В комментах к вчерашнему посту про Ангорскую битву ожидаемо отметились новохроноложцы с известной мантрой о голубоглазом блондине Тамерлане с "истинно арийской" или славянской внешностью. Действительно, есть европейские портреты Тимура, подходящие под это описание, однако, все они нарисованы спустя много десятилетий или даже столетия после его смерти, причем нарисованы людьми, которые никогда его не видели. Соответственно, внешность великого завоевателя на этих портретах отражает лишь богатство фантазии их авторов.
В этой связи надо отметить, что Тамерлан в средневековой Европе был весьма популярен и рисовали его довольно часто. Объяснение — простое: главным внешним врагом тогдашней западноевропейской христианской цивилизации были турки-османы, натиск которых европейцы отражали вплоть до конца XVII века. А про Тамерлана было известно, что он нанес туркам сокрушительное поражение. На этом основании его считали "своим парнем", не акцентируя внимание на том, что сам он, как и турки, был мусульманином.
Изображали его зачастую в виде европейца, несмотря на отсутствие каких-либо исторических и этнографических оснований. Вообще, отношение к истории, географии и этнографии тогда было очень условным. Люди жили, как бы, вне этих наук, не задумываясь о том, что когда-то антураж был совсем иным и не похожим на то, что они постоянно видят вокруг себя.
Поэтому на картинах XV-XVI веков запросто можно увидеть библейских персонажей, одетых в средневековое платье и доспехи, а также — огнестрельное оружие и арбалеты в руках у римских легионеров. Или скованные льдом реки и заваленные снегом города евангельской Палестины, состоящие из домов западноевропейского типа с островерхими черепичными крышами.
То же, относится и к портретам исторических деятелей. Независимо от того, когда и где они проживали, средневековые художники зачастую изображали их в виде своих современников, с соответствующей внешностью, одеждой, прическами, головными уборами и т.д. Далее это наглядно показано на примере портретов того же Тамерлана, которые с нынешней точки зрения выглядят очень забавно.
Представьте себе, на всех трех портретах — Тамерлан. На первом он похож на русского боярина в стеганом тегиляе, на втором — на мадьяра, хорвата или трансильванца, а на третьем — на мелкопоместного польского шляхтича, пана Запьянцовского.
Здесь — еще интереснее: в центре — типичный западноевропейский щеголь XVII века, а справа — да, да, тоже Тамерлан, причем изображенный самим великим Рембрандтом. Картина называется: "Польский всадник Тамерлан, преследующий Баязида". Таким образом, в представлении знаменитого голландского живописца престарелый монгол (во время битвы с Баязидом Тимуру было 66 лет) превратился в юного ангелоподобного поляка!
И только в ХХ веке академик Герасимов, на основании разработанной им методики реконструировал по черепу подлинный облик Тимура.
Большинство современных портретов базируются именно на этой реконструкции, однако, есть исключения. Недавно турки установили бюст Тимура, который больше похож на его западноевропейские изображения XVI века. Впрочем, даты его рождения и смерти на табличке вызывают еще большее изумление…