Гонка за призраком скорости. Гоночный самолет Macchi M.67. Италия
10 июля 1929 года в истории участия Италии в гонках на кубок Шнейдера произошло важное событие: состоялся первый полет гоночного гидроплана Macchi M.67. Соревнования были запланированы на первую неделю сентября 1929 года, и команда компании Macchi и итальянские пилоты должны были срочно пройти летные испытания на расположенном на севере Италии озере Гарда. Однако Macchi M.67 имел больше проблем, чем его предшественники M.39 и M.52.
схемы Macchi M.67
Новый 18-цилиндровый 1798-сильный двигатель Isotta-Fraschini Asso 1000 “Ace” W-18 показал себя крайне ненадежным. Хотя для поддержки команды во время испытаний и гонки было изготовлено 27 моторов, их количество сократилось после того как часть двигателей взорвалась во время проведения стендовых испытаний. Однако M.67 было лучшее из того, что в тот момент могла предложить итальянская авиапромышленность, и поэтому приготовления продолжились. Для преобразования грубой мощности двигателя в скорость на самолет был установлен трехлопастный винт. Винт создавал огромный крутящий момент, бросавший вызов каждому, кто пытался взлететь на маленьком красном M.67.
Катастрофа на озере Гарда
Во время высокоскоростных испытаний капитан Джузеппе Мотта (Captain Giuseppe Motta) на M.67 достиг рекордной скорости 583 км/ч. Самолет и летчик все сделали отлично, но вдруг машина клюнула носом и на высокой скорости нырнула прямо в воду. Мотта погиб от удара о воду.
Стало ясно, что команда не будет готова к предстоящей гонке. Вследствие этогосо стороны Италии был подан официальный запрос британцам с просьбой отложить дату гонки, чтобы дать время на исправление проблем с двигателем и аэродинамикой. Британский Королевский аэроклуб бесцеремонно отверг предложение, возможно, надеясь, что итальянцы на соревнованиях не появятся, и их Supermarine S.6 сможет выполнить полет без соперников. В свою очередь итальяны считали это неспортивным и могли настоять на отмене. Команда с двумя оставшимися M.67 и ветераном предыдущей гонки M.52R была отправлена в Калшот — город близ Саутгемптона на южном побережье Англии.
Гонки на кубок Шнейдера 1929 года
Машины компании Supermarine, принявшие участие в гонках 1929 года, были великолепны в своей сине-серебристой окраске. Итальянские Macchi были выкрашены в ярко-красный цвет — corso rosso — цвет великих гоночных традиций Италии. Было общепризнанным, что Macchi M.67 соответствовал следующему поколению британских гоночных самолетов — машинам Supermarine S.6 с их 1900-сильными двигателями Rolls-Royce R — но только в случае, если самолет и двигатель смогут каким-то образом удержаться вместе, завершив на высокой скорости три необходимых круга.
В отличие от автомобильных гонок или парусные регат соревнования за кубок Шнейдера были простой гонкой на время. Самолеты не участвовали в гонке лицом к лицу, а взлетали по расписанию с интервалами между полетами. Это позволяло каждому самолету выполнить несколько высокоскоростных кругов в целях синхронизации; гонки 1929 года состояли из трех кругов, которые были отмечены на воде и которые надо было пройти на низкой высоте. Скорость высчитывалась на основе разницы зафиксированных времен старта и финиша.
Macchi M.67 сходит со слипа
Первым из итальянцев полетел лейтенант Ремо Кадрингер (Lieutenant Remo Cadringher) на M.67. В начале гонки он сделал впечатляющий проход, пролетев с невероятной скоростью над точкой старта. Когда машина Кадрингера вошла в первый поворот, двигатель Asso 1000 начал разваливаться.
