Содержание:
Одержав 13 июня 1665 года у Лоустофта уверенную победу над голландцами, англичане почивали на лаврах. Соединённые Провинции более не казались им серьёзным противником. Готовясь к дальнейшей войне, Карл II поддался влиянию советников и принял роковое решение: он выделил 20 кораблей под командованием принца Руперта и отправил их на запад, чтобы блокировать в Бресте французский флот и помешать ему соединиться с голландцами. Основные силы Роял Неви — 56 кораблей — вышли в море на поиски противника 9 июля 1666 года. Через два дня они его нашли.
Встреча у Дюнкерка
Опираясь на опыт первой англо-голландской войны (1652–1654), англичане сохраняли уверенность в своём превосходстве. Некоторые офицеры Роял Неви даже заключали пари, уверяя, что голландские бомбардиры будут по большей части палить в белый свет как в копейку — ведь эти мобилизованные торговцы не знают даже основ военной науки!
Британцы очень сильно заблуждались. И Ян де Витт, и генеральные штаты, и адмиралы сделали правильные выводы из прежних неудач. Ещё в мирное время голландцы занялись подготовкой кораблей и экипажей к военным действиям — и подошли к делу серьёзно.
11 июня 1666 года адмирал Джордж Монк, герцог Албемарль, обнаружил у Дюнкерка голландскую эскадру из 85 кораблей. Хотя его силы (56 кораблей) значительно уступали противнику, адмирал решил всё же атаковать голландцев. Английским авангардом из 20 кораблей командовал адмирал Джордж Эскью, центром из 19 кораблей — Джордж Монк, арьергардом в составе 17 кораблей — вице-адмирал Томас Тэддиман. Самыми сильными кораблями были 82-пушечный «Роял Чарльз» и 92-пушечный «Роял Принс».
Им противостоял полностью отмобилизованный флот голландцев в составе трёх эскадр. В центре находились роттердамские и амстердамские суда: 22 корабля, шесть фрегатов и три брандера из провинции Мазе (Роттердам) под началом лейтенант-адмирала Михаэля де Рюйтера на флагманском 80-пушечном «Де Зевен Провинсьон». В арьергарде расположились корабли Амстердамского и Североголландского адмиралтейств: 25 кораблей, четыре фрегата и три брандера. В авангарде Зеландия выставила девять кораблей, а Амстердам — пять кораблей, четыре фрегата, четыре яхты и один брандер. Фрисландия внесла посильный вклад в комплектование эскадры, отрядив десять кораблей и один брандер. Самыми сильными кораблями голландцев были 80-пушечные «Де Зевен Провинсьон» и «Холландиа», 78-пушечный «Вест Фрисланд», 76-пушечный «Эндрахт», 72-пушечные «Рейгерсберген», «Пасификейт», «Вапен ван Энкхайзен», «Принс Хенрик Казимир», «Гроот Фризия», «Гронинген» и «Гауда», 70-пушечные «Каландсоог» и «Вальчерен». Всего голландская эскадра имела 71 линейный корабль, 14 фрегатов, пять мобилизованных яхт и восемь брандеров. Авангардом голландцев командовал лейтенант-адмирал Корнелис Эвертсен-старший, центром — лейтенант-адмирал Михаэль де Рюйтер, арьергардом — лейтенант-адмирал Корнелис Тромп.
Голландцы имели 34 корабля, насчитывавших не менее 60 орудий, тогда как у англичан подобных кораблей было только 19.
День первый
Англичане попытались атаковать головные дивизионы голландцев до подхода их концевых кораблей. Однако манёвр не удался. Ветер, довольно сильный, наклонял английские корабли. Выстрелы шли с недолётами (у голландцев, напротив, с перелётами). Стрельба была скорее эффектной, чем эффективной. Использовать благоприятный момент Монку не удалось. Когда в сражение вступили все голландские корабли, их преимущество стало неоспоримым.
С присущей ему энергией Монк рассеял голландский арьергард, и тот был вынужден отойти во фламандские мелководья, коих у Дюнкерка было немало. Поскольку атакующие корабли Албемарля имели бо́льшую осадку, нежели голландские, англичане не могли преследовать Тромпа. Вместо этого они развернулись на северо-запад и ударили по де Рюйтеру. Командующий голландским флотом встретил врага в неровной кильватерной колонне и успешно отразил все английские попытки прорвать линию.
