Гонка начинается. Броненосец «Капитан Прат». Чили

16

Латинская Америка второй половины 19-го века, пожалуй, самый воюющий регион планеты. Волюнтаристски проведенные границы, неосвоенные и поэтому спорные территории, стремление заполучить важные в экономическом отношении территории-с ценными ресурсами или выходом к морю, все становилось поводом к войне. Чили в этой игре была одним из самых агрессивных игроков. В 1864 -1866 годах вместе с Перу, Эквадором и Боливией она отбила попытку колониального реванша Испании. В 1879-1883 годах Чили разгромила союз Перу и Боливии, лишив Боливию выхода к морю и земель, богатых селитрой.

Гонка начинается. Броненосец «Капитан Прат». Чили

Но у Чили был еще один фронт, на востоке, где она с Аргентиной вела спор за обширные территории Патагонии. Что интересно, до войны у двух стран-близнецов (обе с практически полностью европейским населением и отсутствием завоза черных рабов) дело так и не дошло, все конфликты разрешились дипломатическим путем, во многом из-за того, что спонсором обеих государств была Британия, которой войны между клиентами здесь были невыгодны.

Зато военно-морская гонка вооружений между двумя агрессивно настроенными соседями удалась на славу. Более десяти лет европейские судостроители, в основном, конечно, британские, считали барыши, поставляя корабли обеим сторонам, пока в начале 20 века из Лондона, опасавшегося , что ружье на стене, того гляди, выстрелит, а также недовольного увеличением потока заказов «на сторону», в ту же Италию , из Аргентины, не последовал приказ :»Астанавитесь!». Заключенный незамедлительно договор прекратил гонку вооружений, строящиеся корабли достались Англии и Японии, а самые мощные корабли сторон были разоружены на время. Такое вот эффективное миротворчество.

А все началось с одного корабля. Чилийского. Экономика страны была на подъеме, традиционная медь, а также захваченные только что у соседей месторождения селитры и гуано, значительно пополнили казну, а амбиции чилийцев в основном касались развития флота.

22 августа 1887года Национальный конгресс Чили принял закон, санкционировавший строительство новых кораблей для модернизации флота. На тот момент чилийцы располагали двумя казематными броненосцами «Альмиранте Кокрен» и «Вальпарайсо» ( с 1890- «Бланко Энкалада») британской постройки с весьма спорным расположением артиллерии главного калибра, а также захваченным у перуанцев во время последней войны знаменитым монитором «Уаскар».

Задание для международного конкурса на постройку нового броненосца сформулировали так удачно, что получившийся корабль удостоился титула

«самого мощного военного корабля, которым обладало любое правительство Южной Америки [sic ] … [и] чем любое судно, которое в настоящее время находится в составе ВМС США».

Контракт выиграла французская фирма Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée (верфи в La Seyne), подписан он был 18 апреля 1889 года. Стоимость, объявленная французами, £ 391 000 фунтов стерлингов, оказалась на 4000 ниже, чем у ближайшего британского конкурента.

Проект был разработан Амаблем Лаганем, директором военно-морского строительства на верфи Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ла-Сен-сюр-Мер. Считается, что в основу проекта лег проект значительно уменьшенного французского броненосца «Марсо».

Удачные решения, отработанные на чилийском проекте, были им впоследствии использованы при создании проектов французских броненосцев, например «Жорегибери» с двухорудийными башнями среднего калибра.

В том же 1889 году чилийский броненосец был заложен, спущен на воду 20 декабря 1890 года, передан чилийскому флоту в 1891 году и прибыл в Чили в мае 1893 года.

Название корабль получил крайне знаменательное для чилийского флота-«Капитан Прат». Вся страна находилась в это время под впечатлением героизма этого офицера в недавней Второй тихоокеанской войне 1879-1883 годов.

Агустин Артуро Прат Чакон ( 3 апреля 1848 — 21 мая 1879) первоначально был юристом, потом стал морским офицером.

