителя Р-51 «Мустанг». Хорки, выйдя на пенсию, начал активно участвовать в организации воздушных гонок в Рино. Он также — технический консультант ряда компаний, выставляющих на гонки усовершенствованные «Мустанги». Считая схему «Понд Рейсера», предложенную Рутаном, недостаточно совершенной (из-за наличия центрального фюзеляжа увеличивается общее аэродинамическое сопротивление самолета), он предложил сделать новую машину по «чистой» двухбалочной схеме, разместив пилота в одной из балок. В 1945 г. подобный летательный аппарат, образованный из двух фюзеляжей «Мустанга», серийно выпускался фирмой Норт Америкен под обозначением F-82 «Твин Мустанг» и являлся одним из самых скоростных поршневых самолетов мира.
Хорки считает, что новый ЛА, выполненный по двухфюзеляжной схеме из современных композиционных материалов, со стреловидным крылом и оперением, может иметь реальные шансы на установление мирового рекорда скорости. С подобным предложением он обратился и к авиационной общественности нашей страны в надежде организовать совместное российско-американское предприятие. На сегодняшний день этот вопрос остается открытым.
Приводимая ниже схема перспективного гоночного самолета «Твин Мустанг Рейсер», хотя и не совсем соответствует действительности, интересна тем, что нарисована лично Эдвардом Хорки и до сих пор не публиковалась ни в одном издании мира.
* — к 2000 году тема «ARI-Рэйсера» была закрыта из-за нехватки финансирования
источник: Виктор БАКУРСКИЙ "ГОНКА ЗА ПРИЗРАКОМ СКОРОСТИ ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК «МУСТАНГА»" Крылья Родины 05-1994