Отходившие английские корабли с тыла атаковал неукротимый Тромп. От избытка усердия его флагман, 80-пушечный «Холландиа», столкнулся с не успевшими сманеврировать 30-пушечным «Лейфде» и 64-пушечным «Гроот Холландиа». Воспользовавшись удобным случаем, контр-адмирал Чарльз Беркли на 66-пушечном «Свифтшур» попробовал взять «Холландиа» на абордаж, но прибывшие на помощь адмиралу 70-пушечный «Каландсоог» и 72-пушечный «Рейгерсберген» сами атаковали англичан и нанесли большой урон. «Рейгерсберген» подошёл к «Свифтшур» вплотную и забросил абордажные крюки. Смертельно раненный Беркли умер в своей каюте, а его корабль был захвачен. Забальзамированное тело контр-адмирала голландцы выставили напоказ в Амстердаме, а позже вернули в Англию с письмом, в котором превозносили храбрость покойного.
На помощь Беркли пришли 42-пушечный зафрахтованный торговый «Лойал Джордж» и 54-пушечный «Севен Оукс». Голландцы без труда захватили и их. Тромп отрезал 56-пушечный «Рейнбоу» и 46-пушечный «Кентиш» от основных сил. Первый из них, преследуемый дюжиной голландских кораблей, влетел на нейтральный рейд Остенде и интернировался там. «Кентиш» смог пройти вдоль фламандского берега и позже возвратился в Англию.
Тем временем де Рюйтер и Монк выстроили свои эскадры в линии и атаковали друг друга. Британская новинка, зажигательные снаряды, погубила два голландских корабля: 58-пушечный «Хоф ван Зеланд» и 46-пушечный «Дюйвенроде» из-за вспыхнувших пожаров взлетели на воздух. Английские бомбы представляли собой полые медные шары, заполненные горючим веществом. К счастью для голландцев, их противники имели только около двух десятков бомб — правительство посчитало, что стоимость производства таких боеприпасов уж очень высока. Как видим, решение было не самым разумным.
С другой стороны, для британцев абсолютной неожиданностью стало то обстоятельство, что голландские корабли использовали артиллерию главного калибра. Оказалось, что теперь голландцы имели пушки больших калибров, а их ядра, вылетавшие с большей начальной скоростью, чем прежде, могли пробивать борта английских кораблей. Кроме того, голландские 18- и 24-фунтовые орудия были гораздо скорострельнее английских 32-фунтовых пушек.
Ночью Монк отступил, чуть не потеряв при этом 70-пушечный «Генри» под командованием контр-адмирала Джона Хармана. Корабль получил повреждения и сдрейфовал к голландской линии, где его и подожгли два брандера. На корабле поднялась паника. Более трети экипажа попрыгало за борт. В конце концов Харман сумел навести порядок и с остатками команды организовал борьбу с огнём. Вскоре к нему подошёл голландский 70-пушечный «Вальхерен» лейтенант-генерала Корнелиса Эвертсена-старшего. Эвертсен предложил сдаться, но Харман открыл по голландцам огонь. «Генри» потерял две мачты, однако сумел нанести «Вальхерену» и подошедшему на помощь 50-пушечному «Утрехту» значительные повреждения. Эвертсен погиб, его флагман отстал, и Харману удалось соединиться с Монком.
День второй
Утром второго дня адмирал Монк решил атаковать голландцев с юго-запада, разрезать и уничтожить их центр. Удар пришёлся на флагман нидерландского флота — 80-пушечный «Де Зевен Провинсьон» де Рюйтера. Албемарль сближался с кордебаталией голландцев под углом примерно в 80°, и потому два его головных корабля — 48-пушечные «Балтимор» и «Бристоль» — попали под продольный огонь голландского дивизиона в составе «Де Зевен Провинсьон», «Гроот Холландиа» и «Эндрахт». Монк был вынужден отвернуть, а «Бристоль» и «Балтимор», зияя пробитыми бортами и имея обширные повреждения корпуса, ушли в Мидуэй, к Темзе.
Английский командующий привёл эскадру в порядок, перестроил корабли и пошёл во вторую атаку. Но как только он приблизился к линии противника на пушечный выстрел, Тромп с частью арьергарда обошёл Албемарля с другой стороны и поставил в два огня. Ирония судьбы заключалась в том, что Тромп совершил этот манёвр случайно: из-за пушечного дыма он не увидел команды Рюйтера, что впоследствии обернулось большой ссорой между двумя голландскими адмиралами.
Де Рюйтер, решив, что Монк отрезал Тромпа, прорвался сквозь английскую эскадру с 16 кораблями (это были дивизион вице-адмирала Яна де Лифде и «Де Зевен Провинсьон» с мателотами). Остальная часть голландской эскадры под командованием лейтенант-адмирала Аарта ван Несса в это время следовала в кильватерной колонне строго на юг, ведя бой с англичанами. Манёвр де Рюйтера позволил отбить атаку превосходящих сил английского флота на Тромпа. При этом погиб 68-пушечник «Лифде», в который, похоже, всадили последнюю бомбу, и был повреждён «Шпигель», получивший 28 подводных пробоин от ядер «Роял Чарльза». На «Шпигеле» погиб вице-адмирал Амстердама Абрахам ван дер Хулст. Тромп к этому времени сменил уже четыре судна и позже благодарил де Рюйтера за спасение.