Он командовал чилийским корветом «Эсмеральда», который 21 мая 1879 года сошелся в неравной битве при Икике с тогда еще перуанским монитором «Уаскар». Артиллерийская дуэль с бронированным монитором была бесперспективна и когда монитор, наконец, протаранил корвет, капитан Артуро Прат решил разобраться с противником старым морским способом.

С криком: «На абордаж, мальчики! (Al abordaje muchachos!)»он, размахивая саблей, перепрыгнул на палубу монитора. Но мучачосы не услышали призыв своего бесстрашного командира, может отлучились по делам или от стрельбы уши позакладывало, но компанию капитану составили всего два храбреца.

Так что дальше все было как в известном эпизоде с Индианой Джонсом, пистолет в очередной раз выиграл против сабли и герой погиб. Абордаж не удался, корвет «Эсмеральда» был потоплен. Но память о подвиге Артуро Прата и «Эсмеральды» у чилийских моряков жива до сих пор.

      Тонущая Эсмеральда во время битвы при Икике , Томас Сомерскейлз


Тонущая Эсмеральда во время битвы при Икике , Томас Сомерскейлз

    Гибель капитана Прата.


Гибель капитана Прата.

После постройки броненосец «Капитан Прат» стал сильнейшим боевым кораблем в регионе. Так как одновременно с броненосцем чилийцы заказали еще два бронепалубных крейсера и два миноносца, аргентинцы, которые были очень заинтересованы в Патагонии, ответили броненосцами «Либертад» и «Индепенденция». И далее все 90-е в том же духе. В начале 20-го века на британских стапелях стояли уже эскадренные броненосцы чилийцев «Либертад» и «Конститусьон», а на итальянских- броненосные крейсера аргентинцев «Морено» и «Ривадавия».

Майским пактом 1902 года под давлением и арбитражем Англии гонка морских вооружений была прекращена волевым решением Британии. «Капитан Прат» и два новейших аргентинских броненосных крейсера были временно разоружены, а строившиеся корабли обрели своих новых хозяев.

Броненосцы вошли в Королевский флот как «Триумф» и «Свифтшур», а крейсера-в Императорский японский как «Ниссин» и «Кассуга».

«Капитан Прат» до 1903 года оставался сильнейшим броненосным кораблем Южной Америки, в котором прекрасно сочеталось сильное вооружение, высокая скорость и хорошая броневая защита. У «Ла Сен» корабль на экспорт получился лучше, чем для своего флота.

«Капитан Прат» Capitán Prat. Forges et chantiers de la Méditerranée (La Seyne,«Ла Сен»), Тулон. Заказан 18 апреля 1889 г. Заложен 1889. Спущен на воду 20 декабря 1890 года. Вступил в строй май 1893 г. Исключен в 1935 (1936)году. Продан на металлолом в 1942 г.

Водоизмещение 6901 тонна(6792 длинных тонны; 7607 коротких тонн). Длина 99,9 м. Ширина 18,49 м. Осадка 6,96 м.

Бронирование Сталь «Крезо»
Палуба — 51-14 (от 51 до 79 мм)мм,
башни — 50 мм(75),
пояс — 100-300 мм,
рубка — 260 (270) мм,
барбеты — 200-250 (270)мм

Двигатели -2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 5 цилиндрических паровых котлов,12 000 л. с.. Движитель 2 винта. Скорость хода 18,3 узла .1100 т угля. Дальность плавания 4000 морских миль. Экипаж 480 человек.

Вооружение 4 × 1 — 240-мм/35, 4 × 2 — 120-мм/45, 6 × 1 — 57-мм 6-фунтовых , 4 × 1 — 47-мм 3-фунтовые , 10 × 1 — 37-мм однофунтовых. Минно-торпедное вооружение 4 × 1 — 450-мм торпедных аппарата

В 1909–1910 годах корабль был модернизирован, установили двенадцать новых водотрубных котлов Babcock & Wilcox вместо старых цилиндрических котлов, в результате чего максимальная скорость корабля увеличилась до 19,5 узлов. Также была увеличена высота труб.

