Голландская королева. Бронепалубный крейсер «Кёнигин Вильгельмина дер Нидерланден».
Маленькая Голландия с большой колониальной империей к концу 19-го века стала желанной и легкой добычей для новых империалистических хищников. Основные владения Голландии-так называемые Ост-Индские колонии в Тихом океане, известные нынче как Индонезия, обладали несметными богатствами. А вот сил защитить их у метрополии уже не было. Особенно беспокоили голландцев растущие региональные игроки. В этот период ускоренную модернизацию, правда по разным схемам, проводили Цинский Китай и Япония эпохи Мейдзи. Китай стал ведущей морской силой в регионе после постройки на германских верфях двух современных броненосцев, а Япония обзавелась экстравагантной тройкой бертеновских крейсеров типа «Мацусима». На тот момент ни одна из великих держав не держала в Тихом океане мощной эскадры.
Для голландцев важно было составить такую эскадру береговой обороны на своих островах, чтобы показать потенциальному захватчику нерентабельность проблем с голландцами.
В конце 19-го века голландцы приняли новую программу по обновлению своего флота. Флота, предназначенного для защиты берегов метрополии и жемчужины голландской короны, ост-индских владений(Индонезии). Лимит для постройки новых кораблей определили в 40 000 тонн. С учетом того, что обширные тихоокеанские акватории требовали значительного количества кораблей, голландские адмиралы пришли к выводу, что необходимые боевые возможности надо умудриться вместить в корабли не более 5000 тонн водоизмещения. Сбалансировать боеспособный корабль для такого водоизмещения в конце 19-го века было довольно трудно.
В итоге на свет появился проект уникального, если не сказать очень странного, корабля. Официально относящийся к крейсерам, он был тихоходен(всего 15,5 узлов), а его вооружение отличалось заметным разнообразием- за погонную стрельбу отвечала башня с 280 мм пушкой, за ретирадную-щитовая установка с орудием в 210 мм, а бортовой огонь могло вести по одному 170 мм орудию на каждый борт. Кроме этого и противоминных скорострелок, имелось еще четыре 76 мм пушки.
Итого 8 орудий четырех калибров. Настоящий зоопарк, каждой твари по паре. При солидном водоизмещении в 4530 тонн он, кроме броневой палубы имел серьезную защиту возвышавшихся над бронепалубой цилиндров вертикальных машин и паровых котлов в виде довольно толстых гласисов.
При этом массивная бронированная носовая башня выделялась над низкобортным корпусом,чуть возвышаясь над палубой за счет надстройки с барбетом. Силуэт корабля сравнивали с паровым утюгом.
В общем получился своеобразный крейсер береговой обороны. Достаточно бюджетная альтернатива броненосцам. Для потенциальных противников-скорее демонстрация готовности метрополии защищать свои колонии.
Из-за банкротства амстердамской верфи «Koninklijke Fabriek van Stoomen andere Werktuigen» недостроенный корабль был передан для достройки государственному арсеналу «Rijkswerf»(«Рейксверфе») в том же Амстердаме.
Имя крейсер получил в честь 11 летней принцессы Вильгельмины Хелены Паулины Марии Нидерландской, принцессы Оранж-Нассау (Wilhelmina Helena Pauline Maria of the Netherlands, Princess of Orange-Nassau)- «Prinses Wilhelmina der Nederlanden», но уже в 1898 году, когда Вильгельмина, достигнув совершеннолетия, официально заняла престол Нидерландов, название изменили на «Koningin Wilhelmina der Nederlanden».
Вильгельмина Елена Паулина Мария ( Wilhelmina Helena Pauline Marie; 31 августа 1880, Нордейнде, Гаага — 28 ноября 1962, Хет Лоо) — королева Нидерландов, царствовавшая с 1890 по 1948 год, после отречения носившая титул принцессы Нидерландов.
Будущая королева присутствовала при спуске корабля на воду и стала его крестной 22 октября 1892 года.
В национальной классификации корабль числился Pantserdekschip, в международной-бронепалубным крейсером 2-го класса.Для голландского флота он стал самым крупным крейсером вплоть до достройки новых крейсеров после первой мировой войны.
«Кёнигин Вильгельмина дер Нидерланден» HNLMS «Koningin Wilhelmina der Nederlanden». До 1898 «Prinses Wilhelmina der Nederlanden». Рейксверф (до 22 апреля 1891 «Koninklijke Fabriek van Stoomen andere Werktuigen»), Амстердам. Заложен в ноябре 1889 (1891), спущен на воду 22 октября 1892, вступил в строй 17 апреля 1894, исключен 9 апреля 1910, 14 октября 1910 продан для разделки на металл.