Арьергард также нёс потери. От мушкетной пули погиб шаутбенахт Фредерик Стасхоуфер. Ещё с утра де Рюйтер отправил сильно повреждённые «Холландиа», «Гельдерланд», «Дельфт», «Асперен» и «Бесхемер» вместе с тремя захваченными английскими судами в Голландию. Теперь так же пришлось поступить с кораблями арьергарда: «Пасификатие», «Фройхейд», «Провинсиа», «Каландсоог» и «Утрехт». После этих вынужденных мер боевая ценность арьергарда сильно упала.
Джордж Эскью увидел, что Тромп и де Рюйтер находятся в отрыве от остальных сил, и немедленно атаковал голландских адмиралов. Однако благодаря искусству де Рюйтера оба они смогли прорваться к главным силам. «Де Зевен Провинсьон» был сильно повреждён и временно вышел из боя. Позже некоторые историки обвиняли де Рюйтера в трусости, но генеральные штаты, памятуя о трагедии Лоустофта, когда смерть Обдама полностью разрушила систему управления голландским флотом, запретили командующему рисковать своей жизнью.
Соблюдая порядок, голландцы вплотную подошли к англичанам и открыли сильный огонь. Вскоре из английской кордебаталии вывалился 56-пушечный приватир «Лойал Сабджект», взявший курс на Темзу. Он получил серьёзные повреждения и после осмотра был сдан на слом. 48-пушечный «Блэк Игл» пошёл ко дну на глазах у всего флота.
В 15:00 на горизонте показались паруса — к голландцам шла подмога. Монка такой поворот событий застал врасплох. По данным английской разведки, голландцы сформировали ещё одну сильную эскадру, и эти корабли могли быть её авангардом. Албемарль приказал доложить ситуацию с повреждениями и боезапасом. Выяснилось, что только 29 судов в состоянии продолжать борьбу. Английская эскадра принца Руперта, отправленная накануне сражения на запад против французов, ещё не появилась. Вдобавок ко всему Монк только сейчас обнаружил, что не видит «Рейнбоу» и «Кентиш», и предположил, что они захвачены де Рюйтером.
Английский адмирал находился в 7 лигах к юго-западу от голландского флота и не торопился сближаться. Тромп попытался спустить на англичан брандер «Синт Паулс», однако те довольно быстро его обнаружили и захватили в качестве приза.
День третий
13 июня к англичанам присоединилось шесть кораблей.
Преследуемый де Рюйтером Монк отходил к западу. Для прикрытия он выделил 15 самых сильных кораблей из тех, что у него ещё оставались, в том числе шесть флагманов. Лейтенант-адмирал Роттердамского адмиралтейства Аарт ван Несс приказал капитанам атаковать малые суда противника и держаться подальше от страшных 32-фунтовок английских 80-пушечников.
Вечером Монк наконец увидел корабли принца Руперта. Правда, соединиться флотилии пока не могли — между ними лежала Галоперская отмель, которую надо было ещё обогнуть. Желая избежать боевого контакта с голландцами, Албемарль направился прямо через банку. Однако прилив ещё не набрал силы, и «Роял Чарльз», «Роял Кэтрин» и «Роял Принс» сели на мель.
Это был трудный момент для Албемарля: голландцы находились примерно в 5 лигах, а лучшие корабли флота не смогли обойти песчаную отмель! Правда, «Роял Чарльз» и «Роял Кэтрин», дважды садившиеся на мель, быстро с неё сошли, а вот имевший бо́льшую осадку «Роял Принс» застрял прочно. Адмирал Джордж Эскью старался подавить возникшую панику, призывая к спокойствию и повторяя, что прилив скоро поможет снять судно с мели. Однако при виде приближающихся голландских брандеров охваченная ужасом команда высыпала на верхнюю палубу. Часть моряков бросилась в море.
Первым к «Роял Принсу» подоспел Тромп на 72-пушечном «Гауда». Он предложил англичанам сдаться, в противном случае обещая сжечь корабль брандерами. Эскью принял условия противника. Впервые голландцам удалось взять в плен английского офицера такого ранга.