В начале 30-х годов использо­вался в качестве базы ПЛ.

Гонка начинается. Броненосец «Капитан Прат». Чили

Корабль обладал основными чертами французской школы кораблестроения, кроме, пожалуй, выраженного завала бортов. В остальном его происхождение выдавали высокий борт, полный броневой пояс по ватерлинии, ромбическая схема артиллерии главного калибра.

К удачным конструкторским решениям можно отнести башенное размещение скорострельных орудий среднего калибра, обеспечившее хорошую защиту и большие сектора обстрела.

Броненосец получил стальной корпус с деревянной и медной обшивкой подводной части от обрастания и с носовой частью таранного типа. У корабля были две разнесенные мачты с боевыми марсами.

Экипаж состоял из 480 офицеров и нижних чинов.

Силовая установка состояла из двух горизонтальных паровых машин тройного расширения с пятью цилиндрическими паровыми котлами. Дым их котельных выводился в две близко расположенные дымовые трубы. Мощность в 12 000 л.с. при форсированном дутье и 8300 л. с. при нормальной тяге, позволяла рассчитывать на максимальную скорость 18,3 узла для форсированной тяги и 17 узлов для нормальной. Запас угля составлял 400 тонн (390 длинных тонн; 440 коротких тонн), при максимальной загрузке до 1100 тонн (1100 длинных тонн; 1200 коротких тонн).

На испытаниях под нормальной тягой «Капитан Прат» превысил проектную скорость, достигнув 17,42 узла при мощности 8493 л. с., при мощности 12 150 л. с. максимальная скорость достигла 18,32 узла.

«Капитан Прат» стал первым боевым кораблем, использовавшим электричество от динамомашины для поворота башен и пуска паровых машин.

Вооружение броненосца состояло из четырех орудий главного калибра 240 мм / 35 в одиночных установках с электрическим приводом, расположенных «ромбом». По одной установке было в оконечностях, и по одной на борт на миделе. Средняя артиллерия в количестве восьми 120 мм пушек размещалась в двухорудийных башнях. Башни стояли по обе стороны от фок-мачты и грот-мачты.

Противоминная защита обеспечивалась батареей из 20 стволов- шести 6-фунтовых орудий, четырех 3-фунтовых орудий и десяти 1-фунтовых. Размещались они равномерно вдоль бортов и на боевых марсах.

Кроме того корабль имел четыре торпедные палубные установки-нос, корма и две бортовых.

Бронирование было изготовлено из стали завода «Крезо» ( Creusot). Броневой пояс максимальную толщину имел на миделе-300 мм, уменьшаясь до 200 мм ниже ватерлинии. К оконечностям пояс становился тоньше до до 120 мм в носу и 150 мм в корме. Пояс возвышался над ватерлинией на 71 см, подводная часть-140 см. В оконечностях подводная часть пояса уменьшалась до 9,9 см.

79 мм бронирование цитадели защищало машинное отделение в центральной части корабля. Цитадель замыкалась 79 мм траверсами под верхней палубой. Верх цитадели защищала 51 мм броневая палуба.

Барбеты орудий главного калибра имели толщину 200-270 мм и сверху закрывались 51 мм куполами. Боевая рубка защищалась 270 мм броневыми плитами.

Готов броненосец был в 1891 году, но в гражданской войне принять участие не успел. Устранение недоделок и освоение экипажем заняло полтора года и в Чили корабль пришел только в мае 1893 года. После десяти лет службы в соответствии с аргентино-чилийским соглашением, положившим конец гонке морских вооружений между странами, он был разоружен на некоторое время, как и все основные боевые корабли сторон.

Интересно, что великие державы рассматривали крупные латиноамериканские флоты в основном как заказчиков для своего судостроения и как резерв корабельного состава в критический момент.

