Интересная статья с канала «Машина» яндекс-дзена.
Еще в 1936 году, накануне запуска в серийное производство седана М-1, товарищ Сталин поставил перед конструкторами Государственного автозавода им.Молотова задачу создать его открытую модификацию для южных районов Советского Союза. Задача оказалась сложнее, чем казалось на первый взгляд, и привела к необходимости проектирования совершенно нового кузова, вся унификация которого с М-1 сводилась лишь к использованию тех же фар, сохранению формы передних крыльев (в которых теперь пришлось сделать карманы для крепления двух «запасок») да возможности поставить то же самое оперение моторного отсека – облицовку радиатора и капот с боковинами. Получившийся в итоге открытый кузов получил обозначение ГАЗ-40. Первые опытные образцы «сороковых» кузовов появились в конце 1937 года.
Параллельно шла работа по модернизированному шасси, которое должно было лечь в основу фаэтонов и улучшенной «эмки» с 6-цилиндровым мотором. Но эти работы задерживались, поэтому, согласно архивным изысканиям нашего коллеги Дмитрия Дашко, первые открытые кузова поставили на обычные 4-цилиндровые шасси М-1. Получившийся временный вариант фаэтона обозначался М-40. При этом все опытные фаэтоны имели незначительные отличия друг от друга по оперению передка, конструкции ветровых стекол и форме багажника. Что известно о дальнейшей их судьбе: к 22 сентября 1938 года все четыре построенных кузова типа «фаэтон» точно были переставлены на новые 6-цилиндровые шасси модели «11» с усиленным передним мостом, доработанными тормозами и подвеской. В таком виде автомобили, названные ГАЗ-11-40, были в указанный день осмотрены в Москве правительственной делегацией в составе товарищей Сталина, Молотова, Кагановича, Ворошилова, Ежова и Жданова.
Однако до наших дней дошла целая фотопленка знаменитого газовского фотографа Н.Н. Добровольского, посвященная испытательному пробегу фаэтонов по маршруту Горький – Москва. Известен только год события – 1938. Это точно не сентябрьский перегон машин на показ товарищу Сталину, поскольку состав техники в колонне другой, да и время года – явно не сентябрь. Тут или поздняя осень (ноябрь), или весна (апрель), когда снег уже растаял, но вокруг полно пожухлой прошлогодней травы, а листья на деревьях только-только начинают появляться. К тому же учитывая, что в колонне еще нет четвертого экземпляра фаэтона с новой облицовкой, я склоняюсь именно к варианту с началом весны. И если это так, то в нем, видимо, участвуют еще «временные» фаэтоны М-40. Точный же ответ о дате автопробега можно будет установить, изучив архивные дела по заводу за 1938 год. Тогда и будет понятно: М-40 на фотографиях или уже ГАЗ-11-40. Но достаточно прелюдий – предлагаю посмотреть собственно фотографии: они очень наглядно характеризуют состояние дорожной сети в довоенном СССР!
Итак, первый кадр: очень широкое шоссе – чуть ли не четырехполосное, но без твердого дорожного покрытия. Сейчас оно превратилось в мягкую «кашу», и весь транспорт в обоих направлениях следует по единственной пробитой колее. На переднем плане – серый фаэтон с госномером «ПРОБА ГК 00-19». Его особенности – прямая рамка ветрового окна с двумя стеклами, прямой бампер, капот с боковинами от М-1, ступенчатый багажник (который в то время называли еще не багажником, а чемоданом).
На совсем тяжелом участке с жидкой грязью путь выстлан большим количеством веток, а машины явно проходят его с разгона, судя по очереди из ожидающих проезда на заднем плане. В центре кадра – черный фаэтон с госномером «ГК 96-98» с цельным ветровым стеклом, изогнутым передним бампером, капотом с боковинами от М-1 и ступенчатым багажником. Следующим в очереди стоит фаэтон марки Ford образца 1937 года, участвовавший в пробеге в качестве современного импортного аналога. И, к слову, именно от такого «Форда» для горьковских фаэтонов взяли складной матерчатый верх.
Этот же самый участок дороги форсирует уже упоминавшийся серый фаэтон с госномером «ПРОБА ГК 00-19».
Наиболее топкий участок пройден, начинается более сухой участок шоссе, но еще с грунтовым покрытием. В кадре – тот же самый серый фаэтон, за ним черный с госномером «ПРОБА ГК 01-23» (цельное ветровое стекло, прямой бампер, оригинальные боковины капота, задок кузова со скругленной формой багажника), потом снова черный фаэтон с госномером «ГК 96-98» и Ford.
А тут явно идет строительство шоссе с твердым дорожным покрытием. В кадре – все пять участников пробега: два газовских фаэтона, потом два фаэтона Ford (новой и старой модели) и еще один газовский фаэтон. Колонна движется по гребням глубокой колеи, оставленной грузовыми автомобилями или тракторами. Падать в нее нельзя: дорожного просвета здесь «легковушкам» не хватит ни за что!
Наконец, колонна вышла на нормальное шоссе! Асфальт тут или укатанный щебень – по фото непонятно. Но еще ровный, без ям – определенно, положили его совсем недавно.
Один из деревянных мостов через небольшую речушку на маршруте. На переднем плане – три новых фаэтона. При возможности Добровольский всегда строил кадр так, чтобы новые машины были в нем на первых ролях.
А тут вообще автобан! Даже дорожное ограждение с одной стороны есть. Кстати, на этом кадре, наконец, можно прочитать номерной знак фаэтона Ford старой модели: «ПРОБА ГК 00-26». А это рассеивает все возможные сомнения, что он мог быть случайной попуткой. Нет, 100% заводская машина, выделенная для сопровождения пробега.
Машины спускаются от шоссе к паромной переправе. Три газовских фаэтона – во главе кадра, «буржуйский» Ford последней модели спрятан под деревом, а на заднем плане справа вдали виден старый Ford.
Это же место, с другого ракурса. Вот тут уже чуть-чуть виден и новый Ford. Крупным планом американские машины Добровольский в пробеге не снял ни разу.
Уже вдоль берега три фаэтона и посторонняя (судя по номерам) «эмка» с закрытым кузовом движутся к паромной переправе. Кто, кстати, опознает речку?
Три новых фаэтона в ожидании парома. В этом ракурсе можете обратить внимание на разницу в конструкции «чемоданов» у автомобиля 01-23 со скругленным задком (он справа в кадре) и двух других образцов.
А вот и паром! «Скругленный» образец едет последним.
Паром пристыковался, мостки наведены, начинается погрузка.
Да, всем пяти машинам за один раз тут не разместиться!
Ну и последний кадр: в движение паром приводился мышечной силой тех, кому и надо было переправляться на другой берег! Но, судя по улыбающимся лицам, газовцы преисполнены энтузиазма, и подобные трудности их ничуть не смущают. Стальные люди! От потомков: спасибо вам за труд.