Командующий голландским арьергардом хотел снять 92-пушечник с мели, но к месту аварии уже спешили английские корабли, а поскольку Тромп имел недвусмысленные приказания от де Рюйтера уничтожать любые призы, то ему пришлось поджечь англичанина. Новенький линкор, перестроенный в 1663 году, пылал всю ночь, освещая местность. «Принс» со своей огромной осадкой не смог бы служить у голландцев, но у него были 92 медные пушки, чья стоимость равнялась цене корабля. Однако де Рюйтер опасался, что вместе с призом, под предлогом его конвоирования, уйдут и вполне боеспособные голландские корабли, поэтому предпочёл корабль сжечь.
Вырвавшийся вперёд отряд ван Несса попытался помешать двум вражеским эскадрам встретиться, но англичане сумели обойти голландцев и в полночь соединились. Де Рюйтер отозвал ван Несса и лёг в дрейф у Галоперской отмели.
День четвёртый
14 июня к английскому флоту присоединились ещё пять кораблей, бывших в отдельном крейсерстве: «Конвертайн», «Санта-Мария», «Центурион», «Кент» и «Хэмпшир». Шесть тяжело повреждённых кораблей отошли в Портсмут для ремонта. Таким образом, вместе с отрядом Руперта английская эскадра насчитывала 52 корабля (половина из них не имела повреждений) и шесть брандеров, в то время как голландская эскадра с учётом вернувшихся кораблей всё ещё имела 69 кораблей и семь брандеров.
Монк решил ещё раз попытать счастья и атаковать противника.
Перед столкновением де Рюйтер созвал военный совет, где заявил, что это будет решающая битва войны. Адмирал планировал прорвать английскую линию в трёх местах и дальше биться с изолированными отрядами, лишёнными центрального командования и какой бы то ни было поддержки.
Первыми сошлись вице-адмирал Ян де Лифде на 66-пушечном «Риддерсхап ван Холланд» и вице-адмирал Кристофер Мингз на 76-пушечном «Виктори» из эскадры принца Руперта. В разгар боя Мингз получил в грудь мушкетную пулю и к вечеру скончался. Увлекаемые примером де Лифде, голландцы прорвали линию англичан, чего не случалось в первой войне, и разделили Монка и принца Руперта. Отрезанный отряд Руперта четыре раза пытался прорваться на юг, к Монку, но Тромп и ван Несс окружили его.
Монк, преследуемый Рюйтером, постепенно отходил от места боя на север. На полном ходу английский командующий врезался в отряд Тромпа и ван Несса, разметал дивизион Корнелиса и походя сжёг 46-пушечный «Ландман». Ван Несс отошёл. Де Рюйтер поспешил на помощь Тромпу. Руперт попытался перекрыть подход «Де Зевен Провинсьон», но де Рюйтер тремя залпами лагом нанёс сильные повреждения флагману Руперта «Роял Джеймс», и принц отстал. Его флагман шёл на буксире корабля «Бреда».
Теперь де Рюйтер вплотную занялся Монком. После трёх дней непрерывного сражения на английских судах заканчивался порох, а вот голландцы предусмотрительно пополнили боеприпасы. Монк, положившись на скорость своих кораблей, повернул к Портсмуту. И всё же голландцы смогли захватить четыре отставших корабля: 64-пушечный «Клоув Три», 54-пушечный «Конвертайн», 58-пушечный «Эссекс» и 40-пушечный «Блэк Бул» — этот корабль получил большие повреждения и позже затонул. Густой туман спас англичан от разгрома: опасавшийся отмелей де Рюйтер прекратил преследование.
Это был самый грандиозный бой Второй англо-голландской войны (1665–1667). Англичане потеряли десять кораблей, с их стороны погибло примерно полторы тысячи человек, в том числе вице-адмиралы Беркли и Мингс. 1450 человек получили ранения, а 2000 угодили в плен, в том числе английский адмирал Эскью. Голландские потери составили четыре судна, 1550 человек погибшими (среди них были лейтенант-адмирал Корнелис Эвертсен-старший, вице-адмирал Абрахам ван дер Хулст и шаутбенахт Фредерик Стасхоуфер) и 1300 — ранеными.
Исход Четырёхдневного сражения наряду с эпидемией чумы и Великим пожаром в Лондоне поставил Англию на грань поражения. Английский флот не мог более контролировать ни воды Голландии, ни воды Британии.
Литература:
- Fox, F. A Distant Storm, the Four Days Battle of 1666, Press of Sail Publications. / F. Fox. — Porterfield, 1996.
- Clowes, W.L. The Royal Navy: A History from the Earliest Times to the Present / W.L. Clowes, R. Clements. — Chatham Publishing; Reissue edition, 1997.
- Howard, F. Sailing Ships of War, 1400-1860 / Frank Howard. — Greenwich, 1979.