Чилийский флот не стал исключением. В марте 1898 года американцы пытались купить «Капитан Прат» в связи с запланированной войной с Испанией. Но что-то не сложилось и американцы размотали испанский флот без помощи бывшей испанской колонии.

В 1903 году с подобным предложением вышли японцы, пытающиеся усилить свою эскадру перед нападением на Россию ( это им удалось с двумя новенькими аргентинскими броненосными крейсерами). Предложение касалось в частности «Капитана Прата» и второй «Эсмеральды». Несмотря на имеющийся богатый опыт торговли с Японией ( чилийский крейсер «Артуро Прат» прямо на верфи Армстронга стал японским «Цукуси», а знаменитый чилийский крейсер « Эсмеральда» после длительной службы ушел за океан-доживать уже как японский «Идзуми»), сделка не срослась. Аргентинский вариант оказался лучше.

Затем имели место мутные интриги различных агентов Российского правительства по усилению 2-й Тихоокеанской эскадры «южноамериканскими крейсерами». Кто там кому что обещал, сколько дали и сколько оставили-тема отдельного уголовного дела. Но русский флот латиноамериканскими боевыми кораблями не пополнился.

«Капитан Прат» считался сильнейшим броненосным кораблём Латинской Америки до покупки Аргентиной двух крейсеров типа «Гарибальди», а в национальном флоте он был вместе с броненосным крейсером «О’Хиггинс» основной ударной силой чилийского флота вплоть до дредноута «Альмиранте Латорре». В 1910 году броненосец прошел модернизацию, которая позволила значительно увеличить его скорость.

      Германская Восточноазиатская эскадра в Вальпараисо в ноябре 1914 года; Капитан Прат крайний правый


Германская Восточноазиатская эскадра в Вальпараисо в ноябре 1914 года; Капитан Прат крайний правый

Броненосец вместе с основными силами чилийского флота обеспечивал соблюдение нейтралитета страны при визите эскадры адмирала Шпее в 1914 году.

11 марта 1916 года на «Капитан Прат» произошел взрыв боеприпасов во время стоянки на якоре в порту Вальпараисо . В кормовой башне главного калибра взорвались два заряда с просроченным кордитом(ему было уже 17-20 лет при норме 15 лет). Благодаря тому, что взрыв произошел в подбашенном отделении и вентиляция вовремя удалила взрывоопасные газы, детонации всего боезапаса удалось избежать.

С 1926 года броненосец перевели в береговую охрану. В 1928-1930 годах использовали как тендер для подводных лодок типа H и «Капитан О’Брайен».

Из боевого состава корабль исключили в 1935 году, разоружили и отдали в школу инженеров. В 1942 году старый корабль сдали на металлолом.

Гонка начинается. Броненосец «Капитан Прат». Чили

«Капитан Прат» — образец «универсального боевого корабля», для нужд второразрядной морской державы. По европейским нормам-броненосец 2-го класса, компромисс между линейным кораблем и крейсером. Сильное вооружение, высокая скорость и умеренное бронирование при неплохой мореходности. И все это в 7000 тонн водоизмещения. Наиболее близкий класс кораблей-эскадренные броненосные крейсера типа «гарибальдийцев» и «асамоидов». У французов это были крейсерские броненосцы или броненосцы-стационеры в дальних колониях типа «Вобана». И, разумеется, наши «пересветы» вместе с британскими «второклассниками» для китайской станции.

Имя Прата остается в Чили в пантеоне флотских героев и достается крупным боевым кораблям. После броненосца это были : легкий крейсер типа «Бруклин» в 50-х, ракетный эсминец типа «Каунти» британской постройки ( 1983-2006) и бывший голландский фрегат типа «Якоб ван Хеемскерк» ( с 2006 года).

Кроме того имя Артуро Прата увековечено в многочисленных улицах, площадях и учреждениях страны.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/bronenoscy-gonka-nachinaetsia-kapitan-prat-5f22efd12193e20e43f9c270

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account