Кабина пилота вдруг наполнилась удушающими дымом и газами. Кадрингер потерял возможность ориентироваться, и находившийся в повороте M.67 вышел за линию и, войдя в штопор, направился к земле. Несмотря на вес поплавков и небольшую площадь поверхностей управления Кадрингеру каким-то образом удалось прервать сваливание и выйти из штопора. Никто не подумал бы плохо, если Кадрингер развернулся и выполнил аварийную посадку, но он сделал еще одну попытку. Двигатель продолжал греметь и извергать черный дым. Так или иначе Кадрингер прошел все три круга, несмотря на заполнивший кабину дым и невозможность видеть опоры. Он показал скорость 457 км/ч, после чего пошел на посадку.
Macchi M.67 выполняет взлет
Представлявший итальянскую команду лейтенант Джованни Монти взлетел на втором M.67. Кураж, с которым он взобрался в кабину, был экстраординарным, учитывая испытываемые командой проблемы. Монти поднял в небо второй M.67 и начал выполнять скоростное прохождение кругов. Он прошел круг, показав среднюю скорость 485,5 км/ч, показав, что является достойным соперником британцам. Тем не менее, показанная Монти скорость была далека от рекорда в 583 км/ч, установленного месяцем раньше на M.67 его товарищем по команде Мотта, погибшим в катастрофе на озере Гарда. Монти начал второй круг и в надежде улучшить скорость нажал на рычаг газа до упора. Но снова произошла катастрофа: радиатор взорвался. окатив Монти обжигающе горячими водой и паром. Пилот был тяжело ранен, но тем не менее монти удалось выполнить аварийную посадку, после которой его немедленно доставили в больницу.
Наконец в гонке принял участие старый Macchi M.52R, показавший скорость, достаточную для занятия в ней второго места. Как и ожидалось, победителем стал британский Supermarine S.6, показавший среднюю скорость 528,88 км/ч. Эта величина была значительно меньше, чем развитая Мотта на M.67, показавшемчто способны достичь итальянцы после решения проблем с аэродинамикой и двигателем. Праздничный ужин сопровождал церемонию награждения. Кубок Шнейдера, возможно, был потерян, но благодаря мужеству своих авиаторов национальная гордость Италии осталась незапятнанной.
Заключение
Британия со своим Supermarine S.6B победила в следующей гонке, состоявшейся в 1931 году на калшотской косе. И снова итальянская команда сипытывала проблемы с двигателем своего претендента на кубок — Macchi M.C.72. Этот последний проект был революционным; в целях минимизации лобового сопротивления его силовая установка состояла из двух установленных друг за другом рядных двигателей. Каждый из двигателей приводил в движение свой винт, которые вращались в провивоположных направлениях и, таким образом, ликвидировали проблему крутящего момента. Для Италии надежность двигателя представляла серьезную проблему, и M.C.72 не принял участия в гонке 1931 года, в которой англичане выступили в гордом одиночестве. Таким образом Британия третий раз подряд выиграла гонку и навсегда получила заветный кубок.
модель Macchi M.67
Однако итальянцы продолжили доводку M.C.72, и, наконец, 23 октября 1934 года этот гидроплан установил мировой рекорд скорости в 709 км/ч. Даже спустя 80 лет это достижение остается непобитым в классе гидросамолетов с поршневыми двигателями, что свидетельствует об удивительным инженерным таланте итальянской группе проектировщиков и их главного конструктора Марио Кастольди.
Macchi M.67 на выставке в Историческом музее Военно-воздушных сил Италии, Винья-де-Валле
ЛТХ: |
Модификация | M.67 |
Размах верхних крыльев, м | 8.98 |
Длина самолета,м | 7.14 |
Высота самолета,м | |
Площадь крыла,м² | |
Масса, кг | |
пустого самолета | |
максимальная взлетная | 1515 |
Тип двигателя | 1 ПД Fiat AS.3 |
Мощность, л.с. | 1 × 1000 |
Максимальная скорость, км/ч | 479 |
Практическая дальность, км | |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | 1 |
источники:
- http://fly.historicwings.com/2012/07/the-macchi-m-67/
- таблица с характеристиками взята с http://www.airwar.ru/enc/law1/m67.html
- часть фотографий взята с https://alternathistory.ru/gonka-za-prizrakom-skorosti-letayushchie-torpedy-chast-3