Водоизмещение 4 530 тонн.Длина 99,8 метров, ширина 14,91 метров, осадка 6,07 метров
Двигатели-Две вертикальные паровые машины мощностью , 6 цилиндрических котлов, 4,600 и.л.с. , максимальную скорость 15,8 узлов. Запас угля 411 тонн. Дальность на 10 узлах- 1800 миль.
Бронирование- Броневая палуба (компаунд) толщиной 50 мм (на скосах 75 мм) в районе расположения ЭУ вертикального типа имела защитные гласисы: вокруг машинного отделения – 125 мм, котельного – 280 мм. Башня главного орудия 280 мм, барбет 280 мм.
Вооружение – одно 28-см орудие L/30 Krupp No.2, одно 21-см орудиеKrupp L/35 Krupp No.2, два 17-см L/35 Krupp No.2. 4 75-мм/55 Krupp No.1, 10 37-мм 1 фн орудий Hotchkiss, 4 355-мм торпедных аппарата Mk IX (носовой,кормовой и два бортовых).
Экипаж 296 человек.
Низкобортный и широкий корпус крейсера с двумя мачтами и одной массивной дымовой трубой на миделе по силуэту больше напоминал броненосец береговой обороны. Только из бронирования он имел лишь броневую палубу. Под бронепалубой корпус был разделен на 22 водонепроницаемых отсека, между броневой и верхней-на 16. Защита по ватерлинии ограничивалась коффердамами, зато носовую часть украшал довольно внушительный таранный шпирон.
В носовой части на надстройке была установлена бронированная башня барбетного типа с орудием 280 мм. При этом толщина брони у башни также была 280 мм. Благодаря надстройке орудие было достаточно высоко над ватерлинией, чтобы вести стрельбу при чуть свежей погоде.
В корме размещалась защищенная орудийным щитом 210 мм крупповская пушка. В центре корпуса на каждом борту стояло по 170 мм орудию.
Для миноносцев «Вильгельмина» имела четыре 76 мм орудия и десять 37 мм скорострельных орудий, в т.ч. 4 револьверных.
Для защиты циллиндров вертикальных паровых машин, не умещавшихся под бронированной палубой, вокруг выступающей части были сделаны броневые гласисы 125 мм, верхнюю часть котлов прикрывали гласисы 280 мм.
Бронированная палуба набиралась из брони типа компаунд 50 мм со скосами в 75 мм.
Служба крейсера началась 17 апреля 1894 года. Первые походы были запланированы в Северном море и Северной Атлантике.19 июля у острова Харссенс корабль первый раз сел на мель.
12 сентября 1894 года, перед отправкой в Ост-Индию, на крейсере побывала сама королева Вильгельмина с матерью. Освоившись в тихоокеанских водах, корабль отправился в турне для демонстрации флага. Он с 10 декабря 1896 года посетил Китай, Корею, Японию и Филиппины.
Во время «боксерского» восстания в Китае в 1900 году голландцы решили отправить в Шанхай подкрепление, для защиты местных голландцев и других европейцев. Однако отправленный 23 июня крейсер «Holland» был вынужден остановиться в Гонконге для ремонта и задержался. Тем временем повстанцы убили в Пекине немецкого посла, рейд адмирала Сеймура на столицу не удался, а к восставшим присоединились китайские войска.
В Ост-Индии были собраны все доступные силы и 12 июля «Koningin Wilhelmina der Nederlanden» и броненосец береговой обороны «Piet Hein» вышли в Шанхай для поддержки «Holland». Голландская эскадра, получившая обозначение «дивизион Ява» высадила десант, занимавшийся охраной французской концессии, под защиту которой перебрались и многочисленные голландские граждане. Операция была признана успешной и 7 ноября корабли вернулись в Ост-Индию, на базу Танджунг Приок.
29 декабря 1909 года крейсер отправился в метрополию, куда прибыл 14 февраля 1910 года. 5 марта 1910 года его вывели из эксплуатации и 14 октября продали на слом.
Голландская морская политика в конце 19-го-начале 20-го века- политика «искусства возможного», за счет небольшого доступного ресурса создать у неприятеля видимость силы и решимости ее применять. Еще и многовекторная «хитрая» внешняя политика. Это позволило избежать локальных столкновений и остаться среди нейтралов в первую мировую войну, но в 1940 году более чем полувековой голландский блеф практически мгновенно рассыпался под ударами немецкой авиации и парашютистов. Благо, «Вильгельмина»(крейсер) до этого не дожил. Его отправили на слом еще до первой мировой.
Голландцы полагали, что такой «крейсер береговой обороны» сможет стать достойным противником для «мацусим» и китайских броненосцев. Но проверить сие убеждение практикой тогда не представилось возможным.